ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Лесные ресурсы Красноярского края. Проблемы и меры поддержки 5
1.1 Характеристика лесных ресурсов Красноярского края 5
1.2 Проблемы лесного хозяйства Красноярского края 9
1.3 Меры поддержки лесного хозяйства Красноярского края 16
ГЛАВА 2. Меры по сохранению лесных ресурсов Красноярского края, реализованные через экологические проекты школьников 24
2.1. Состояние изучения экологических вопросов в школьной программе 24
2.2 Проектная деятельность как педагогическая технология. Правила
составления экологических проектов в школе 27
2.3 Анализ опыта создания экологических проектов на тему сохранения
лесных ресурсов 34
Глава 3 - Разработка экологического проекта «Чистые деревья» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
Актуальность. В настоящее время проблема сохранения лесных ресурсов в Красноярском крае и в России в целом относится к числу приоритетных задач общества. О том, как спасти лес от уничтожения говорят на всех уровнях.
Рост городов и увеличение численности населения приводит к возрастанию роли лесов и лесопарков в качестве мест массового отдыха, поэтому антропогенная нагрузка на них растет стремительно, что усугубляется низкой культурой поведения и отдыха населения. Убедиться в этом может каждый из нас, оказавшись в теплый день в пригородном лесу, где очень трудно найти незахламленный участок леса для отдыха. Для тех, кому лень забрать с собой оставшийся после отдыха мусор в лесопарках устанавливаются мусорные контейнеры, регулярно организуются акции по очистке территорий. Однако эпизодические экологические акции не могут полностью улучшить ситуацию, не останавливает туристов даже угроза штрафа и административной ответственности. Помимо загрязнения леса, огромной проблемой является также вырубка лесов и лесные пожары, тема которых стала особенно актуальной в 2019 году. Именно поэтому леса будет оставаться в числе приоритетных проблем до тех пор, пока не изменится наше сознание. Однако решение глобальных проблем начинается на локальном уровне, то есть с каждого из нас. И поэтому именно эту тему школьники часто выбирают как направление своих экологических проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (для решения проблемы ученику необходимо приложить полученные знания). Проектное обучение в России возникло практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе — запрещено. Султанова[22].
Целью данного исследования является анализ лесных ресурсов Красноярского края как предмет изучения в экологических проектах школьников.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- провести оценку современного состояния лесных ресурсов Красноярского края;
• изучить опыт составления экологических проектов школьников, как одну из мер поддержки лесных ресурсов;
• разработать экологический проект со школьниками.
Объект исследования - экологические проекты школьников, посвященные проблеме леса.
Предмет исследования - возможности поддержки благополучного состояния лесных ресурсов края на уровне учащихся школ.
Методы исследования: изучение и анализ различной литературы, синтез и обобщение, а также наблюдение.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы и 3 приложений.
В социально-педагогической действительности, а также в теории и практике обучения и воспитания объективно существует проблема: отсутствие механизма перевода экологических знаний в экологическое мировоззрение, при котором экологически грамотное поведение становится обязательным в любых жизненных ситуациях.
Создание нового отношения человека к природе вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой и направленное на коэволюцию биосферы и человечества. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, формирование которой начинается с детства и продолжается всю жизнь. Главным показателем экологической культуры личности является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Поэтому необходима система экологической инновационной деятельности, которая охватит все образовательные ступени.
Экологическая культура детей и подростков, формируемая в условиях целостной образовательной среды школы, является личностным образованием, базирующемся на развитии когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, результатом ее формирования является активная реализация субъектной позиции обучающегося. Анализ психологопедагогической литературы по проблеме воспитания у подростков экологической культуры, а также сопоставительный анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили установить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне: между возросшими
требованиями к уровню экологической культуры подростков и недостаточным теоретическим обоснованием педагогических условий его формирования;
• на научно-педагогическом уровне: между необходимостью научнотеоретического обоснования процесса воспитания экологической культуры у подростков и недостаточностью исследований по данному направлению в педагогической науке;
• на научно-методическом уровне: между необходимостью
совершенствования процесса воспитания экологической культуры у подростков и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по созданию образовательной среды в школе.
