Формирование универсальных учебных действий подростков при обучении иностранному языку с использованием технологии развития критического мышления в условиях дополнительного образования
Введение 3
Глава 1. Технология развития критического мышления как средство формирования УУД у обучающихся организаций дополнительного образования 8
1.1. Специфика оценивания уровня сформированности УУД 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика среднего подросткового
возраста 21
1.3. Сущность технологии развития критического мышления 25
1.4. Особенности формирования УУД в организациях дополнительного
образования 34
Выводы по главе I 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию УУД обучающихся при помощи ТРКМ в условиях дополнительного образования 43
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности УУД у
обучающихся студии «Happy English» 43
2.2. Методические рекомендации по использованию приемов ТРКМ на
подготовительном этапе экспериментальной работы 50
2.3. Реализация приемов ТРКМ в ходе экспериментальной работы 55
2.4. Диагностика уровня сформированности УУД по итогу
эксперимента 74
Выводы по главе II 82
Заключение 84
Список литературы 86
Приложение А 96
Приложение Б 98
Приложение В 100
Приложение Г
С учетом стремительно развивающихся областей науки, знания начинают устаревать все быстрее, следствием чего возникла большая потребность в специалистах, способных работать в условиях постоянного изменения условий окружающего мира. Так, сегодня «работодатель ищет на рынке труда специалистов, обладающих не только общеобразовательными и профессиональными знаниями, но прежде всего конкретными умениями и навыками в определенной или нескольких областях деятельности» [Тюшевская, 2012, с. 21].
Чтобы решать проблемные ситуации наиболее успешно и уметь подстраиваться к любым изменениям окружающего мира, современному человеку необходимо овладение универсальными учебными действиями (УУД). УУД способствуют развитию полноценной и разносторонней личности обучающегося. Овладев УУД, обучающийся будет в дальнейшее способен к обучению в течение всей жизни, что соответствует принципу современного образования - «lifelong learning» (непрерывное образование).
Несмотря на интерес исследователей к проблеме формирования УУД, остаются недостаточно изученными вопросы как способов их формирования, так и способов мониторинга их сформированности. Более того, найденные нами исследования связаны в основном с развитием УУД подростков в общеобразовательной школе. С другой стороны, проводимые исследования в дополнительном образовании по большей части раскрывают данную проблему по большей части либо для дошкольного возраста, либо для младшего школьного возраста. Однако подростки также имеют трудности в овладении УУД, обучаясь при этом не только в общеобразовательной школе, но также в учреждении дополнительного образования - в частности, тех, в которых предоставляют обучение иностранному языку.
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ), предоставляющей широкий выбор приемов, обеспечивающих развитие тех или иных умений, которые составляют блоки УУД, в условиях дополнительного образования, на наш взгляд, способна решить проблему формирования УУД у обучающихся младшего школьного возраста. Таким образом, наше исследование является актуальным.
Недостаточная разработанность проблемы сформированности УУД подростков, посещающих учреждения дополнительного образования, с использованием ТРКМ на уроках, побудила нас к выбору темы исследования: «Формирование универсальных учебных действий
подростков в условиях дополнительного образования с использованием технологии развития критического мышления».
Объектом исследования является формирование УУД у подростков при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования - использование технологии развития критического мышления как средство формирования УУД обучающихся, посещающих организацию дополнительного образования.
Цель: изучить возможности технологии развития критического
мышления для формирования УУД обучающихся и реализовать ее в условиях дополнительного образования.
В своем исследовании мы исходим из гипотезы: формирование УУД в условиях неформального образования будет успешно, если:
• в учебном процессе организации неформального образования будут учтены психолого-педагогические и методические особенности формирования УУД обучающихся;
• в обучении иностранному языку будут использоваться приемы технологии развития критического мышления.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Определить специфику организации учебного процесса в организациях дополнительного образования.
2. Изучить особенности формирования УУД обучающихся среднего подросткового возраста в условиях дополнительного образования.
