АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫХ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации познавательной деятельности в
процессе обучения информатике 6
1.1. Познавательная деятельность как метапредметный результат общего
образования 6
1.2. Средства и методы активизации познавательной деятельности на
уроках информатики 9
1.3. Ментальные карты как средства активизации познавательной
деятельности обучающихся 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методические подходы к использованию сетевых ментальных карт на уроках информатики 24
2.1. Дидактический анализ отдельных тем школьного курса
информатики 24
2.2. Проектирование ментальных карт и методики их использования на
уроках 30
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложения 52
Приложение А 52
Глава 1. Теоретические основы организации познавательной деятельности в
процессе обучения информатике 6
1.1. Познавательная деятельность как метапредметный результат общего
образования 6
1.2. Средства и методы активизации познавательной деятельности на
уроках информатики 9
1.3. Ментальные карты как средства активизации познавательной
деятельности обучающихся 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методические подходы к использованию сетевых ментальных карт на уроках информатики 24
2.1. Дидактический анализ отдельных тем школьного курса
информатики 24
2.2. Проектирование ментальных карт и методики их использования на
уроках 30
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложения 52
Приложение А 52
Главная методическая и педагогическая цель современного урока в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения - создание условий для проявления познавательной активности учеников, формирования устойчивой социальной позиции и развитие коммуникационной культуры. Учитель, подходя к планированию урока, опираясь на современные требования ФГОС, должен определить: - основную цель урока; - задачи (образовательные, развивающие и воспитательные), которые позволят реализовать эту цель; - планируемые образовательные результаты (предметные, личностные и метапредметные).
В Федеральном государственном образовательном стандарте особо выделена значимость средств информационно-коммуникационных технологий,
ориентированных на развитие умения работать с информацией, умения структурировать полученные знания. Учебные действия должны быть направлены на синтез новых знаний, построение логической цели рассуждений.
Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Процесс познания можно представить, как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, или на каком-либо одном.
Актуальность темы заключается в значимости использования технологии сетевых интеллект-карт в школьном курсе, которое обеспечивает, прежде всего, наглядность, визуализацию сложной для запоминания информации, тем самым активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать различные виды заданий для активизации познавательной деятельности с применением сетевых интеллектуальных карт.
Объект исследования: познавательная деятельность как метапредметный результат в процессе обучения информатике.
Предмет исследования: использование сетевых ментальных карт как средства активизации познавательной деятельности на уроках информатики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать познавательную деятельность с точки зрения ФГОС ООО (как метапредметные результаты);
2. Проанализировать средства и методы активизации познавательной деятельности на уроках информатике;
3. Выявить возможности использования ментальных карт как средства активизации познавательной деятельности;
4. Разработать ментальные карты и методику их использования на уроках информатики по темам «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», «Обработка графической информации»;
5. Провести анализ опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании использования сетевых ментальных карт для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных ментальных карт в учебном процессе в основной общеобразовательной школе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся...
В Федеральном государственном образовательном стандарте особо выделена значимость средств информационно-коммуникационных технологий,
ориентированных на развитие умения работать с информацией, умения структурировать полученные знания. Учебные действия должны быть направлены на синтез новых знаний, построение логической цели рассуждений.
Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Процесс познания можно представить, как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, или на каком-либо одном.
Актуальность темы заключается в значимости использования технологии сетевых интеллект-карт в школьном курсе, которое обеспечивает, прежде всего, наглядность, визуализацию сложной для запоминания информации, тем самым активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать различные виды заданий для активизации познавательной деятельности с применением сетевых интеллектуальных карт.
Объект исследования: познавательная деятельность как метапредметный результат в процессе обучения информатике.
Предмет исследования: использование сетевых ментальных карт как средства активизации познавательной деятельности на уроках информатики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать познавательную деятельность с точки зрения ФГОС ООО (как метапредметные результаты);
2. Проанализировать средства и методы активизации познавательной деятельности на уроках информатике;
3. Выявить возможности использования ментальных карт как средства активизации познавательной деятельности;
4. Разработать ментальные карты и методику их использования на уроках информатики по темам «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», «Обработка графической информации»;
5. Провести анализ опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании использования сетевых ментальных карт для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных ментальных карт в учебном процессе в основной общеобразовательной школе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся...
