Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие критического мышления обучающихся в процессе обучения смысловому чтению на уроках английского языка в основной школе

Работа №169391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования критического мышления в процессе смыслового чтения у обучающихся основной школы 7
1. 1 Понятие, специфика и цель смыслового чтения 7
1.2 Взаимосвязь критического мышления и чтения. Понятие и специфика
критического мышления 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся основной
школы 15
Выводы по главе 1 19
2.Опытно-экспериментальная работа по развитию критического мышления
на основе технологии «РКМПЧ» у обучающихся основной школы на уроках обучения смысловому чтению 21
2.1 Специфика поэтапной работы с текстом и технология «Развития критического
мышления через чтение и письмо (РКМПЧ)» 21
2.2 Анализ УМК по английскому языку для 8-х классов « Enjoy English» 22
2.3 Опытно-экспериментальная работа по развитию критического мышления
обучающихся в текстовой деятельности на уроках английского языка в основной
школе 27
Выводы по главе 2 51
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение А 60
Приложение Б 64
Приложение В 68
Приложение Г 69
Приложение Д 71
Приложение Д 73

Актуальность исследования. Главным источником развития человека является способность читать и понимать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Чтение является многофункциональным процессом, который относится к универсальным учебным действиям. Безусловно, на первое место ставится проблема получения, понимания и применения информации. К сожалению, на сегодняшний день, обучающиеся очень часто сталкиваются с такой проблемой: им трудно понять главную мысль текста, не говоря уже о том, чтобы выполнить задания по тексту и выразить свое мнение о прочитанном. Данные трудности, возникающие в процессе чтения, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, т.е. процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения). При переходе в среднюю школу у обучающихся недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют извлекать смысл из прочитанного, что является причиной хронической «неуспешности» и эмоционального нездоровья школьников [Гальскова, Никитенко, 2014, с. 23-24]. А ведь от уровня сформированности читательских компетенций зависит дальнейшее успешное обучение и развитие обучающихся. На сегодняшний день требования современного образования, обозначенные в ФГОС, нацелены на принцип учить не науке, а учить учится [Примерная основная ..., 2019].
От обучающихся требуется не просто знание каких-либо фактов, а способность пользоваться приобретенными знаниями и полученной информацией, понимать ее, уметь с ней работать. А именно, находить главную мысль в тексте, отделять главную информацию от второстепенной, выражать свое собственное мнение о прочитанном и т.д. Обучающимся необходимо уметь самостоятельно ориентироваться в информационным пространстве, совершать такие мыслительные операции как: сравнение, синтез, анализ и т.д.
Действительно не простая задача встает как перед обучающимися, так и перед преподавателями [Майер, Корман, 2020 ].
Противоречие между требованиями к подготовке обучающихся к смысловому чтению и работе с информацией и ее реальным уровнем побуждает исследователей и педагогов-практиков искать пути его разрешения. Методисты ищут ответы на вопросы о том, как организовать урок чтения, чтобы у обучающихся не возникал барьер и страх при виде иностранного текста; как научить их понимать прочитанное и извлекать смысл, чтобы в дальнейшем они были способны самостоятельно ориентироваться в тексте и работать; как сформировать интерес к чтению. Вышеперечисленные вопросы доказывают актуальность выбора нашей темы: «Развитие критического мышления
обучающихся в процессе обучения смысловому чтению на уроках английского языка в основной школе».
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе.
Предметом исследования является развитие критического мышления обучающихся в процессе обучения смысловому чтению на уроках английского языка в основной школе.
Целью исследования является теоретическое обоснование и опытно­экспериментальная проверка эффективности использования приемов развития критического мышления обучающихся в процессе смыслового чтения на уроках английского языка в основной школе.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Изучить сущность понятий смыслового чтения и критического мышления в их взаимосвязи.
3) Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся основной школы в контексте проблемы развития критического мышления.
4) Разработать ряд уроков с применением приемов развития критического мышления обучающихся основной школы в процессе смыслового чтения на уроках английского языка и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных педагогов: С.И.Заир-Бека и И.О. Загашева [Загашев, Заир-Бек, 2003], К. С. Мередита [Мередит, 2004], Ч. Темпла [Темпл, 2004], Л. И. Божович [Божович, 2008], Л.С. Выготского [Выготский, 2008], Ж. Пиаже [Пиаже, 2006], Р Бустрома [Бустром, 2007], Н.Д. Гальсковой и З.Н. Никитенко [Гальскова, Никитенко, 2014], Д. Халперна [Хадперн, 2006] и других; нормативные документы в сфере основного общего образования в Российской Федерации.
Методы исследования: анализ отечественной и зарубежной философской, нормативной, психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы; изучение передового отечественного, зарубежного и личного педагогического опыта по проблеме исследования; наблюдение, опытно­экспериментальная работа, тестирование, анкетирование.
База исследования - МБОУ СШ № 66 Железнодорожного района г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 15 обучающихся 8 класса.
