Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Понятие активных методов обучения и их классификация 6
1.2 Активные методы обучения, применяемые на уроках ОБЖ 13
1.3 Анализ деятельности учителя ОБЖ по использованию активных
методов обучения 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ 30
2.1 Методика использования АМО на уроках ОБЖ в 5-9 классах 30
2.2 Методика использования АМО на уроках ОБЖ в 10-11 классах 38
ГЛАВА 3 Описание эксперимента 47
3.1 Результат эксперимента 48
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 1 54
Приложение 2 57
Совершенствование образования в нашей стране заставляет пересмотреть содержание обучения и образования, а также технологии учебного процесса. Создание новых методов и приемов обучения, разработка более новых форм организации учебно-воспитательного процесса, применение новых средств обучения открывает множество возможностей для внедрения научного прогресса в технологии обучения. Классические методы образовательного процесса, которые ориентированы на передачу готовых знаний, конечно, значимы, но не дают обучающимся ориентироваться в обширных информационных потоках. Они вырабатывают как правило стереотипное мышление и ориентированы на сохранение и усвоение материала в памяти. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современные требования, поэтому постепенно уходят в прошлое. Большую роль в воспитании ответственного и активного отношения к обучению безопасному поведению играет демонстрация преподавателем заинтересованного и увлеченного отношения к занятиям. Там, где учитель подбирал интересные и разнообразные задания, использовал активные методы обучения, отношение учащихся к обучению безопасному поведению постепенно изменялось от отрицательного или равнодушного к положительному, личностно значимому. [27] Более высоких результатов для решения данной проблемы получить можно только если у обучающихся будет сформирована активная личностная позиция в процессе обучения. В связи с этим в образовательной деятельности наиболее актуальной становится проблема применения новых подходов по организации образовательного процесса и современных педагогических технологий как методов обучения. Урок основ безопасности жизнедеятельности, разработанный с учетом современных научных и педагогических технологий может помочь сформировать у обучающихся глубокие знания, а также и умения добывать знания, использовать их в различных жизненных ситуациях, копить опыт разрешения проблем, развивать у обучающихся познавательные, умственные и физические умения.
Новейшие технологии на сегодняшний день рассматриваются как педагогическая деятельность педагога по разработке оптимальных условий на уроках ОБЖ для развития и реализации потенциальных возможностей, способности к саморазвитию и самообразованию обучающихся, формированию установки на здоровый образ жизни. Проблемой активных методов обучения занимались A.A. Балаев, А.А. Воронова, С.В. Петрушин, A.A. Вербицкий, П.Б.Гребенюк, Г.И. Ибрагимов, Ю.Н. Емельянов, В.Я. Платов, В.В. Подиновский, В.Д. Ширшов, В.И. Рыбальский и другие. Cognitive activity requires a constantgrowth and persistence of interests, then experience will accumulate quickly, knowledge will become stable. The ways of transferring knowledge from an adult to a child can be very different, and the means should be as simple as possible, but fascinating [31]. Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверняка задает сегодня такие вопросы: «Как сделать свой урок необычным? Как скучный для учеников материал предоставить интересно? Как с современными ребятами говорить на понятном языке?» Активные методы обучения (АМО), например, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский, побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности, способствуют концентрации внимания на изучении материала, а также поддержанию высокого уровня работоспособности в течение урока. Актуальность исследования состоит в том, что в наши дни умение учащихся получать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно получением и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь»...
1. В результате анализа проблемы, мы установили, что необходимо применение более эффективных методов обучения школьников поведению в опасных ситуациях. Наиболее эффективными являются активные методы обучения, в том числе метод «Анализ типичных ситуаций, представляющих потенциальную или реальную опасность»
2. Был отобран активный метод «анализ типичных ситуаций представляющих потенциальную или реальную опасность» обеспечить рост самостоятельности обучающихся, а также стимуляцию интереса и повышение мотивации к обучению и тем самым активизирует образовательный процесс.
3. В результате эксперимента с применением активного метода «Анализ типичных ситуаций, представляющих потенциальную или реальную опасность» выявлено, что уровень усвоения знаний и активизация познавательной деятельности существенно повышается.
1. Активные методы, используемые в процессе обучения. [Электронный ресурс] / URL: http://refleader.ru/polrnajgeqas.html (дата обращения 28.04.2018)
2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/
B. П.Беспалько. М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
3. Активные методы, используемые в процессе обучения. [Электронный ресурс] / URL: http://studall.org/all-129851.html (дата обращения 29.04.2018)
4. Даричева, М.В. Обучение профессионально-иноязычному общению будущих специалистов в области дизайна в вузе / Дис. ... канд. пед. наук / 13.00.08 / М.В. Даричева. - Н.Новгород, 2008. - 214с.
5. Зарукина, Е. В. Н. А. Логинова, М. М. Новик Активные методы обучения: Рекомендации по разработке и применению.
6. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М., 1998.
7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. М.:ВЛАДОС, 2004. -352 с
8. Коллективная творческая деятельность: сущность, содержание. [Электронный ресурс] / URL: http://www.easilyeducation.ru/eidets-418-1.html (дата обращения 26.04.2018)
9. Колодницкий, Г.А Латчук В.Н «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по «Основам безопасности жизнедеятельности», М., «Дрофа», 2001 г.
10. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В.
C. Кукушин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 474 с.
11. Лернер И.Я. О методах обучения / Лернер, И.Я. Скаткин, М.Н.- Советская педагогика. - 1965. № 3.
12. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса./ Пед. соч. М., 1983.т. 1с.164
13. Махмутов М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М., 1975.
14. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
15. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов н/Д, 2004...31