3. Уточнить сущность ТРКМ и выделить приемы, способствующие формированию УУД при обучении иностранному языку.
4. Разработать модель оценивания сформированности УУД в условиях дополнительного образования.
5. Реализовать приемы ТРКМ в условиях дополнительного
образования.
6. Опытным путем установить влияние ТРКМ на процесс формирования УУД у обучающихся в организациях ДОД.
Новые требования к организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования послужили предпосылкой для исследования способов формирования УУД у обучающихся 12-13 лет. Базой исследования послужила организация дополнительного иноязычного образования ООО «Виста-А» студия английского языка «Happy English» г. Красноярск. В эксперименте приняли участие 7 обучающихся, из которых были сформированы две фокус-группы - 4 и 3 человека; первая -
экспериментальная, вторая - контрольная.
Теоретическую основу исследования составили исследования в области формирования УУД А.Г. Асмолова [Асмолов, Бурменская, Володарская, 2008; 2010], А.В. Хуторского [Хуторской, 2013; 2019], С.Г. Воровщикова [Воровщиков, Гольдберг, Виноградова, 2015]; работы по исследованию психолого-педагогических особенностей обучающихся среднего подросткового возраста И.А. Зимней [Зимняя, 2000], А.Г. Асмолова [Асмолов, Бурменская, Володарская 2010]; положения о развитии критического мышления через ТРКМ И.В. Муштавинской [Муштавинская, 2018], С.И. Заир-Бека [Заир-Бек, 2011], М.Н. Бубновой [Бубнова, 2018]; нормативно-правовые документы в области развития дополнительного образования, а также работы С.Г. Косарецкого [Косарецкий, М.Е. Гошин,
A. А. Беликова, 2019], А.Н. Аракеляна [Аракелян, 2014].
Решение поставленных задач обусловило использование комплекса следующих взаимодополняющих методов исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов в сфере основного общего образования; анализ учебнометодического комплекта (УМК) по английскому языку;
• эмпирические: метод включенного наблюдения и использование листов наблюдения за деятельностью обучающихся в рамках эксперимента; опросы; тестирование; методы статистической обработки данных, графическое представление результатов.
Научная новизна исследования состоит в раскрытии особенностей применения ТРКМ для формирования УУД обучающихся среднего подросткового возраста в условиях дополнительного образования. Разработана и внедрена трехуровневая модель оценивания уровня сформированности УУД.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленную в данной работе трехуровневую модель оценивания уровня сформированности УУД создает основу для более качественного научнометодического обеспечения мониторинга за процессом формирования УУД не только в условиях дополнительного образования, но также и в условиях общеобразовательной школы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования КГПУ имени
B. П. Астафьева в 2019 и 2020 гг. За период с 2019 по 2020 год опубликованы статьи в сборниках конференций по проблематике магистерской диссертации.
1. Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях дополнительного иноязычного образования Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2020 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
2. Реализация технологии критического мышления в дополнительном иноязычном образовании // Материалы XXI международного научнопрактического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 23 апреля 2020 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс организации дополнительного образования ООО «Виста-А» студия английского языка «Happy English».
Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, графиками и диаграммами.
В первой главе исследования представлены результаты освоения программы основного общего образования в терминах УУД. Были изучены особенности формирования УУД у обучающихся среднего подросткового возраста. Кроме того, был также подробно рассмотрен процесс проведения урока в соответствии с технологией развития критического мышления; нами определено понятие «критическое мышление». Рассмотрен феномен дополнительного образования, способствующий более полноценному развитию личности подростка, а также предоставляющий большие возможности по формированию в его условиях УУД. Также в данной главе была затронута проблема оценивания уровней сформированности УУД, решение которой было предложено нами в следующей главе, заключающееся в представлении нами определенных уровне и критериев оценки уровня сформированности УУД подростков.
