Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Работа №169416

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы патриотического воспитания обучающихся младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 6
1.1. Анализ ФГОС НОО школьной программы по разделу подвижные игры .. 6
1.2. Характеристика понятия «патриотическое воспитание» 10
1.3. Особенности патриотического воспитания обучающихся младшего
школьного возраста 15
2. Методические особенности патриотического воспитания обучающихся
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 24
2.1. Организация и методы педагогического эксперимента 24
2.2. Результаты диагностики уровней патриотического воспитания младших
школьников на констатирующем этапе 32
2.3. Комплекс физкультурно-спортивных мероприятий по повышению уровня
патриотизма обучающихся младшего школьного возраста 41
2.4. Результаты диагностики уровней патриотического воспитания младших
школьников на контрольном этапе 45
Заключение 50
Список информационных источников 52

Патриотическое воспитание школьников младших классов в условиях современной школы приобретает особую актуальность и значимость, что является как частью общегражданской культуры, так и основой общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и свободы личности и др.). Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: патриотического, нравственного, эстетического. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Данный возраст характеризуется высокой
восприимчивостью воздействий извне, верой в истинность только изучаемого, проговариваемого, в непреложность и значимость нравственных общепризнанных мерок.
Теоретическая основа исследования. Методологические основы развития и образования личности обосновываются в работах С.Ф. Анисимова, С.В. Бобрышова, М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, А.А. Ивина, М.С. Кагана, А.М. Коршунова, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, Е.Н. Шиянова и др.; проблемы нравственного воспитания детей рассматривались в исследованиях В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Г.Г. Петроченко, Н.Н. Поддьяковой, Н.Н. Шерешика, Д.Б. Эльконина, Е.В. Якобсона и др.; различным аспектам преемственности дошкольного и начального школьного образования посвящены работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, 4 А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. В последнее время данное направление разрабатывается в исследованиях: Л.И. Айдаровой, Т.Н. Астраханцевой, Н.И. Гуткиной, И.А. Гончаровой, Т.А. Ерахтиной, Н.В. Нижегородцевой, Н.А. Степановой и др.; вопросами патриотического воспитания занимались такие исследователи, как В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, А.К. Быков, И.И. Валеев, и др.
Большой потенциал в патриотическом воспитании заключён во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Однако, несмотря на потенциал внеурочной деятельности в развитии младшего школьника, в частности в патриотическом воспитании, её возможности используются не в полной мере, отчасти это объясняется тем, что недостаточно разработано содержание внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию.
Целенаправленное влияние всего учебного и воспитательного процесса на учащегося с целью формирования его как патриота является стратегической линией всего школьного образовательного процесса. Совместно с традиционными формами организации мероприятий патриотической направленности, проблему воспитания основ патриотизма можно успешно решать и на уроках физкультуры средствами народных и подвижных игр. Применение избранных игр в совокупности с другими воспитательными средствами и методами оказывает высокую эффективность воздействия на воспитание патриотизма у учащихся младших классов.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Объект исследования: физическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс физкультурно-спортивных мероприятий по повышению уровня патриотизма обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать использование комплекс физкультурно-спортивных мероприятий по повышению уровня патриотизма обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и раскрыть сущность понятия «патриотическое воспитание» и изучить особенности патриотического воспитания у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Разработать комплекс физкультурно-спортивных мероприятий по повышению уровня патриотизма обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и оценить его эффективность.
Гипотеза: предполагается, что разработка и применение во внеурочной деятельности комплекса физкультурно-спортивных мероприятий позволит повысить уровень патриотизма обучающихся младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что систематизированы и обобщены материалы работы по формированию патриотического воспитания у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях по внеурочной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «патриотизм» очень объёмное и многогранное. Патриотизм - это любовь к своей земле, своему Отечеству и культуре, готовность служить своей Родине. Патриотическое воспитание - это одно из основных направлений воспитания, которое активно поддерживается и стимулируется государством, школой, начиная с начальных образовательных учреждений и детскими общественными организациями. Цель патриотического воспитания - формирование патриота своей страны, любящего и готовым ей служить. Мы выяснили, что цель достигается путем решения стратегических, тактических и оперативных задач. Мы определили, что задача побудить и сформировать патриотические качества и ценности у каждого младшего школьника.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с целью формирования патриотического мировоззрения, гражданской позиции, развития чувства гордости за своё отечество в младшем школьном возрасте. Воспитание и образование должно быть личностно - ориентированным, которое осуществляется с помощью чётких, отработанных приемов педагогического убеждения, побуждения, поощрения, личностного примера, коллективного дела и других.
Во второй главе, мы провели опытно-экспериментальное исследование, которое осуществлялось на базе МБОУ «Новосолянская СОШ№1». В эксперименте принимало участие 22 ребенка, обучающихся 3 класса. Исследование проходило в три этапа: констатирующие, формирующие и контрольное исследование.