В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что проведение уроков информатики с использованием ментальных карт позволяет создать условия для активизации познавательной деятельности и развития мыслительных способностей обучающихся: осмысление, анализирование, оценивание и
систематизирование полученной информации.
В ходе выполнения данной работы была раскрыта сущность познавательной деятельности. Рассмотрены и описаны средства и методы активизации познавательной деятельности в процессе обучения. Выявлены и охарактеризованы дидактические возможности сетевых ментальных карт, рассмотрены сервисы создания ментальных карт.
Разработаны системы заданий по темам «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (7 уроков) и «Обработка графической информации» (14 уроков) с использованием сетевых ментальных карт.
Проведен педагогический эксперимент, по результатам которого, мы пришли к выводу о результативности и целесообразности включения заданий по созданию и редактированию ментальных карт, заполнению пропусков, нахождению ошибок и даже выполнение тестовых заданий в сетевых ментальных картах в процесс обучения информатике.
Применение ментальных карт как средств активизации познавательной деятельности позволяет обучающимся работать самостоятельно, организовывать деятельность как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Таким образом, создаются условия для развития самостоятельности и активности, для формирования коммуникативных навыков, для побуждения к саморазвитию, к активизации познавательной и мыслительной деятельности, то есть создаются условия для успешной познавательной деятельности. Традиционный процесс познания становится более осмысленным, продуктивным и обретает индивидуальность.
В ходе исследования достигнута поставленная цель и реализованы задачи.
Реализация учебного процесса с использованием ментальных карт позволит формировать и развивать у учащихся системное представление о содержании обучения; умения обнаруживать и выделять существенные признаки и характеристики изучаемых понятий, предметов, явлений; умения выявлять и устанавливать объективные связи между понятиями; умения выявлять общности свойств, качеств, признаков; умения формулировать выводы; навыки работы с учебной информацией - т.е. активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах урока.
Материалы работы могут быть использованы в практической деятельности учителя информатики в основной школе. Задания на основе использования ментальных карт могут быть полезными учителю для организации активной деятельности обучающихся на уроках.
Результаты исследования представлены на IV Всероссийской конференции «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании» в рамках XX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2019г. и опубликованы в материалах конференции (сборник будет опубликован в октябре 2019г.).
систематизирование полученной информации.
В ходе выполнения данной работы была раскрыта сущность познавательной деятельности. Рассмотрены и описаны средства и методы активизации познавательной деятельности в процессе обучения. Выявлены и охарактеризованы дидактические возможности сетевых ментальных карт, рассмотрены сервисы создания ментальных карт.
Разработаны системы заданий по темам «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (7 уроков) и «Обработка графической информации» (14 уроков) с использованием сетевых ментальных карт.
Проведен педагогический эксперимент, по результатам которого, мы пришли к выводу о результативности и целесообразности включения заданий по созданию и редактированию ментальных карт, заполнению пропусков, нахождению ошибок и даже выполнение тестовых заданий в сетевых ментальных картах в процесс обучения информатике.
Применение ментальных карт как средств активизации познавательной деятельности позволяет обучающимся работать самостоятельно, организовывать деятельность как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Таким образом, создаются условия для развития самостоятельности и активности, для формирования коммуникативных навыков, для побуждения к саморазвитию, к активизации познавательной и мыслительной деятельности, то есть создаются условия для успешной познавательной деятельности. Традиционный процесс познания становится более осмысленным, продуктивным и обретает индивидуальность.
В ходе исследования достигнута поставленная цель и реализованы задачи.
Реализация учебного процесса с использованием ментальных карт позволит формировать и развивать у учащихся системное представление о содержании обучения; умения обнаруживать и выделять существенные признаки и характеристики изучаемых понятий, предметов, явлений; умения выявлять и устанавливать объективные связи между понятиями; умения выявлять общности свойств, качеств, признаков; умения формулировать выводы; навыки работы с учебной информацией - т.е. активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах урока.
Материалы работы могут быть использованы в практической деятельности учителя информатики в основной школе. Задания на основе использования ментальных карт могут быть полезными учителю для организации активной деятельности обучающихся на уроках.
Результаты исследования представлены на IV Всероссийской конференции «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании» в рамках XX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2019г. и опубликованы в материалах конференции (сборник будет опубликован в октябре 2019г.).
Подобные работы
- Разработка опорных конспектов по правовой дисциплине, реализуемой в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019