Практическая значимость исследования заключается в разработке уроков смыслового чтения с использованием приемов технологии развития критического мышления на основе чтения и письма (РКМЧП) в основной школе и возможности внедрения результатов проведенной опытно-экспериментальной работы в процессе обучения иностранному языку в основной школе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались в ходе доклада на VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4 декабря 2019 года в рамках международного научно-практического форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск. КГПУ им. В.П. Астафьева). Опубликована статья в сборнике вышеназванной конференции на тему: «Развитие критического мышления обучающихся при обучении смысловому чтению на уроках иностранного языка в основной школе». Результаты исследования внедрены в образовательный процесс МБОУ СШ № 66 г. Красноярска.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе описываются теоретические основы смыслового чтения, рассматривается взаимосвязь критического мышления и чтения, дается психолого-педагогическая характеристика среднего школьного возраста, определяется необходимость развития критического мышления в данной возрастной категории.
Вторая глава представляет результаты опытно-экспериментальной работы: тестирование сформированности критического мышления обучающихся на начальном и итоговом этапе; анализ УМК « Enjoy English»; разработку серии уроков чтения, направленных на развитие критического мышления с помощью приемов технологии «РКМПЧ», которая была разработана американскими педагогами Джинни Стил, Куртом Мередитом и Чарльзом Темплом.
В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведённого исследования. А также выделены перспективы нашего исследования, которые состоят в том, чтобы продолжать дальнейшее наблюдение и обучение смысловому чтению посредством технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Известная цитата французского писателя Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» еще раз подтверждает, что чтение - это многофункциональный процесс, который играет важную роль в социализации обучающихся. Так как оно несет в себе определенную информацию, которая передает главный смысл. Задача обучающегося состоит в том, чтобы после прочтения найти и понять этот смысл. Технология критического мышления может в этом ему помочь. Во-первых, она позволяет правильно и поэтапно организовать урок чтения, а именно работу с текстом. Во-вторых, она предлагает различные приемы, с помощью которых можно осуществить смысловое чтение, а именно достичь главную идею текста. Данная технология является целостной системой, которая помогает не только формировать навыки работы с информацией, но и развивает качества гражданина, являющегося частью определённой культуры и открытого для межкультурного взаимодействия.
Технология является одним из основополагающих методов по решению большого спектра проблем в образовательной сфере. Более того, в связи с тем, что сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Соответственно данная технология может стать незаменимым помощником в педагогическом процессе.
Что касается, нашей опытно-экспериментальной работы, можно сказать о том, что исходя из полученных результатов, выдвинутая нами гипотеза, а именно « в процессе смыслового чтения у обучающихся основной школы будет успешно развиваться критическое мышление средствами предмета «Иностранный язык», если: в обучении иностранному языку будет использоваться технология развития критического мышления (РКМЧП), а также будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень владения языком, но и заставляют обучающихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление и другие» подтвердилась. Следует отметить, что разработанные приемы по развитию критического мышления можно использовать не только в 8 классе основной школы, но и вообще в основной и старшей школе, учитывая возрастные особенности обучающихся и их уровень владения языком.
Безусловно, для того, чтобы данный результат был хорошо закреплен и впоследствии имел развитие, необходимо непрерывное продолжение обучения. Поэтому перспективы нашего исследования состоят в том, чтобы продолжать дальнейшее наблюдение и обучение смысловому чтению посредством технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».


1. Аксенова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыкам беглого чтения. М.: Просвещение, 2007. 320 с.
2. Биболетова М.З. Enjoy English. Английский язык. М.: Просвещение, 2019. 210с.
3. Божович Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности: сб. науч. т. /сост. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. Москва: Директ-Медиа, 2008. 658 с.
4. Бустром Р Развитие творческого и критического мышления. М.: Просвещение, 2007. 345 с.
5. Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: автореф. Дис. ... канд. пед. Наук: 31.05.12. Киев, 2012. 192 с.
6. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания (Том 1). М.: Академия, 2013. 448 с.
7. Викентьева И. Ода синквейну // Перемена. 2002. № 3. С. 56-70.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. М.: Директ-Медиа, 2008. 953 с.
9. Гальскова Н.Д. Обучение чтению. Классификация видов чтения. Контроль понимания при чтении. Теория обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 247 с.
10. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2014. 240 с.
11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. Изд. 2-е. М.: Академия, 2003. 464 с.
12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. 431 с.
13. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. 284с.
14. Ильясов И.И. Критичность мышления: организация процесса обучения // Директор школы. 2002 - № 2. С 31-34.
15. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления Школьные технологии. 2014. №2. С. 7-10....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