Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки активизации познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов на уроках физической культуры 11
1.1. Активизация познавательной деятельности обучающихся как предмет
теоретического анализа 11
1.2 Особенности активизации познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов 18
1.3. Возможности уроков физической культуры в активизации познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов 24
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий активизации познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов на уроках физической культуры 34
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по активизации
познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов на уроках физической культуры 34
2.2. Реализация педагогических условий активизации познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов на уроках физической культуры .... 45
2.3. Анализ результатов и динамики уровня сформированности познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов на уроках физической
культуры 49
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность исследования. Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" отмечается, что педагогический работник в современных реалиях обязан развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, определяя требования к реализации основной образовательной программы начального общего образования, и, опираясь на системно-деятельностный подход, особый акцент делает на необходимости «перехода к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся», а в числе личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») называет любознательность и активную заинтересованность в познании мира [2]. Эти целевые установки ориентируют образовательный процесс в начальной школе на активное взаимодействие всех его участников и обращение к мотивационно-потребностной сфере обучающегося. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового и активного образа жизни, во многом определяет его поведение в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Целенаправленно организованная деятельность школьников на уроках физической культуры, моторная плотность урока, комфортный эмоциональный фон являются эффективными средствами повышения уровня их познавательной деятельности на основе двигательной и моторной активности. Практика современного образования в сфере физической культуры выявляет имеющиеся дефициты в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. И, как следствие, у обучающихся наметилась тенденция снижения интереса к физкультурно¬оздоровительной деятельности, и в частности к уроку физической культуры. Уровень физической подготовленности обучающихся не соответствует современным экономическим, социокультурным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности и реализации имеющегося личностного потенциала. Решение данной проблемы позволит не только обеспечить направленность подрастающего поколения на здоровый образ жизни, но и стимулировать их познавательную активность, удовлетворенность и успешность в учебно-познавательной деятельности. В этой связи необходим поиск условий и подходов к активизации познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе...
Таким образом, в ходе проведенного исследования определено противоречие между традиционными подходами в организации образовательного процесса на уроках физической культуры в начальной школе, преимущественно направленными на восприятие и запоминание учебной информации и объективной необходимостью вовлечения школьников в процесс активного познания при формировании познавательной деятельности. На основе этого нами была выделена актуальная проблема современного образования в начальной школе, решение которой связано с необходимостью разработки эффективной системы педагогических условий, обеспечивающей формирование активной познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов.
При решении данной проблемы были обоснованы особенности познавательной деятельности обучающихся начальной школы и возможности уроков физической культуры в активизации познавательной деятельности, обучающихся 3-4 классов; выявлены и обоснованы педагогические условия, позволяющие активизировать познавательную деятельность данной категории обучающихся. Их перечислить. Продуктивные формы, методы и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащихся (мышление, память, воображение, восприятие, внимание), создание дидактических ситуаций, где данные способности подвергаются интенсивной тренировке, реализации подходов проблемного и игрового обучения, создание потенциально активной и эмоционально комфортной среды на уроке, актуализация внутренней мотивации учения школьников.
В опытно-экспериментальной части исследования осуществлена проверка эффективности разработанной системы педагогических условий, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся 3¬4 классов как познавательная активность, познавательная самостоятельность и познавательные способности.
Реализация системы разработанных педагогических условий: использовании проблемных ситуации в процессе обучения двигательным действиям, которые реализовались через использование таких методов и приёмов, как: поисковые методы, беседа-диалог, диалог-дискуссия, метод творческих заданий; формирования мотивационно-ценностного отношения к урокам физической культуры с использованием домашних самостоятельных и творческих заданий; комплекса упражнения и игр, направленных на развитие познавательного интереса и познавательных способностей через повышение двигательной активности обучающихся. Система дает возможность оптимальным образом формировать познавательную деятельность обучающихся 3-4 классов на основе развития познавательного интереса, закладывая фундамент для их самовыражения в различных видах познавательной деятельности.
Результаты нашего исследования могут являться основой для разработки частно-дидактических целей и задач обучения физической культуре.
В целом результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают предположение о том, что формирование познавательной деятельности обучающихся 3-4 классов на уроках физической культуры осуществляется более эффективно при реализации предложенных педагогических условий. Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, гипотеза экспериментально подтверждена, результативность выделенных педагогических условий доказана.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
10.11.2020) .
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения:
12.11.2020) .
3. Адольф В. А., Ильин А. С. Модель информационно-педагогического обеспечения деятельности педагога по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. №1. С. 50-55
4. Адольф В. А., Фоминых А. В., Адольф К. В. Социализация обучающихся через вовлечение в спортивную деятельность // Воспитание школьников. 2020. №2. С. 20-24.
5. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. М.: Школа-Пресс, 1984. 35с.
6. Архипова, Л.А. Особенности обучения двигательным действиям в условиях проблемного обучения // Материалы межрегиональной науч.- практической конференции молодых ученых и студентов «Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири». г. Омск: СибГАФК, 1999. 132с.
7. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18—22.
8. Балабанова Л.И. Развивающее обучение: условия эффективности // Профессиональное образование. 2002. № 3 (48). С. 33-34.
Барбашов, С.В. Педагогическая практика в школе: учебное пособие для студентов / С.В. Барбашов. Омск, 2000. 97 с.
10. Безруких М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология"; "Педагогика и методика дошкольного образования" / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2015. 412 с.
11. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
12. Березина, В.Г. Детство мыслительной личности. Спб.:
Издательство Буковского , 1994. - 60с.
13. Берштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений физиологии активности // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2010. № 12 (84). С. 4-12.
14. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. - 190с.
15. Боброва И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис. канд. пед. наук. СПб., 2008. 142 с...84