ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия эмоциональный интеллект. Становление
представлений об эмоциональном интеллекте в психологии 8
1.2. Особенности эмоционального интеллекта младших школьников 13
1.3. Способы формирования и развития эмоционального интеллекта
младших школьников 16
1.4. Внеурочная деятельность как средство развития
эмоционального интеллекта младших школьников 18
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методическая организация экспериментальной работы по диагностике актуального уровня развития эмоционального интеллекта у младших школьников 22
2.1.1. Анализ данных экспериментальной работы 31
2.2. Программа развития эмоционального интеллекта «Компас эмоций» 37
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия эмоциональный интеллект. Становление
представлений об эмоциональном интеллекте в психологии 8
1.2. Особенности эмоционального интеллекта младших школьников 13
1.3. Способы формирования и развития эмоционального интеллекта
младших школьников 16
1.4. Внеурочная деятельность как средство развития
эмоционального интеллекта младших школьников 18
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методическая организация экспериментальной работы по диагностике актуального уровня развития эмоционального интеллекта у младших школьников 22
2.1.1. Анализ данных экспериментальной работы 31
2.2. Программа развития эмоционального интеллекта «Компас эмоций» 37
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
В последние десятилетия в жизни детей произошли колоссальные изменения: ускорился темп жизни, увеличилось число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность без наличия своевременных и доступных способов релаксации. Вдобавок ко всему растет и количество информации, необходимой к переработке и усвоению.
К такому образу жизни добавляется повсеместная компьютеризация, зависимость от гаджетов, переизбыток развлекательных ресурсов, отклоняющих вектор внимания на юмористический, развлекательный контент. В итоге мы имеем ребенка, который мало проводит времени со сверстниками, общается посредством социальных сетей, личные разговоры он отводит на второй план и заменяет его дистанционными способами взаимодействия. В такой ситуации страдают коммуникативная и перцептивная стороны общения. Также указанные факторы приводят к повышению эмоциональной перегруженности, повышению чувства тревоги, апатии, беспомощности. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян в своих работах говорят, что «с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерных для нашей культуры» [39, с. 81] тесно связаны эмоциональные нарушения. То есть ребенку с раннего возраста транслируется такой идеальный образ жизни, где нет ни усталости, ни болезни, ни негативных эмоций. Такая установка порождает необходимость подавлять, заглушать собственные чувства, что в конечном итоге приводит к обратному эффекту. Таким образом, отсутствие переработки эмоций влечет за собой рост психологических и физиологических неблагоприятных проявлений, которые могут приводить и к негативному отношению к школе, к учителю, к одноклассникам, к самому себе и даже к психосоматическим заболеваниям. Однако и отсутствие контроля над собственными эмоциональными проявлениями наносит вред, как и самой личности, так и окружающему социуму.
Соответственно, в таких условиях младшим школьникам стало труднее освоить навыки человеческих чувств, основы эмоциональной и социальной жизни. Поэтому запрос государства к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, изложенный на страницах Федерального государственно образовательного стандарта, содержит в себе требования к развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Реализация данного запроса, на наш взгляд, пройдет более успешно, если в школьной программе появится дополнительный курс, направленный на формирование и развитие эмоционального интеллекта. Такой курс должен быть направлен на раскрытие потенциала младших школьников, развитие навыков коммуникации и взаимодействия. Он даст им возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями и позволит взять контроль над негативными импульсами, а также научит понимать чувства и эмоции окружающих людей.
В психолого-педагогической науке проблема эмоционального интеллекта человека в целом и младшего школьника в частности рассматривается в многообразных аспектах. Сущность и составляющие эмоционального интеллекта исследовали Д.Карузо, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Ю. Беатрис, Р. Бар-Он и др. Эмоциональное воображение изучали А.В. Запорожец, взаимосвязь эмоций и интеллекта - С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, У.Джеймс, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др. Разработкой такой проблематики, как роль нравственных переживаний в общей системе развития личности, становлении ее внутренней позиции рассматривали Л.И. Божович и B.C. Мухина. Также B.C. Мухина затрагивала в своих работах вопрос разумности чувств. В ряде исследований отдельных составляющих эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обнаружились такие аспекты, как феномен «воображаемого партнера» в детском возрасте (О.Б. Чеснокова), ориентация на другого человека и поиск оптимального диалога с ним (О.А. Степанчук).
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время растет интерес отечественных и зарубежных исследователей к изучению эмоционального интеллекта младших школьников. Это обусловлено и существующими потребностями социальной среды, и недостаточной разработанностью некоторых аспектов данной проблематики, связанных в первую очередь с малым количеством конкретных исследований в этой области, а, соответственно, и методических приемов.
Таким образом, цель данной работы - на основе изучения особенностей эмоционального интеллекта разработать программу по повышению его уровня развития младших школьников.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- подобрать диагностические методики для определения уровня развития эмоционального интеллекта у младших школьников;
- провести эмпирическое исследование, направленное на определение актуального уровня развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте в экспериментальной и контрольной группах;
- разработать программу внеурочной деятельности по развитию эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит из следующих допущений:
- эмоциональный интеллект у обучающихся младшего школьного возраста развит недостаточно и требует дополнительных мер по его развитию;
- основными проблемными областями в развитии эмоционального интеллекта у младших школьников являются: небольшой запас эмотивов, низкая способность к определению эмоционального состояния окружающих, преобладание эмоциональной ориентации на предметную составляющую окружающей действительности.
