Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления

Работа №169375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления 6
1.1 Познавательная деятельность обучающихся 6
1.2 Сущность технологии развития критического мышления 14
1.3 Характеристика педагогических условий активизации
познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования 49 технологии развития критического мышления
1. Выявление уровня познавательной активности обучающихся 50
2. Реализация комплекса уроков по основам безопасности
жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления 52
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения 66


Современная теория обучения и воспитания все больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Формирование познавательных интересов исследователи Н.А. Березовин, Я.И. Божович, Г.И. Щукина и др. связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов обучающихся.
Обучающиеся часто испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам, их трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС) является технология развития критического мышления (далее ТРКМ) (Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит). Данная технология может эффективно использоваться при изучении многих учебных дисциплин, в том числе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ).
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по ОБЖ посредством использования ТРКМ...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познавательная деятельность содействует воспитанию мировоззрения, нравственных и эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы и личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес). Познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.
Для развития познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность так, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное овладение новой для них информации. Особенностью технологии развития критического мышления является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Приемы и методы ТРКМ включают в себя совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, что позволяет сохранить активность ученика в течение всего урока.
ТРКМ может эффективно использоваться на уроках по ОБЖ в рамках активизации познавательной деятельности обучающихся с соблюдением ряда педагогических условий: методически грамотный отбор методов, приемов и средств, используемых в технологии развития критического мышления; создание проблемных ситуаций на уроках; включение обучающихся в планирование учебной деятельности; организация групповой работы обучающихся; организация самоанализа учащимися своих достижений и др. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по ОБЖ посредством использования ТРКМ. На констатирующем этапе работы было установлено, что в экспериментальной группе преобладают низкий и средний уровни познавательной активности обучающихся к изучению ОБЖ.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что разработанный и реализованный нами комплекс уроков по ОБЖ с использованием ТРКМ, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся является эффективным и практически значимым.



1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского
университета, 1998. - 318 с.
3. Ахияров, К.Ш. Активная познавательная деятельность в целостном педагогическом процессе [Текст] / К. Ш. Ахияров. - Уфа: Бирск. гос. пед. ин-т, 2001. - 276 с.
4. Байбородова, Л.В. Образовательные технологии [Текст]: учебно¬методическое пособие / Л.В. Байбородова, В.В.Белкина - Ярославль: изд- во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. - 187 с.
5. Березовин, Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст] / Н.А. Березовин // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 10-11.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 1989. - 215 с.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 219 с.
8. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.: Мирос, 2002. - 245 с.
9. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. М., 1955. [Электронный ресурс] / Л.И. Божович. - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/vestnik/articles/871.pdf (Дата обращения: 20.04.2018).
10. Галактионова, Т.Г. От самопознания к самореализации: технолог ии образовательной деятельности. [Текст] / Т.Г. Галактионова - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.
11. Генике, Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. [Текст] / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова - М.: БОНФИ, 2002. - 165 с.
12. Гершунский, Б.С. Философия образования XXI века [Текст] / Б.С. Гершунский - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
13. Душина, И.В. Методика и технология обучения [Текст]: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. / И.В. Душина - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203 с.
14. Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека [Текст] / В.Г. Иванов // Учебные записки ЛГУ. - Вып. 9. - № 214. - 1956. - С. 68-74.
15. Ермоленко, С.Л. Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / С.Л. Ермоленко // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3.1. - С. 72-75...46

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