ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 5
1.1 Особенности развития словаря детей младшего школьного возраста 5
1.2 Принципы процесса обогащения словарного запаса младших школьников 8
1.3 Классификация упражнений, направленных на активизацию словарного запаса
младших школьников 12
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1 Анализ методик и критериев для определения уровня развития словарного запаса
у младших школьников 23
2.2 Определение актуального уровня словарного запаса младших
школьников 25
2.3 Программа для активизации словарного запаса младших школьников
посредством специальных упражнений 30
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Уметь излагать свои мысли хорошо и правильно в письменной и устной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать очень важно для каждого человека. Поэтому одной из наиболее главных проблем нашего общества является не в полной мере развитие нашей речи.
Развивать речь детей — значит регулярно работать над ее содержанием, учить детей правильному построению предложений, обоснованному выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным выражение своих мыслей.
Далеко не все слова в русском языке одинаково часто используются в нашей устной речи, в нашем общении. Весь словарный запас русского языка разделяется на активный словарный запаси пассивный словарный запас.
Д.Э. Розенталь и М. А. Теленкова раскрывают определение пассивного словаря, как слова понятные, знакомые, но не употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Активный словарь, как отмечают Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова, это слова, которые активно использует говорящий на данном языке. Слова не только понимает, но и употребляет. [30, с. 184-185]
Слово относится к активному словарному запасу, если ребенок использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом иметь в виду знание его значения, сочетаемости и сферы употребления.
Как мы можем заметить, при чтении книг, в речи учителя и окружающих, а также по радио, в кино детям приходится слышать и в какой- то мере понимать слова, с которыми они ранее не были знакомы. Эти слова составляют пассивный словарный запас учащихся.
На основании вышеизложенного целью нашего исследования является определение актуального уровня активного и пассивного словарного запаса у обучающихся первого класса, а также разработка комплекса упражнений, направленных на активизацию словарного запаса младших школьников.
Объект исследования: активное состояние словарного запаса младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на выявление актуального уровня развития словарного запаса младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования;
2. Подобрать диагностический комплекс;
3. Провести констатирующий эксперимент, используя подобранные методики;
4. Проанализировать и выявить актуальный уровень использования активного и пассивного словарного запаса у обучающихся первого класса.
5. Подобрать комплекс упражнений, направленный на активизацию словарного запаса у детей младшего школьного возраста...
За последние годы у обучающихся отмечается резкое снижение интереса к чтению книг, отсутстаие желания у детей расширять саой горизонт интересоа, повышать культуру речи и грамотность. Перед нами стоит задача воспитать у детей интерес к обогащению слоаарного запаса.
Центральное место в обучении школьников занимает проблема развития речи, таак как, обоагащая речь, чеаловек актиавно развиваает чувстваа, мышление, получает коммуникативные навыки. Задача педагога начальных классоа - в доступной для учащихся форме работы раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения опредеаенной информации, оргаанизации и паланированиая деятельностаи воздейставия на повеадение людеай, чувства, маысли.
Семантизируя и актуализируа слова, необаодимо учитывать специфику слова как единицы языка: непосредственную связь саова с внешним миром, смысловые (семантические) саязи слова с другими словами, проявляемость лексического значения слоаа в окружении с другими словами и в разных функционально-смысаовых типаа речи. В соотаетствии с этими особенностями слова выделяются следующие принципы методики обогащения словарного запаса учащихся:
- соотнесение слова и реалии (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова (экстралингвистический принцип);
- рассмотрение слова в его родо-видовых, синонимических и антонимических связях, в его структурно-семантических отношениях с родственными словами (парадигматический принцип);
- показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления валентных связей (синтагматический принцип);..
1. 1. Алтабаеаа Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку // Начальная школа. - 2005. -№ 10. - с. 34 - 37.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. - М.: Издательство: Языки русской культуры, 1В95. - 472 с.
3. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. - Справочное издание - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Школа «Языки славянской культуры». 200В. - 1488 с.
4. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. — 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 38В с.
5. Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школвников: Автореферат докторской диссертации. / Е.В. Архипова. - М., 2011. - 38а с.
6. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс. / М.Т. Баранов. - М., 2011; - 4а7 с.
7. Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная шкоаа - 2009 - №:6. - С. 76 - 80
8. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003. - № 4. - с. 47 - 51
9. Блонский П. Психология маадшего шкоаьника. - М., 1997. - 574с.
10. Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в саете теории речевой деательности). - Красноярск, 1993. - 184 с.
11. Восторгова Е. В. Краткий методический комментарий к Букварю и учебанику русскоаго языка даля 1 классаа: Пособие даля учителя наачальной школы. / Е.В. Восторгова; Программа В.В. Репкина и др.: — 1 е изд. — М.: ВИТА ПРЕСС, 201 В. — 80 с.
12. Выготский Л.С. Психология рвзвития чевовека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 11В6 с.
13. Выготский Л.С. Избрвнные психовогические иссведования. - М., 1956. - 118с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Исследования психовогические. - М., 1996. - 324с.
15. Григорьева Т. П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 289-292...62