В работе были применены следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- тестирование;
- опросные методы;
- проективные методы;
- методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СШ № 8 города Красноярска, в нем приняли участие 30 обучающихся в возрасте 7 - 7, 5 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка и приложений.
По теме исследования имеется публикация «Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеурочной деятельности (теоретический аспект)» в журнале «Молодой учёный», доступ к которой возможен по следующей ссылке: URL: https://moluch.ru/archive/363/81131/
К такому образу жизни добавляется повсеместная компьютеризация, зависимость от гаджетов, переизбыток развлекательных ресурсов, отклоняющих вектор внимания на юмористический, развлекательный контент. В итоге мы имеем ребенка, который мало проводит времени со сверстниками, общается посредством социальных сетей, личные разговоры он отводит на второй план и заменяет его дистанционными способами взаимодействия. В такой ситуации страдают коммуникативная и перцептивная стороны общения. Также указанные факторы приводят к повышению эмоциональной перегруженности, повышению чувства тревоги, апатии, беспомощности. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян в своих работах говорят, что «с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерных для нашей культуры» [39, с. 81] тесно связаны эмоциональные нарушения. То есть ребенку с раннего возраста транслируется такой идеальный образ жизни, где нет ни усталости, ни болезни, ни негативных эмоций. Такая установка порождает необходимость подавлять, заглушать собственные чувства, что в конечном итоге приводит к обратному эффекту. Таким образом, отсутствие переработки эмоций влечет за собой рост психологических и физиологических неблагоприятных проявлений, которые могут приводить и к негативному отношению к школе, к учителю, к одноклассникам, к самому себе и даже к психосоматическим заболеваниям. Однако и отсутствие контроля над собственными эмоциональными проявлениями наносит вред, как и самой личности, так и окружающему социуму.
Соответственно, в таких условиях младшим школьникам стало труднее освоить навыки человеческих чувств, основы эмоциональной и социальной жизни. Поэтому запрос государства к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, изложенный на страницах Федерального государственно образовательного стандарта, содержит в себе требования к развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Реализация данного запроса, на наш взгляд, пройдет более успешно, если в школьной программе появится дополнительный курс, направленный на формирование и развитие эмоционального интеллекта. Такой курс должен быть направлен на раскрытие потенциала младших школьников, развитие навыков коммуникации и взаимодействия. Он даст им возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями и позволит взять контроль над негативными импульсами, а также научит понимать чувства и эмоции окружающих людей.
В психолого-педагогической науке проблема эмоционального интеллекта человека в целом и младшего школьника в частности рассматривается в многообразных аспектах. Сущность и составляющие эмоционального интеллекта исследовали Д.Карузо, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Ю. Беатрис, Р. Бар-Он и др. Эмоциональное воображение изучали А.В. Запорожец, взаимосвязь эмоций и интеллекта - С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, У.Джеймс, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др. Разработкой такой проблематики, как роль нравственных переживаний в общей системе развития личности, становлении ее внутренней позиции рассматривали Л.И. Божович и B.C. Мухина. Также B.C. Мухина затрагивала в своих работах вопрос разумности чувств. В ряде исследований отдельных составляющих эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обнаружились такие аспекты, как феномен «воображаемого партнера» в детском возрасте (О.Б. Чеснокова), ориентация на другого человека и поиск оптимального диалога с ним (О.А. Степанчук).
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время растет интерес отечественных и зарубежных исследователей к изучению эмоционального интеллекта младших школьников. Это обусловлено и существующими потребностями социальной среды, и недостаточной разработанностью некоторых аспектов данной проблематики, связанных в первую очередь с малым количеством конкретных исследований в этой области, а, соответственно, и методических приемов.
Таким образом, цель данной работы - на основе изучения особенностей эмоционального интеллекта разработать программу по повышению его уровня развития младших школьников.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- подобрать диагностические методики для определения уровня развития эмоционального интеллекта у младших школьников;
- провести эмпирическое исследование, направленное на определение актуального уровня развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте в экспериментальной и контрольной группах;
- разработать программу внеурочной деятельности по развитию эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит из следующих допущений:
- эмоциональный интеллект у обучающихся младшего школьного возраста развит недостаточно и требует дополнительных мер по его развитию;
- основными проблемными областями в развитии эмоционального интеллекта у младших школьников являются: небольшой запас эмотивов, низкая способность к определению эмоционального состояния окружающих, преобладание эмоциональной ориентации на предметную составляющую окружающей действительности.
В работе были применены следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- тестирование;
- опросные методы;
- проективные методы;
- методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СШ № 8 города Красноярска, в нем приняли участие 30 обучающихся в возрасте 7 - 7, 5 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка и приложений.
