Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1.1. Тревожность младших школьников 9
§ 1.2. Игровая деятельность младших школьников 26
§ 1.3. Пути выявления и педагогические условия снижения уровня тревожности младших школьников 35
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
§ 2.1. Методы психологической диагностики выявления школьной тревожности 50
§ 2.2. Коррекционная программа, направленная на создание психолога - педагогических условий по снижению уровня тревожности у младших школьников 63
§ 2.3. Повторная психологическая диагностика для анализа
эффективности проведенной коррекционной работы по снижению
уровня школьной тревожности 69
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Литература 79
Приложение
Начало обучения в школе предполагает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка, и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем, перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла не так давно. Необходимость организации специальных психолого-педагогических условий становится очевидной не только узким специалистам, но и широкому кругу общественности, в особенности педагогам, работающим с детьми. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее. Среди многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности [18].
К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной системы. К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлительность, отзывчивость, эмоциональность, тревожность, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие появления личности [31].
Остановимся более подробно на таком эмоциональном свойстве личности, как тревожность.
Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [20]. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «я» [38].
Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку, создание педагогических условий, на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.
Недостаточное исследование тревожности в младшем школьном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Имеются трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в период перехода из детского сада в школу. Вследствие чего возникают проблемы адаптации, успешности в учебной деятельности, получении первых оценок и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Существуют разнообразные методы коррекции тревожности младших школьников.
На наш взгляд, именно игровая деятельность является эффективным методом снижения тревожности у младших школьников.
Игровая деятельность, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка. Однако, не все дети в школе плавно переходят от игровой к учебной деятельности, игра все еще оказывается на первом месте. Многие дети, пройдя первый класс, все еще играют, отсюда трудности в адаптации, обучении, общении со сверстниками, родителями, и как следствие - появление тревожности. Именно создание педагогических условий, использование игровой деятельности поможет чувствовать младшему школьнику себя комфортно, снизит риск возникновения различных школьных тревожностей, эмоциональных и поведенческих.
Актуальность игровой деятельности в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно¬информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игровая деятельность, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Анализ литературы, исследований различных авторов, позволил рассматривать проявления детской тревожности , с одной стороны, как врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую в работах А. И. Захарова, Н. Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации (Н. В. Имедадзе, А. М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в младшем школьном возрасте.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена обострением противоречий между познавательной деятельностью и игровой деятельность учащихся.
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: в школе не создаются психолого-педагогические условия перехода из игровой деятельности в учебную и внеучебную деятельность, и, как следствие чего, у учащихся младшего школьного возраста повышается такое эмоциональное свойство личности, как тревожность.
Практическая разработанность игровой деятельности в педагогических условиях недостаточна, что и определяет большую актуальность темы исследований данной работы «Педагогические условия использования игровой деятельности для коррекции тревожности младших школьников». Объект: тревожности младших школьников в образовательном процессе. Предмет: коррекция тревожности младших школьников в игровой деятельности.
Цель: обосновать и проверить результативность педагогических условий по снижению тревожности младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что если организовать во внеурочное время игровую деятельность, направленную:
- на поднятие самооценки;
- на повышение уверенности в себе;
- на развитие доверия к другим людям;
- на снятие эмоционального напряжения;
- на развитие навыков коллективной работы;
- на тренировку навыков владения собой в ситуациях, вызывающих тревожность у ребенка;
то у младших школьников снизится уровень тревожности.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий: «тревожность»,
«школьная тревожность», «игровая деятельность», « педагогические условия».
2. Выявить возможности игровой деятельности для снижения уровня тревожности.
3. Разработать и реализовать психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем педагогические
условия, нацеленные на снижение уровня тревожности младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические
- теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение;
- изучение программных документов, изучение и обощение педагогического опыта;
- теоретико-прикладное моделирование программы использование игровой деятельности для коррекции тревожности младших школьников;
Эмпирические
- проективная методика школьной тревожности А. М. Прихожан позволяет выявить уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.
- тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Опытно-экспериментальной базой служили:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Назарово Красноярского края. В исследовании принимали участие учащиеся 2-х классов. Экспериментальная группа - 19 учеников 2 «г» класса, контрольная - 22 ученика 2 «в» класса.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут применяться в практической работе учителей начальных классов общеобразовательной школы, психолога, работающего с детьми младшего школьного возраста по данной проблеме.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 51 источника, 6 приложений.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.
Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Таким образом, вопросы изучения детской и подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов - выявление причин
возникновения и способов коррекции тревожного поведения.