Таким образом, чтобы обеспечить формирование экологической культуры у обучающихся необходима образовательная среда, в которой будет осуществляться:
• организация единого образовательного пространства путем интеграции различных видов деятельности экологического содержания - учебной, внеурочной и внеклассной;
• привлечение к образовательной деятельности социальных партнеров и родителей; тьюторское сопровождение обучающихся;
- содержание образовательной среды школы включает комплекс знаний, умений, навыков экологической направленности, приобретаемых в процессе обучения, способствующих обретению им личностного смысла и самореализации в экологической деятельности.
Экологическая деятельность участников проекта играет и профориентационную роль, ориентирует их в дальнейшем на получение специальностей биологической, химической и экологической направленности.
Подготовка экологических проектов способствует формированию у школьников компетентности в решении проблем через организацию самостоятельной деятельности обучающихся по поиску новых способов решения (проектно-исследовательская деятельность); коммуникативной компетентности на основе организации межвозрастного и социального сотрудничества, использования ресурса коммуникации для решения задач; - компетентности взаимодействия с помощью работы школьников в разных социальных группах по проведению экологических акций и др. мероприятий, соотнесению своих устремлений с интересами других людей и социальных групп, продуктивного взаимодействия с членами группы (команды), решающей общую задачу по сохранению природы; информационной компетентности через практическую деятельность по подготовке предъявления результатов самостоятельной работы с помощью ИКТ- ресурсов (экологическая газета, экологический сайт).
Экологическое образование и гражданско-патриотическое воспитание на протяжении многих лет являются ведущими направлениями деятельности школы. Решая задачу экологизации образовательного процесса, педагогический коллектив работает над созданием единого экологического образования в рамках введения ФГОС нового поколения.
1. Баймуханова, Т. Ч. Исследовательская и проектная деятельность школьников / Т. Ч. Баймуханова. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7313/.
2. Горгоц Н.С. статья «эколого-экономическая оценка лесных ресурсов красноярского края» в сборнике: молодые ученые в решении актуальных проблем науки Сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2016. С. 214-216.
3. Горбачева С. В., статья «проблемы лесопромышленного комплекса Красноярского края. институциональные пути решения» научный руководитель канд. эк. наук Руцкий В. Н. Сибирский федеральный университет, Институт экономики, управления и природопользования www.google.com
4. Давлетова, А. Ф. Организация проектной деятельности в системе
школьного филологического образования / А. Ф. Давлетова, А. А. Файзрахманова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 270-272. — URL:
https://moluch.ru/archive/185/47389/ (дата обращения: 02.05.2020).
Ивашов, Р. Н. Актуальные проблемы национальной лесной политики / Р. Н. Ивашов, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 460-463. — URL:
https: //moluch.ru/archive/89/17822/ .
5. Информационный портал «энциклопедия Красноярского края» URL: http://my.krskstate.ru/docs/minerals/lesnye-zapasy/
6. Карта лесных пожаров URL:
http://lpcentr.ru/index.php?option=com content&view=article&id=100&Itemid=8 4
7. Кукушкина, А. С. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе / А. С. Кукушкина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27981/ .
8. Латфуллин Д.Р. статья «эффективность использования лесных
ресурсов на территории Красноярского края»
В сборнике: молодые ученые в решении актуальных проблем науки Сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых Всероссийской научнопрактической конференции (с международным участием). 2016. С. 61-64 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28816811
9. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 27.12.2018, с изм. от 21.04.2020)
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/
10. Международный конкурс «Школа за экологию» URL: https://recyclemag.ru/article/luchshih-ekoproektov-mezhdunarodnogo-konkursa- shkola-ekologiyu
11. Официальный сайт министерства лесного хозяйства URL: http://mlx.krskstate.ru/
12. Савенко, И. А. Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы) / И. А. Савенко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48582/ (дата обращения: 02.05.2020).
13. Статистический сборник «Красноярский край в цифрах 2019» https://krasstat. gks.ru/folder/30015
14. Статья «Лучшие проекты конкурса «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» URL: http://ecamir.ru/experts/Luchshie-proektyi- konkursa-SHkola-za-ekologiyu-dumat-issledovat-deystvovat.html
15. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/....30