Патриотическое воспитание обучающихся Нижнеингашской СШ №2 посредством внеурочной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Научно-педагогические основы патриотического воспитания
учащихся 7
1.1. Сущность процесса патриотического воспитания учащихся 7
1.2. Цели, задачи и содержание патриотического воспитания учащихся во
внеучебное время 12
1.3. Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом
воспитании 23
Глава 2. Организация патриотического воспитания учащихся посредством внеурочной деятельности 31
2.1. Первичная диагностика по выявлению уровня патриотического
воспитания учащихся 31
2.2. Апробация программы военно-патриотического кружка посредством
внеурочной деятельности 36
2.3. Сравнительный анализ опытно-практической работы 43
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 1._ Анкета № 1. «Сформированность патриотических убеждений» 57
Приложение 2. _Анкета № 2. «Патриотическая направленность личности» ... 59
Приложение 3._ Анкета № 3. Выявление уровня активности учащихся в патриотической деятельности (патриотическое поведение) 61
Приложение 4. _Учебно-тематический план
Глава 1. Научно-педагогические основы патриотического воспитания
учащихся 7
1.1. Сущность процесса патриотического воспитания учащихся 7
1.2. Цели, задачи и содержание патриотического воспитания учащихся во
внеучебное время 12
1.3. Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом
воспитании 23
Глава 2. Организация патриотического воспитания учащихся посредством внеурочной деятельности 31
2.1. Первичная диагностика по выявлению уровня патриотического
воспитания учащихся 31
2.2. Апробация программы военно-патриотического кружка посредством
внеурочной деятельности 36
2.3. Сравнительный анализ опытно-практической работы 43
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 1._ Анкета № 1. «Сформированность патриотических убеждений» 57
Приложение 2. _Анкета № 2. «Патриотическая направленность личности» ... 59
Приложение 3._ Анкета № 3. Выявление уровня активности учащихся в патриотической деятельности (патриотическое поведение) 61
Приложение 4. _Учебно-тематический план
Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современной России. Общество осознает, что отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Современный подросток должен осознавать ответственность за судьбу своей страны, иметь активную гражданскую позицию, быть в курсе событий и процессов, происходящих в городе, стране, мире, уметь анализировать и оценивать эти события, компетентно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, грамотно ее высказывать [6.C.34].
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [5.C.28].
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.
Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине [9.C.72].
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У учащихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить [14.C.35].
К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием урочного времени в учебном процессе. Таким образом, есть необходимость использования внеурочной формы работы по этой проблеме, например, такой как кружок.
Смысл создания военно-патриотического кружка заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые- исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет [20.C.2].
Цель исследования: Развитие чувства патриотизма посредством военно-патриотического кружка.
Задачи исследования:
-анализ литературы по проблеме исследования;
- разработать программу военно-патриотического кружка;
- апробация п оценка программы военно-патриотического кружка.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность обучающихся.
Гипотеза: Уровень военно-патриотического воспитания обучающихся Нижнеингашской СШ №2 можно повысить за счет внеурочной деятельности военно-патриотического кружка.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение); эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент, изучение продуктов деятельности; статистические: обработка данных, диаграммы, таблицы.
База опытно-практической работы: МБОУ "Нижнеингашская СШ №2", Красноярского края.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [5.C.28].
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.
Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине [9.C.72].
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У учащихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить [14.C.35].
К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием урочного времени в учебном процессе. Таким образом, есть необходимость использования внеурочной формы работы по этой проблеме, например, такой как кружок.
Смысл создания военно-патриотического кружка заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые- исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет [20.C.2].
Цель исследования: Развитие чувства патриотизма посредством военно-патриотического кружка.
Задачи исследования:
-анализ литературы по проблеме исследования;
- разработать программу военно-патриотического кружка;
- апробация п оценка программы военно-патриотического кружка.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность обучающихся.
Гипотеза: Уровень военно-патриотического воспитания обучающихся Нижнеингашской СШ №2 можно повысить за счет внеурочной деятельности военно-патриотического кружка.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение); эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент, изучение продуктов деятельности; статистические: обработка данных, диаграммы, таблицы.
База опытно-практической работы: МБОУ "Нижнеингашская СШ №2", Красноярского края.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, исходя из поставленных задач, в процессе выполнения выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
1. Был проведен анализ литературы по проблеме исследования. Мы рассмотрели:
Сущность процесса патриотического воспитания учащихся.
Цели, задачи и содержание патриотического воспитания учащихся во внеучебное время.
Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом воспитании.
Мы выяснили, что усиление воспитательного потенциала образовательного процесса определено в концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, является одним из приоритетных направлений образования, которое призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения.
Рассмотрели понятие внеурочная деятельность разных авторов. В настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Мы придерживаемся мнения Советовой Е.В. Автор в своих работах показывает, что использование внеурочной деятельности закрепляет практическое использование учебных предметов, программ и курсов. В работе представлены типы организационных моделей внеурочной деятельности. Нами были подробно рассмотрены формы и методы патриотического воспитания учащихся.