Анализ проделанной работы позволяет говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с целью формирования у них эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков (такая работа была проведена). Важна работа с учителями и родителями: разработаны рекомендации для родителей первоклассников, памятка педагогам «Правила работы с тревожными детьми».
Успешность адаптации с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков. Незрелость какой- либо из указанных сфер является одной из причин дезадаптации. Борьба с этими причинами - цель педагога-психолога работы.
Мы предполагали, что если организовать во внеурочное время игровую деятельность, направленную:
- на поднятие самооценки;
- на повышение уверенности в себе;
- на развитие доверия к другим людям;
- на снятие эмоционального напряжения;
- на развитие навыков коллективной работы;
- на тренировку навыков владения собой в ситуациях, вызывающих тревожность у ребенка, то у младших школьников снизится уровень тревожности. Таким образом, мы можем констатировать, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ Г. С.Абрамова. - 5-е изд. - М.: Академический проект: Алма Матер, 2005. - 702с.
2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. //Школа и психологическое здоровье учащихся /Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988.- 48 с.
3. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал.- 1992.- №5.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 346 с.
5. Бильгильдеева, Т. Здравствуй, цветочный город! // Школьный психолог.-2006.-№ 1.
6. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.:1997.-298 с.
7. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство. 1998. -298 с.
8. Битянова, М, Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева П. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. -352 с.
9. Брель Е.Ю. Социально - психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Томск, 1996.
10. Бугрименко, Е. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога. М.: ВНИК «Школа», 1989.- 91 с.
11. Вархотова, Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.Б. Эксп-ресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Гене-зис, 1999. - 48 с.
12. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб.пособие для студ. вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 2001. - 368 с.
13. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
15. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
16. Гаус, Е.А., Попова П.П. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игры и игровые занятия. - (Из опыта работы школьного психолога) / - Волгоград, 2007.-300 с.
17. Головей, Л А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возраст-ной психологии. СПб.: Речь, 2001. - 688 с.
18. Захаров, А.И. неврозы у детей и подростков. - Л.:1995.-120 с.
19. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога начальной школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс»,2004.-448 с.
20. Кочубей, Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// Семья и школа, 1988г., №7.
21. Краткий психологический словарь.- М: 1985.
22. Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. М., т.3. 1959. с. 556-557.
23. Крутецкий, В.А., Психология: Литература для преподавателей. Иванов, 1986-90 с.
24. Кулагина. И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: «УРАО», 1998.
25. Левина, И.Л. Школьная адаптация, и ее нарушения. - Новокузнецк: ИПК.,2002.
26. Леонтьев А.Н.. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1-М.: Педагогика, 1983. —392 с., 1983
27. Лецких Л.А. Развивающий конон в системе Эльконина-Давыдова- Репкина Начальная школа - 1997г. №3, стр.91
28. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001.- 140 с.
29. Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- СПб.: Речь, 2007. - 248 с.
30. Мухаметова, Р.М. Психология. Занятия с детьми 1-2 классов. / Сост. Р.М.Мухаметова. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. - 112 с.
31. Мэй, Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г. М. - 2001.- 350 с.
32. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психо-диагностика. М.: Просвещение, 1995.¬512 с.
33. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М: Педагоги-ческое общество России, 1999. - 442 с.
34. Озерков И. А. Ролевые игры как технологии самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1.
35. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. -136 с.
36. Пидкастистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка. М., 1996.
37. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, - 672 с.
38. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией Дубровиной - 2-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 160с.
39. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.:: Политиздат, 1990. -300 с.
40. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. N 2. 1998. С. 11 - 17.
41. Резепов, И. М., Шпаргалка по общей психологии. :Окей-книга, 2008 - 72 с.
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. - 3-е изд. - Москва: Гуманитар-ный издательский центр «Владос», 2000.- 529 с.
43. Савина, Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.
44. Семке, В.Я. Превентивная психиатрия. - Томск.: Изд-во Томск. Университета. 1999.
45. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследование тревоги. // М., 1983. - 150 с.
46. Трушинский, З.К. Основные понятия адаптологии и классификация адаптаций. // Основные механизмы адаптации человека / В.Н.Захаров, З.К.Трушинский, Е.М.Бурцев и др. - М.: Наука, 1993.
47. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. — 719 с.
48. Шманов С. А. Игры учащихся-феномен культуры;
49. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос-пресс, 1999.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Педагогика», 1978.
51. Янковская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод. пособие для учителей и воспитателей. М., «Просвещение», 1974.