По теме исследования имеется публикация «Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеурочной деятельности (теоретический аспект)» в журнале «Молодой учёный», доступ к которой возможен по следующей ссылке: URL: https://moluch.ru/archive/363/81131/
В ходе проведенной теоретической и практической работы нами была проделана следующая работа:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, было раскрыто само понятие эмоционального интеллекта, его структура, особенности его развития в младшем школьном возрасте и способы его формирования в целом и во внеурочной деятельности в частности;
- эмоциональный интеллект был определен нами, как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческих отношений: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией, а также пони мать и прислушиваться к эмоциональному состоянию окружающих людей. Данный конструкт развивается в процессе специально организованной деятельности, в которой ребенок обретает непосредственный индивидуальный опыт переживаний эмоций и чувств;
- подобран диагностический комплекс методик для определения уровня развития эмоционального интеллекта у младших школьников на основе выделенных нами критериев развития эмоциональный интеллект;
- проведено эмпирическое исследование, направленное на определение актуального уровня развития эмоционального интеллекта в младшем школь ном возрасте.
Констатирующий этап исследования прошел в два этапа. На первом были сформирована экспериментальная группа, которая была продиагностирована в рамках выбранных нами методик. На втором этапе были изучены и проанализированы полученные данные.
Был проведен анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы. В ходе анализа нам удалось определить, что в обеих группах уровень эмоциональный интеллект находится на среднем уровне с превалированием к низкому уровню. Это значит, что большинство протестированных обучающихся с трудом определяют эмоциональное состояние собеседника, редко замечают перемены в настроении окружающих.
Соответственно, они зачастую могут не задумываться о том, какие чувства вызывают у партнера по взаимодействию их собственные слова или действия.
Также это говорит о том, что у данной выборки школьников слабо развита способность управления собственным эмоциональным состоянием, и, соответственно, управления эмоциями собеседника. К данному дефициту добавляется низкий уровень развития эмпатии, который обуславливается неспособностью проникнуть во внутренний мир собеседника, присоединиться к его переживаниям.
Выделены проблемные области в развитии эмоционального интеллекта в выбранной группе испытуемых: осведомленность о различных эмоциях и способах их выражения; умение определять и учитывать эмоциональное состояние окружающих людей в коммуникации; эмоциональная ориентация на предметную составляющую окружающей действительности, эгоцентрический тип эмпатических реакций.
На этой основе была разработана программа внеурочной деятельности, направленная на компенсацию выделенных проблемных областей в развитии эмоционального интеллекта.
Таким образом, мы видим, что обе гипотезы исследования нашли свое подтверждение в ходе проведенного исследования.
- на основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, было раскрыто само понятие эмоционального интеллекта, его структура, особенности его развития в младшем школьном возрасте и способы его формирования в целом и во внеурочной деятельности в частности;
- эмоциональный интеллект был определен нами, как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческих отношений: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией, а также пони мать и прислушиваться к эмоциональному состоянию окружающих людей. Данный конструкт развивается в процессе специально организованной деятельности, в которой ребенок обретает непосредственный индивидуальный опыт переживаний эмоций и чувств;
- подобран диагностический комплекс методик для определения уровня развития эмоционального интеллекта у младших школьников на основе выделенных нами критериев развития эмоциональный интеллект;
- проведено эмпирическое исследование, направленное на определение актуального уровня развития эмоционального интеллекта в младшем школь ном возрасте.
Констатирующий этап исследования прошел в два этапа. На первом были сформирована экспериментальная группа, которая была продиагностирована в рамках выбранных нами методик. На втором этапе были изучены и проанализированы полученные данные.
Был проведен анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы. В ходе анализа нам удалось определить, что в обеих группах уровень эмоциональный интеллект находится на среднем уровне с превалированием к низкому уровню. Это значит, что большинство протестированных обучающихся с трудом определяют эмоциональное состояние собеседника, редко замечают перемены в настроении окружающих.
Соответственно, они зачастую могут не задумываться о том, какие чувства вызывают у партнера по взаимодействию их собственные слова или действия.
Также это говорит о том, что у данной выборки школьников слабо развита способность управления собственным эмоциональным состоянием, и, соответственно, управления эмоциями собеседника. К данному дефициту добавляется низкий уровень развития эмпатии, который обуславливается неспособностью проникнуть во внутренний мир собеседника, присоединиться к его переживаниям.
Выделены проблемные области в развитии эмоционального интеллекта в выбранной группе испытуемых: осведомленность о различных эмоциях и способах их выражения; умение определять и учитывать эмоциональное состояние окружающих людей в коммуникации; эмоциональная ориентация на предметную составляющую окружающей действительности, эгоцентрический тип эмпатических реакций.
На этой основе была разработана программа внеурочной деятельности, направленная на компенсацию выделенных проблемных областей в развитии эмоционального интеллекта.
Таким образом, мы видим, что обе гипотезы исследования нашли свое подтверждение в ходе проведенного исследования.
Подобные работы
- Особенности эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Особенности эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посещающих учреждения дополнительного образования музыкально- эстетической направленности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



