Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание обучающихся Нижнеингашской СШ №2 посредством внеурочной деятельности

Работа №169415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-педагогические основы патриотического воспитания
учащихся 7
1.1. Сущность процесса патриотического воспитания учащихся 7
1.2. Цели, задачи и содержание патриотического воспитания учащихся во
внеучебное время 12
1.3. Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом
воспитании 23
Глава 2. Организация патриотического воспитания учащихся посредством внеурочной деятельности 31
2.1. Первичная диагностика по выявлению уровня патриотического
воспитания учащихся 31
2.2. Апробация программы военно-патриотического кружка посредством
внеурочной деятельности 36
2.3. Сравнительный анализ опытно-практической работы 43
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 1._ Анкета № 1. «Сформированность патриотических убеждений» 57
Приложение 2. _Анкета № 2. «Патриотическая направленность личности» ... 59
Приложение 3._ Анкета № 3. Выявление уровня активности учащихся в патриотической деятельности (патриотическое поведение) 61
Приложение 4. _Учебно-тематический план


Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современной России. Общество осознает, что отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Современный подросток должен осознавать ответственность за судьбу своей страны, иметь активную гражданскую позицию, быть в курсе событий и процессов, происходящих в городе, стране, мире, уметь анализировать и оценивать эти события, компетентно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, грамотно ее высказывать [6.C.34].
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [5.C.28].
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.
Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине [9.C.72].
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У учащихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить [14.C.35].
К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием урочного времени в учебном процессе. Таким образом, есть необходимость использования внеурочной формы работы по этой проблеме, например, такой как кружок.
Смысл создания военно-патриотического кружка заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые- исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет [20.C.2].
Цель исследования: Развитие чувства патриотизма посредством военно-патриотического кружка.
Задачи исследования:
-анализ литературы по проблеме исследования;
- разработать программу военно-патриотического кружка;
- апробация п оценка программы военно-патриотического кружка.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность обучающихся.
Гипотеза: Уровень военно-патриотического воспитания обучающихся Нижнеингашской СШ №2 можно повысить за счет внеурочной деятельности военно-патриотического кружка.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение); эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент, изучение продуктов деятельности; статистические: обработка данных, диаграммы, таблицы.
База опытно-практической работы: МБОУ "Нижнеингашская СШ №2", Красноярского края.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, исходя из поставленных задач, в процессе выполнения выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
1. Был проведен анализ литературы по проблеме исследования. Мы рассмотрели:
Сущность процесса патриотического воспитания учащихся.
Цели, задачи и содержание патриотического воспитания учащихся во внеучебное время.
Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом воспитании.
Мы выяснили, что усиление воспитательного потенциала образовательного процесса определено в концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, является одним из приоритетных направлений образования, которое призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения.
Рассмотрели понятие внеурочная деятельность разных авторов. В настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Мы придерживаемся мнения Советовой Е.В. Автор в своих работах показывает, что использование внеурочной деятельности закрепляет практическое использование учебных предметов, программ и курсов. В работе представлены типы организационных моделей внеурочной деятельности. Нами были подробно рассмотрены формы и методы патриотического воспитания учащихся.
В практической части работы была проведена первичная диагностика по выявлению уровня патриотического воспитания учащихся. В связи с тем, что духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведет к росту числа молодежных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности, МБОУ "Нижнеингашская СШ №2" в сентябре 2017 г. провела социологическое исследование «Быть патриотом. Что это значит?». В нем приняли участие 116 учащихся с 7 по 9 класс, из них 57 мальчиков и 59 девочек.
Учащимся были даны три анкеты:
Анкета № 1. «Сформированность патриотических убеждений».
Анкета № 2. «Патриотическая направленность личности».
Анкета № 3. Выявление уровня активности учащихся в патриотической деятельности (патриотическое поведение).
При этом на основании данных результатов проведённого анкетирования был определён уровень сформированности патриотизма у школьников в целом. Он находился на среднем уровне, что явилось обоснованием для организации педагогической работы по патриотическому воспитанию.
С целью повышения уровня патриотического воспитания нами была разработана рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению “Военно-патриотическое воспитание” “Юные патриоты России” для обучающихся 7-9-х классов. Программа была внедрена в учебный процесс. Занятия проводились один раз в две недели по 2 часа. Программа является модульной и состоит из 3-х модулей:
• Модуль- 1.“Я - гражданин”;
• Модуль-2.“Я - патриот”;
• Модуль-3.“Я - часть национальной безопасности”.
Каждый модуль предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности:
• познавательная деятельность;
• социально-значимая волонтерская деятельность;
• участие в акциях;
• спортивно-оздоровительная;
• досугово-развлекательная деятельность.
Вместе с основными занятиями участники кружка регулярно принимали участие во всех школьных мероприятиях, посвященных как военной, так и гражданской тематике.
После реализации программы военно-патриотического кружка посредством внеурочной деятельности, был повторно продиагностирован уровень развития патриотических чувств у школьников.
Высокий уровень сформированности патриотизма у школьников возрос на 23%, средний уменьшился на 8%, а низкий на 15%. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Уровень военно-патриотического воспитания обучающихся Нижнеингашской СШ №2 можно повысить за счет внеурочной деятельности военно-патриотического кружка.