В основу исследования сформированности патриотического воспитания у младших школьников были положены критерии разработанные Л.И. Маниной: чувственный, эмоциональный и поведенческий. Для выявления уровня сформированности патриотического воспитания были использованы методики: методика «Незаконченное предложение» Л.И. Царёва (когнитивный 50
(познавательный) критерий); методика «Пословицы» разработано С.М. Первовой (эмоциональный критерий); методика «Я - Патриот» Н.В. Савельева (поведенческий критерий).
Исходя из полученных результатов, проведенных по данным методикам, можно говорить, что уровень патриотического воспитания обучающихся 3 класса соответствует среднему. В ходе исследования был выявлен недостаточный объем знаний о «малой родине».
На контрольном эксперименте была проведена повторная диагностика обучающихся после игр, где было доказано, что уровень патриотизма вырос. В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время отмечается снижение уровня патриотизма обучающихся всех возрастных категорий, при этом наиболее эффективно патриотическое воспитание на этапе начального образования.
2. Разработан комплекс физкультурно-спортивных мероприятий по повышению уровня патриотизма обучающихся младшего школьного возраста, включающий следующие игры и соревнования: «Разведчики», «Маскировка», «Дартс», «Связисты», «Минеры», «Перевяжи раненного», «Прочитай карту», «Минное поле наоборот», «Минеры и саперы», «Часовой», «Атака со всех сторон».
3. В результате применения экспериментального комплекса физкультурно-спортивных мероприятий уровень патриотизма в экспериментальной группе повысился: доля обучающихся с высоким уровнем патриотизма составила 31,8% (прирост 13,9%), средним - 63,6%, низким - 4,5%.
Таким образом, поставленные нами цели достигнуты, задачи мероприятий реализованы полностью. Хотелось бы отметить, что данные мероприятия не должны иметь разовый характер, для повышения уровня патриотического воспитания младших школьников нужны регулярные мероприятия патриотической направленности.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2014. - 794 с.
2. Абросимова, Г.Н., Трубачева М.Е. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности [Текст] / Г.Н. Абросимова. - М.: "АРКТИ", 2004. - 206 с.
3. Агапова, И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М., Айрис пресс, 2002. - 224 с.
4. Акулич, М.М. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи в вузе [Текст] / М.М. Акулич // Вестник Тюменского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 42 - 53.
5. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [Текст] / Ю.Е. Антонов, Л. В. Левина. - М., 2006. - 166 с.
6. Афанасьева, М.Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф.дисс... канд. пед. наук / М.Л. Афанасьева. - М.: Просвещение, 2008. - с. 206.
7. Афанасьева, М.Л. Патриотическое воспитание младших подростков как
направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореферат дис., кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М.Л. Афанасьева; - М: гос.
гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2008. - 26 с.
8. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К.Бабанский - М.: Просвещение, 1985. - 208с.
9. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно - Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 174 с. 77
10. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - № 10 (69). С. 349-352.
11. Богатенкова, Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Я. А. Богатенкова. // Образование и воспитание. - 2020. - № 2 (28). С. 20-22.
12. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 240 с.
13. Быков, А. К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников [Текст] / А.К. Быков // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24.
14. Быкова, А.К., Вырщикова А.Н, Патриотическое воспитание [Текст]: Словарь-справочник / под ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова. - Волгоград: ВГАПКРО, 2009, - 180 с.
15. Вилюнас, В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций [Текст] В.К. Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 288 с.
16. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Волков. М.: Академический Проект, 2005, - 208 с.
17. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст]. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
18. Грицанов, А.А. Новейший социологический словарь [Текст] / А.А.Грицанов и др.; редкол.: А.А.Грицанов и др. - Минск: Книжный Дом, 2010.
- 1310 с.
19. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш.
- М.: Юрайт, 2013.
20. Дымникова, М.Ю. Квест как форма музейно-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Науки об образовании /Вестник СПбГИК. - № 1, - 2019. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kvest-kak-78 forma-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti/view (Дата обращения: 13.04.2023).
21. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка [Текст] / Т.В.Егорова. - М.:«Аделант», 2014. - 800 с.
22. Истомина, В.В. Квест как форма практико-ориентированного дополнительного образования [Электронный ресурс] // Инновационное развитие профессионального образования. - № 1 (25). - 2020. - С. 43-49.
23. Калугина, Ю.В., Мустафина А.Р. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии [Текст] /Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина // Преподаватель / XXI век. - 2016. C. 253-259.
24. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текстля]: Д студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
25. Козлова, Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний / Т.В. Козлова // Интеграция образования. - 2012. - №1. - С. 67-70.
26. Корниенко, Н.А. Ценности гражданственности и патриотизма как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности [Текст] / Н.А. Корниенко // Вестник. - 2011. - №2. - С.9.
27. Кравцов, И.Е. Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм [Текст] / И.Е. Кравцов. - Киев: Наукова думка, 1965. - 391 с.
