Введение 3
Глава 1. Мотивационная готовность ребенка как основной компонент психологической готовности к школе 7
1.1 Психологическая готовность к школе, её основные составляющие
компоненты 7
1.2 Характеристика новообразований личности ребенка старшего
дошкольного возраста 12
1.3 Развитие мотивации ребенка старшего дошкольного возраста как основная характеристика психологической готовности ребенка к школе..16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Диагностика мотивационной готовности детей 6 - 7-летнего возраста 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 26
2.3Пути формирования мотивационной готовности к
школьному обучению 31
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 1 47
Приложение 2 50
Приложение 3
Актуальность исследования. В связи с повышением требований современного общества к уровню подготовленности детей к школе встает вопрос об изучении условий и способов формирования готовности к школе. Отсутствие сформированной готовности детей к обучению в школе объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных рекомендаций по данному вопросу.
В последнее время требования школы к уровню развития дошкольника значительно возросли - возникла необходимость целенаправленного развития ребенка для успешного обучения в школе [8].
Для решения этой задачи необходимо определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.
Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы основные компоненты готовности, а именно: мотивационный, социально-психологический, эмоционально-волевой, личностный, физический, интеллектуальный. Ребенок до обучения в школе должен достичь определенного физиологического и умственного уровня, а также эмоционально-волевого развития. Обучение в школе требует достаточного запаса знаний о мире и сформированных элементарных понятий, а так же владение мыслительными операциями, обобщение и различение предметов и явлений. Особую роль в освоении учебной деятельности, успешной адаптации к школьной жизни имеет мотивационная составляющая. В связи с этим сформированность мотивационного компонента готовности к школе приобретает особое значение. Мотивация, в целом, выступает как побуждение к осуществлению деятельности и рассматривается как первичный и необходимый компонент деятельности. Мотивация задает способы выполнения деятельности, а значит и результат. Таким образом, степень готовности ребенка к школе определяется, прежде всего, зрелостью его мотивационного компонента. Ранняя диагностика особенностей развития мотивации ребенка позволит наметить пути совершенствования подготовки ребенка к школьному обучению.
Цель исследования. Изучить особенности развития мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению детей 6-ти и 7-ми летнего возраста и разработать комплекс мер по совершенствованию подготовки детей к школе.
Объект исследования. Мотивационный компонент психологической готовности к школьному обучению.
Предмет исследования. Особенности развития мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению детей 6-ти и 7-ми летнего возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существуют определенные различия в развитии мотивационного компонента детей 6-ти и 7-ми летнего возраста. Выявление особенностей развития мотивации детей к школе позволит наметить пути совершенствования психологической подготовки детей к школьному обучению.
Для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы готовности детей к обучению в школе, в частности мотивации к школьному обучению.
2. Исследовать уровень сформированности мотивации к школьному обучению детей 6-ти и 7-ми летнего возраста.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу «Развитие мотивационного компонента психологической готовности детей к обучению в школе».
...
В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические
новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются ролевая, режиссерская, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте возникает элементы учебной деятельности.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая.
Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребенка. Представления о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребенка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов. Дети узнают, что выбор материала, формы и цвета вещи определяется стремлением сделать ее максимально удобной и приятной для окружающих.
Появление таких новообразований, как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно-моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки, т.е. те параметры познавательного развития, о которых говорилось выше.
Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, имеющих практическое значение.
Один из выводов касается многосторонности мотивационной готовности к школе. Результаты исследования показывают, что школьная мотивация 6-леток отличается внутренней нестабильностью. Следовательно, в диагностике школьной готовности необходимо использовать методику, позволяющую оценить устойчивость школьной мотивации детей. Другой важный практический вывод касается коррекционно - развивающей работы, направленной на формирование школьной готовности. Эта работа, очевидно, должна содействовать развитию мотивационной готовности к школе. Методики такой развивающей работы описаны многими авторами, например, Н.И. Гуткиной. В целом исследование позволило изучить мотивационную готовность к школе.
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 2002 - 48 с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С.21.
3. Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. - 2005. - № 5. - С.41.
4. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Бабаева Ю.Д., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Тихомиров O.K. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2010. - № 2.
5. Блонский П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
6. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 2007 - 93с.
7. Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление / Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. - М., 2010.
8. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С.91.
9. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 - 189 с
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2012. - 351 с.
11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 2006.
12. Гуревич К.М. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления // Психологический журнал. - 2004. - № 1.
13. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. С-Пб, Питер, 2004. 208 с.
15. Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. - М., 2012.
... всего 49 источников