Введение 3
Глава 1. Историческое изучение флоры Туруханского района Красноярского края и условия её формирования 5
1.1. История изучения флоры Туруханского района 5
1.2. Физико-географический обзор территории Туруханского района
Красноярского края 7
1.3. Общие сведения о растительности Туруханского района 10
Глава 2. Охраняемые виды Туруханского района Красноярского края 13
2.1. Конспект охраняемых видов 13
2.2. Таксономический анализ охраняемых видов 20
2.3. Экологический анализ охраняемых видов 22
2.4. Географический анализ охраняемых видов 23
Глава 3. Применение результатов исследования в школьном образовании 25
3.1. Научно-исследовательская деятельность в школе 25
3.2. Интеграция в научно-исследовательскую деятельность
обучающихся 28
3.3. Интеграция в школьный курс биологии 32
Заключение 38
Список используемых ресурсов 40
Туруханский район расположен на северо-западе Красноярского края на территории Российской Федерации. Административным центром является населённый пункт Туруханск, который удалён от города Красноярска на 1100 километров. Всего в Туруханском районе насчитывается 34 населённых пункта. Район вытянут с севера на юг по направлению русла реки Енисей. Площадь района — 209309,18 км2, что составляет приблизительно 8,84 % от общей площади Красноярского края.
Туруханский район, вытянутый вдоль Енисея на 1500 км, покрыт тайгой и лесотундрой, богат рыбой, птицей, зверем, обладает интересным культурным наследием.
Одной из глобальных экологических проблем является сокращение биоразнообразия, в том числе и сокращение видов растений. Темп исчезновения видов нарастает с каждым десятилетием. Рекордное количество видов растений сейчас находится под угрозой полного исчезновения с лица Земли. Встречаются и растения на грани исчезновения в России. Количество растений, исчезнувших из дикой природы, более чем в два раза превышает количество вымерших птиц, млекопитающих и земноводных вместе взятых. Новая цифра также в четыре раза превышает количество вымерших растений, внесенных в красный список Международного союза охраны природы (МСОП).
Проблема организации научно-исследовательской деятельности учащихся связана, прежде всего, с некоторыми трудностями использования исследовательского метода в обучении и общими вопросами организации учебно-воспитательного процесса. Для успешной организации научно-исследовательской деятельности у обучающихся необходимо формировать определенные компетентности, позволяющие управлять их учебно-мотивационной деятельностью, развивать их самостоятельность. Продуктивность научно-исследовательской деятельности школьников напрямую зависит от умения работать с рекомендованной литературой и материалами, что является основой научного исследования.
Актуальность работы вытекает из проблем, описанных выше. Изучая растительный покров в рамках внеурочной деятельности, школьники могут собрать ценный материал для научно-исследовательских работ.
Целью исследования является изучение охраняемых видов растений Туруханского района и использование полученных данных в научно - исследовательской деятельности в школе.
Задачи:
1. Изучить природные условия существования растительного покрова Туруханского района.
2. Выявить охраняемые виды Туруханского района и составить конспект.
3. Разработать методические материалы для использования в научно-исследовательской деятельности школьников.
Для достижения поставленных целей и задач будут использованы следующие методы исследования [Харченко, 2023]:
- теоретический анализ литературы;
- исторический;
- наблюдение;
- сбор биологических объектов (работа с гербарными образцами).
Личный вклад:
■ Составлен конспект охраняемых видов растений Туруханского района.
■ Проведен анализ охраняемых видов растений Туруханского района.
■ Разработана примерный план программы научно-исследовательской работы «Охраняемые виды растений нашего края».
■ Методические разработки для уроков биологии по разделу Растения.
1. Природные условия Туруханского района согласно физико - географическому районированию регионов обусловлены положением в Западно Сибирской стране, зоне тайги, Туруханско - Тазовой провинции, подзоны северной тайги, Тазово - Енисейском округе.
2. Конспект охраняемых видов растений Туруханского района включает 20 видов сосудистых растений, относящихся к 18 родам и 13 семействам.
3. Таксономический состав охраняемых видов растений Туруханского района характеризует ее как азиатскую. Преобладание представителей семейства Orchidaceae, Ranunculaceae, Fabaceae - показывает реликтовый характер флоры.
4. Географический анализ охраняемых видов растений Туруханского района показал преобладание охраняемых растений, относящихся к Азиатской ареалогической группе, что характеризует растения как реликтовые виды.
5. Экологический анализ показал, что мезофильная флора 55% имеет ведущий характер. Это характерно для флор умеренной зоны Голарктики.
6. Примерный план программы научного исследования «Охраняемые растения нашего края» позволяет развивать у обучающихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в области биологии и учит их применять па практике. Позволит формировать такие компетенции как коммуникативные, общекультурные, ценностно - смысловые и учебно- познавательные.