В практической части работы была проведена первичная диагностика по выявлению уровня патриотического воспитания учащихся. В связи с тем, что духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведет к росту числа молодежных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности, МБОУ "Нижнеингашская СШ №2" в сентябре 2017 г. провела социологическое исследование «Быть патриотом. Что это значит?». В нем приняли участие 116 учащихся с 7 по 9 класс, из них 57 мальчиков и 59 девочек.
Учащимся были даны три анкеты:
Анкета № 1. «Сформированность патриотических убеждений».
Анкета № 2. «Патриотическая направленность личности».
Анкета № 3. Выявление уровня активности учащихся в патриотической деятельности (патриотическое поведение).
При этом на основании данных результатов проведённого анкетирования был определён уровень сформированности патриотизма у школьников в целом. Он находился на среднем уровне, что явилось обоснованием для организации педагогической работы по патриотическому воспитанию.
С целью повышения уровня патриотического воспитания нами была разработана рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению “Военно-патриотическое воспитание” “Юные патриоты России” для обучающихся 7-9-х классов. Программа была внедрена в учебный процесс. Занятия проводились один раз в две недели по 2 часа. Программа является модульной и состоит из 3-х модулей:
• Модуль- 1.“Я - гражданин”;
• Модуль-2.“Я - патриот”;
• Модуль-3.“Я - часть национальной безопасности”.
Каждый модуль предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности:
• познавательная деятельность;
• социально-значимая волонтерская деятельность;
• участие в акциях;
• спортивно-оздоровительная;
• досугово-развлекательная деятельность.
Вместе с основными занятиями участники кружка регулярно принимали участие во всех школьных мероприятиях, посвященных как военной, так и гражданской тематике.
После реализации программы военно-патриотического кружка посредством внеурочной деятельности, был повторно продиагностирован уровень развития патриотических чувств у школьников.
Высокий уровень сформированности патриотизма у школьников возрос на 23%, средний уменьшился на 8%, а низкий на 15%. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Уровень военно-патриотического воспитания обучающихся Нижнеингашской СШ №2 можно повысить за счет внеурочной деятельности военно-патриотического кружка.
1. Был проведен анализ литературы по проблеме исследования. Мы рассмотрели:
Сущность процесса патриотического воспитания учащихся.
Цели, задачи и содержание патриотического воспитания учащихся во внеучебное время.
Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом воспитании.
Мы выяснили, что усиление воспитательного потенциала образовательного процесса определено в концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, является одним из приоритетных направлений образования, которое призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения.
Рассмотрели понятие внеурочная деятельность разных авторов. В настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Мы придерживаемся мнения Советовой Е.В. Автор в своих работах показывает, что использование внеурочной деятельности закрепляет практическое использование учебных предметов, программ и курсов. В работе представлены типы организационных моделей внеурочной деятельности. Нами были подробно рассмотрены формы и методы патриотического воспитания учащихся.
В практической части работы была проведена первичная диагностика по выявлению уровня патриотического воспитания учащихся. В связи с тем, что духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведет к росту числа молодежных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности, МБОУ "Нижнеингашская СШ №2" в сентябре 2017 г. провела социологическое исследование «Быть патриотом. Что это значит?». В нем приняли участие 116 учащихся с 7 по 9 класс, из них 57 мальчиков и 59 девочек.
Учащимся были даны три анкеты:
Анкета № 1. «Сформированность патриотических убеждений».
Анкета № 2. «Патриотическая направленность личности».
Анкета № 3. Выявление уровня активности учащихся в патриотической деятельности (патриотическое поведение).
При этом на основании данных результатов проведённого анкетирования был определён уровень сформированности патриотизма у школьников в целом. Он находился на среднем уровне, что явилось обоснованием для организации педагогической работы по патриотическому воспитанию.
С целью повышения уровня патриотического воспитания нами была разработана рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению “Военно-патриотическое воспитание” “Юные патриоты России” для обучающихся 7-9-х классов. Программа была внедрена в учебный процесс. Занятия проводились один раз в две недели по 2 часа. Программа является модульной и состоит из 3-х модулей:
• Модуль- 1.“Я - гражданин”;
• Модуль-2.“Я - патриот”;
• Модуль-3.“Я - часть национальной безопасности”.
Каждый модуль предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности:
• познавательная деятельность;
• социально-значимая волонтерская деятельность;
• участие в акциях;
• спортивно-оздоровительная;
• досугово-развлекательная деятельность.
Вместе с основными занятиями участники кружка регулярно принимали участие во всех школьных мероприятиях, посвященных как военной, так и гражданской тематике.
После реализации программы военно-патриотического кружка посредством внеурочной деятельности, был повторно продиагностирован уровень развития патриотических чувств у школьников.
Высокий уровень сформированности патриотизма у школьников возрос на 23%, средний уменьшился на 8%, а низкий на 15%. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Уровень военно-патриотического воспитания обучающихся Нижнеингашской СШ №2 можно повысить за счет внеурочной деятельности военно-патриотического кружка.