1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" (с изм. и доп. от 07.10.2013 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Бодалев А.А. Психология общения: энциклопедический словарь / А. А. Бодалев. - М.: Когито-Центр, 2011. - 274 с.
3. Брагина З.В. Патриотизм в системе интересов современного человека/
3. В. Брагина, Е.В. Пономаренко// Наука, искусство, культура. - 2014. - №3. - С. 45
4. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. -2011. - №1.
5. Великогородская В.А. Педагогика: классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы / Великогородская В.А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т.М - М.: ВАКО, 2008.-224с.
6. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В.Щербакова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 440 с.
7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
8. Вяземский Е.Е Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования / Е.Е. Вяземский // Воспитание школьников. - 2010. - №1. - с. 78
9. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.: изд-во Просвещение, 2009. - 24 с.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Е. Ключко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.: ил.
11. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2008. -176 с.
12. Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихоисан; под ред. И.В. Дубровиной- 7-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2008.¬464с.
13. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2008. -256 с.
14.Замостьянов А. Патриотическое воспитание - подступы и попытки / А. Замостьянов // Народное образование. - 2008. - №8.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Гриф МО РФ,2010. - 386 с.
16. Кабернюк Т. П. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности /Т. П. Кабернюк // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. - С. 186
17. Калимолдаева А.К.Теоретические основы формирования патриотизма будущих специалистов в современных условиях: учебно-методическое пособие / А.К. Калимолдаева. - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2009. - 72с.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: КноРус, 2010. - 242 с.
19. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
20. Кущенко А. Как воспитать патриотов? / А. Кущенко. // Смена. - 2012. - 5 декабря. - С 1, 2.
21. Луговинов В.И. Военно-патриотическое воспитание молодёжи /
В.И. Луговинов. // под общ. ред. С.В. Смульского. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 172 с.
22. Лукинова И. А. Россия и мир: значение патриотизма / И.А. Лукинова // Управление мегаполисом. - М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс», 2013. - № 4¬с. 142-147.
23. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород», 2013. - 156 с.
24. Нигматуллина А.А. Патриотическое воспитание школьников / А.А. Нигматуллина // Актуальные проблемы образования: теория и практика. -2013.- № 3. - с. 23.
25. Об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ docs/21341/.
26. Общественный доклад федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в 2009 году. - М.: Росвоенцетр, 2010.
27. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
28. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты. /
В. Луховицкий, Е. Русакова, Ю. Силинг // Народное образованней. - 2009. №7.
29. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: учеб. Пособие / под.ред. А.Н. Позднякова. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 143 с.
30. Попов И.И. Принципы школьного, семейного и общественного воспитания в России/ И.И. Попов// Проблемы российской истории. - 2012. - №1(11). - С. 330
31. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов. / Е.И. Пронина // Социологические исследования. - 2011. - №5.
32. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / B.C. Селиванов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
33. Семейное воспитание: краткий словарь / И.В. Гребенников, J1.B. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
34. Сергеева В.П. Методика воспитательной работы: учебник / В.П. Сергеева.- М.: Академия, 2013. - 368 с.
35. Силинг Ю. О так называемом и подлинном патриотическом воспитании. / Ю. Силинг // Народное образование. - 2009. - №9.
36. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота, / НЛО. Синягина // Воспитание школьников. - 2011. - №1.
37. Сластёнин В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие / В.А. Сластёнин. - М.: Академия, 2009. - 160 с.
38. Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 318 с.
39. Сонькин В.Д. Законы растущего организма: пособие для учителя / В.Д. Сонькин. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
40. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков. / Е.М. Сафронова, Е.Н. Попова // Воспитание школьников. - 2011. - №2.
41. Степанов, П. В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе. ФГОС / П. В. Степанов, И. В. Степанова. - М. : Просвещение,2014.
42. Фарфоровский В.Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников (во
внеучебное время): пособие для учителей / В.Ф. Фарфоровский. - М.:
Просвещение, 1981. - 128 с.
43. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология./ И.В. Шаповаленко - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
44. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 180


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