1. Авдеева Е.В. Правовое регулирование государственного мониторинга объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ // Вестник Удмуртского университета, 2013. Вып. 1. С. 150-155.
2. Антипова Е.М. Растительность северных лесостепей Средней Сибири: Монография [Электронное издание] Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 296 с.
3. Антипова Е.М. Флора внутриконтинентальных островных лесостепей Средней Сибири: монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 662 с.
4. Антипова Е.М. Флора северных лесостепей Средней Сибири: дис. д-ра биол. наук... Томск, 2008. 889 с.
5. Белянина Л.А. Экскурсия как элемент здоровьесберегающей педагогики.
Материалы городской педагогической научно-практической конференции (16 января 2007 г.) «Достижение нового качества образования -
требование XXI века: особенности содержания и организации УВП». Изд- во ОГОУ ДПО АИПКП. 2007. С. 170.
6. Быченникова Н.К., Куваев В.Б. Новые виды Thymus L. с гор Путорана (север Средней Сибири) // Систематические заметки по материалам Гербария им. П.Н. Крылова Томского государственного университета. 1974. № 85. с.
7. Васильев Н.В. Тунгусский заповедник. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. Т.
2. С. 164-174.
8. Васильев Н.В., Львов Ю.А., Плеханов Г.Ф. и др. Государственный природный заповедник «Тунгусский» // Тунгусский заповедник: Труды. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. Вып. 1. С. 33 - 89.
9. Васильевская В.Д. Почвообразование в тундрах Средней Сибири. М.: Наука, 1980. 236. с.
10. Гончаров А.В. О шведской экспедиции на Енисей в 1876 г. // Известия Томского политехнического университета. 2014. №6. С. 74 - 85.
11. Дежкин В. и др. Экология России. М.: Академия, 2012. 384 с.
12. Егоренков Л.И. Охрана окружающей среды. М.: Инфра-М, 2013. 256 с.
13. Дроздов Н.И., Е.В. Артемьев, В.А. Безруких и др. Красноярье: пять веков истории: учеб. пособие по краеведению. Ч. 1. Красноярск: Платина, 2005. 240 с.
14. Конвенция о биологическом разнообразии. Официальный сайт
Организации Объединенных наций. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/biodiv.shtml (Дата
обращения 13.01.2024)
15. Красная книга Красноярского края. В 2 т. Т. 2: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений и грибов / Н.В. Степанов, Е.М. Антипова, Е.Б. Андреева и др. / Отв. ред. Н.В. Степанов; 2- изд., перераб. и доп.; Сибирский фед. ун-т. Красноярск, 2022. 763 с.
16. Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) / Сост. Р.В. Камелин и др. / Гл. ред колл.: Ю.П. Трутнев и др.; М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 855 с.
17. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. 1996. № 3. С. 29-32.
18. Муттасимов А.М. Научно-исследовательская деятельность в школе. Из опыта организации исследовательской деятельности в школе. 2014. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=35960(Дата обращения 13.01.2024)
19. Пармузин Ю.П. Средняя Сибирь. Очерк природы. М.: Наука, 1964. 309 с.
20. Правительство Красноярского края. Постановление от 18.06.2020 № 453- п О внесении изменений в постановление администрации Красноярского края от 09.12.1996 № 742-п «О Красной книге Красноярского края».
21. Серебряков И.Г. Жизненные формы высших растений и их изучение // Полевая геоботаника. М.: Л.: Наука, 1974. Т. 3. С. 146-205.
22. Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. М.: Высшая школа, 1962. 378 с.
23. Скалдина О.В. Красная книга России. М.: Эксмо, 2011. 272 с.
24. Тахтаджян А.Л. Система магнолиофитов. Л.: Наука, 1987. 439 с.
25. Тахтаджян А.Л. Флористические области Земли. Л.: Наука, 1978. 248 с.
26. Тупицына Н.Н., Шауло Д.Н., Гуреева И.И. Обзор флористических исследований Средней Сибири: монография; отв. ред. Н.В. Степанов; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 253 с.
27. Толмачев А.И. Введение в географию растений. 1974. 272 с.
28. Тугаринов А.Я. Географические ландшафты Приенисейского края: Опыт характеристики: С 1 табл. и карт. Районов. Красноярск: Енисейск. губ. зем. упр. С.-х. отд., 1925. 111 с.
29. Туруханский район. Интернет-энциклопедия Красноярского края URL:
https://my.krskstate.ru/docs/regions/turukhanskiy-rayon/ (дата обращения
15.11.2023)
30. Флора Сибири: В 14 т. / АН СССР. Сиб. отд-ние. Центр. сиб. ботан. сад; Под ред. докторов биол. наук, проф. Л. И. Малышева, Г. А. Пешковой. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990-2003.
31. Харченко Л.Н. Методика и организация биологического исследования: учебное пособие для вузов: М.: Юрайт, 2023. 139 с.