28. Кудрявцева, Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная практика в сфере дополнительного образования на примере собственной педагогической практики [Текст] / Т.А. Кудрявцева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. - 321 - 326 с. 79
29. Кузнецов, С. А. Современный толковый словарь русского языка.
[Электронный ресурс] СПб: «НОРИНТ». - 2007. - URL:
https://gufo.me/dict/kuznetsov(Дата обращения: 13.04.2023).
30. Лузина, Л.М. Словарь педагогического обихода [Текст] /. Л.М. Лузина. - Псков: ПГПИ, 2003. - 71 с.
31. Лушников, И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации [Текст] / И.Д. Лушников. - Вологда: ВИРО, 2014. - 64 с.
32. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
33. Манина, Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - №7. - С. 285-288.
34. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников
[Текст] Национально-региональный компонент: ежемесячный научно¬
методический журнал «Начальная школа» - М, 2016. - № 4. - С.11- 12.
35. Мороз, О.В, Косярский А. А., Борзов К.А. Игровая квесттехнология в
системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Школьные технологии // Внедрение и практика. - №6. - 2019. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-kvest-tehnologiya-v-sistemedopolnitelnogo- obrazovaniya/viewer(Дата обращения: 15.04.2023).
36. Морозов, Д.Д. Использование квест-технологий на уроке литературы
[Электронный ресурс] //Уральский филологический вестник. - №3. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kvesttehnologiy-na-uroke-
literatury/viewer (Дата обращения: 18.04.2023).
37. Морозов, С. И., Чемерилова И. А. Патриотическое воспитание современных школьников [Текст] / С.И Морозов // Инновационная наука. - 2016. - № 12, С.119-121. 80
38. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
39. Мухарева, Л. Д. Дополнительное образование и воспитание [Текст] / Л.Д. Мухарева // Научно-методический журнал, 2007. - №7. - С.45.
40. Обухов, А.С. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / А.С. Обухов. - М.: Юрайт, 2016. - 583 с. 41. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров [Текст] / Л. Ф. Обухова. М.: Издательство Юрайт, 2013. 460 с.
42. Огоновская, И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: метод, пособие для педагогов [Текст]/ И. С. Огоновская. -
Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. -176 с.
43. Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. [Текст] / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28 е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. - 1376 с.
44. Педагогика [Текст] / Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
45. Пономарева, И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика [Текст] / И.А. Пономарева - СПб.: АСТЕРИОН, 2011. - 308-311 с.
46. Попов, А.И. Развитие образа Родины у школьников [Текст] / А.И. Попов. - Волгоград: Аист, 2005. - 176 с.
47. Приказ Минобрнауки РФ « Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" [Электронный ресурс] // - URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=382735 (Дата
обращения: 13.04.2023).
48. Распоряжение правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», [Электронный ресурс] // -URL:http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4 gB.pdf (Дата обращения: 13.04.2023).
49. Рожков, С. Воспитываем патриотов [Текст]: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Педагогический вестник. - 2003. - № 12. - С.7.
50. Савинова, Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине [Текст]: автореф. канд.пед.наук /Л.Ю.Савинова . С - П.: «БЛИЦ», 2003. - 14 с.
51. Сафонова, Е.В. Образовательный квест: смысл, содержание,
технологические приемы [Электронный ресурс] // Науки об образовании // Народное образование. - №1-2. - 2018. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obrazovatelnyy-kvest-smysl- soderzhanietehnologicheskie-priyomy/viewer(Дата обращения: 13.04.2023).
52. Сафонова, Е.В. Технологическая концепция образовательного квеста [Электронный ресурс] // Школьные технологии. - №3. - 2018.
53. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: КНОРУС, 2016. - 280 с.
54. Требухина, Н.В., Устинова Н.П. Квест-технология один из двигателей современной методики преподавания [Электронный ресурс] // Педагогика // Гуманитарные и социальные науки. - №6. - 2018.
55. Фаритов, А.Т. Некоторые аспекты классификации и применения игр в школе [Электронный ресурс] / Т.А. Фаритова // Школьные технологии. - №4. - 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/(Дата обращения: 15.04.2023).
56. Хилько, М.Е. Возрастная психология [Текст]: краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2010. - 145 с.
57. Циулина, М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды [Текст] / М. Циулина // Воспитание в школе. - 2014. - № 3.- С. 24-32.
58. Шилова, В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи [Текст] / В.С.Шилова // Сетевой научно-практический журнал. - 2015. - №1. - С. 75-78.
59. Юнусова, Э. А-Г. Содержательная структура патриотического воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Э.А-г. Юнусова. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnaya-struktura(Дата обращения: 17.04.2023).
60. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации [Текст] / П.М. Якобсон. - Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1988. - 304 с.
61. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2018 . - 230с.
62. Авдокушина П. А. Учитель младших классов. [Электронный ресурс] / https://multiurok.ru/files/metodika-dlia-opredeleniia-urovnia-patriotizma.html/(Дата обращения: 20.05.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