Во второй главе нашего исследования представлен ход эксперимента, проведенного на базе организации дополнительного образования «ООО Виста-А» студии английского языка «Happy English» в двух фокус-группах. Эксперимент состоял из трех этапов, проведение которых заняло 32 урока по 55 минут:
• предварительный мониторинг уровня сформированности УУД обучающихся (первые 6 уроков);
• непосредственно сам эксперимент, в ходе которого были реализованы приемы ТРКМ на уроках с обучающимися экспериментальной фокус-группы (20 занятий);
• итоговое оценивание уровня сформированности УУД в контрольной и экспериментальной фокус-группах (6 уроков).
Кроме того, во второй главе представлена трехуровневая модель оценивания уровня сформированности УУД обучающихся, в соответствии с которой получение обучающимся «0 баллов» означает низкий уровень сформированности УУД, «1 балл» - средний, «2 балла» - высокий уровень.
Согласно полученным данным, только у двух подростков (28%) общий уровень сформированности УУД остался на прежнем уровне, т.е. на уровне предварительного определения. Оба подростка обучались в контрольной группе. У остальных пятерых обучающихся (72%), четверо из которых являлись членами контрольной группы, уровень сформированности УУД поднялся на один уровень.
Таким образом, из всего вышесказанного можно заключить, что целью данного исследования, которой являлось изучение возможностей ТРКМ для формирования УУД подростков и реализовать ее в условиях дополнительного образования, была нами достигнута в процессе исследования.
Следует заметить также, что полученные в данной работе результаты могут быть полезны не только для организаций ДОД, но также для общеобразовательных учреждений.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы автор настоящей работы видит в более длительном по времени изучении динамики развития уровне сформированности УУД у обучающихся среднего подросткового возраста.
Поскольку данное исследование рассматривает лишь один из аспектов проблемы - формирование УУД посредством приемов ТРКМ, мы считаем, что исследования в этом направлении могут быть продолжены с применением других методик.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [Электронный ресурс] / Закон об образовании РФ - РЕЖИМ ДОСТУПА: http://zakon-ob- obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.02.2020).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) [Электронный ресурс]. - РЕЖИМ ДОСТУПА: file:///D:/fgos_ru_osnov.pdf.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
3. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] : [утверждена распор. Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р.]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 26.05.2020).
4. Антонова, И.В. Формирование универсальных учебных действий в системе современного дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим Доступа: https://clck.ru/NQvBF (дата обращения: 14.02.20).
5. Аракелян, А.Н. Система дополнительного образования и ее роль в современном языковом образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lomonpansion.com/articles_2_3503.html (дата обращения: 16.02.20).
6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Г.А. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2008. - С. 151.
7. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли [Текст]: Система заданий: пособие для учителя / Г.А. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.:
Просвещение, 2010. - С. 159.
8. Баклановский, К. Диагностический инструментарий УУД
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/54898361-
Diagnosticheskiy-instrumentariy-uud.html (дата обращения: 18.12.19).
9. Борисова, И.И. Система универсальных учебных действий и мониторинг их сформированности у учащихся основной школы [Текст] / И.И. Борисова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов / Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - №1. Т. 20. - С. 39-42.
10. Бубнова, М.Н. Применение ТРКМ на практике [Текст] / М.Н. Бунова // Материалы научно-практической конференции молодых ученых географов (г. Москва, 29 марта 2018 года). - М.: Перо, 2018. - С. 61-64.
11. Буйлова, Л.Н. Новый порядок: что изменится в дополнительном
образовании детей? [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://prodod.moscow/archives/11154 (дата обращения: 29.01.20).
12. Буркова, Т.А., Технология развития критического мышления через чтение и письмо [Текст] / Т.А. Буркова, А.А. Перелыгина // Инновационные подходы в решении проблем современного общества. (Пенза, 27 мая 2018). - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 232-234.
13. Виды деятельности в дополнительном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/ vidy_deyatelnosti_v_dopolnitelnom_obrazovanii_detey/ (дата обращения: 13.02.20).
14. Воровщиков, С.Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Н.П. Аверина. - М.: УЦ «Перспектива», 2015. - С. 274.
15. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Текст] / С.Г.
Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании. - №1. - 2010. - С. 32-36....75