РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 7
1.1. Воображение как важный психический процесс 7
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Педагогический потенциал сказки как средства развития воображения
детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 25
2.1. Организация эмпирического исследования 25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эмпирического
исследования 26
2.3. Опыт реализации психолого - педагогических условий развития
воображения старших дошкольников посредствам сказки 33
2.4. Анализ результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 37
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 7
1.1. Воображение как важный психический процесс 7
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Педагогический потенциал сказки как средства развития воображения
детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 25
2.1. Организация эмпирического исследования 25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эмпирического
исследования 26
2.3. Опыт реализации психолого - педагогических условий развития
воображения старших дошкольников посредствам сказки 33
2.4. Анализ результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 37
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность темы. Отечественные исследователи подчёркивают, что на сегодняшний день всё чаще в дошкольных образовательных учреждениях появляется тенденция недооценивания такого психического процесса как воображение. Среди различных видов НОД и детской игровой деятельности недостаточное внимание уделяется развитию процесса воображения, дети часто воспроизводят с помощью готовых образцов и пользуются шаблонами [41].
Проблема развития воображения детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что оно является обязательным компонентом любой творческой формы деятельности ребёнка [54]. Исследователи, которые занимались изучение данного вопроса, такие, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Л. Л. Кондратьева, Р. С Немов, С. Л. Рубинштейн, Л. Ю. Субботина, Г. А. Урунтаева и другие, отмечают, что благодаря построенному образу конечного результата деятельности, ребенок планирует свои действия и дальнейшую деятельность [55].
Воображение можно характеризовать как психический процесс порождения и преобразования образов, которые не вполне соответствуют тому, что в данный момент окружает человека, или тому, что хранится в его памяти [25].
По мнению Л. Н. Когана и А. Г. Спиркина, воображение - это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком [23].
Воображение в дошкольном возрасте превращается в такую умственную деятельность, которая предполагает создание замысла, его планирование и реализацию; сравнительно свободную от всей внешней деятельности, на которой сформировалась и имеющею определённые педагогические средства осуществления замысла [48]...
Проблема развития воображения детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что оно является обязательным компонентом любой творческой формы деятельности ребёнка [54]. Исследователи, которые занимались изучение данного вопроса, такие, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Л. Л. Кондратьева, Р. С Немов, С. Л. Рубинштейн, Л. Ю. Субботина, Г. А. Урунтаева и другие, отмечают, что благодаря построенному образу конечного результата деятельности, ребенок планирует свои действия и дальнейшую деятельность [55].
Воображение можно характеризовать как психический процесс порождения и преобразования образов, которые не вполне соответствуют тому, что в данный момент окружает человека, или тому, что хранится в его памяти [25].
По мнению Л. Н. Когана и А. Г. Спиркина, воображение - это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком [23].
Воображение в дошкольном возрасте превращается в такую умственную деятельность, которая предполагает создание замысла, его планирование и реализацию; сравнительно свободную от всей внешней деятельности, на которой сформировалась и имеющею определённые педагогические средства осуществления замысла [48]...
В теоретической части исследования нами было раскрыто общее понятие о воображении, его функции, виды и значимость данного психического процесса в жизни человека и в развитии ребёнка. Так же нами были выявлены особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте воображение начинает носить произвольный характер, то есть воображение становится контролируемым. Всю свою деятельность старший дошкольник может полностью выполнять в соответствии со своим замыслом. Было выявлено, что одним из эффективных педагогических средств развития воображения детей старшего дошкольного возраста является сказка.
Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок [32].
Сказка - это выдуманные истории автором или народом о несуществующих героях и чудесах. В сказке собрана информация, накопленная многими поколениями людей, которая преподносится ею на уровне детского восприятия и понимания. Сказка - это совокупность структурных элементов, помогающих осуществить основные функции сказок, достичь поставленных целей, через раскрытие творческого потенциала личности [29].
Вопросами влияния сказки на развитие воображения занимались О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е. Кравцова и другие.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие функции сказки: социализирующая, креативная,
голографическая, валеолого-терапевтическая,
вербально-образная [32].
Так же были выявлены следующие естественные психологические потребности ребенка, которые удовлетворяет сказка: потребность в автономности; в каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь только на себя и свои силы; потребность в компетентности; потребность в активности: герой всегда находится в действии [20].
Сказки являются богатейшим источником развития воображения ребенка. Они учат детей сопереживать персонажам, формируют основы морали и нравственности...
Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок [32].
Сказка - это выдуманные истории автором или народом о несуществующих героях и чудесах. В сказке собрана информация, накопленная многими поколениями людей, которая преподносится ею на уровне детского восприятия и понимания. Сказка - это совокупность структурных элементов, помогающих осуществить основные функции сказок, достичь поставленных целей, через раскрытие творческого потенциала личности [29].
Вопросами влияния сказки на развитие воображения занимались О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е. Кравцова и другие.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие функции сказки: социализирующая, креативная,
голографическая, валеолого-терапевтическая,
вербально-образная [32].
Так же были выявлены следующие естественные психологические потребности ребенка, которые удовлетворяет сказка: потребность в автономности; в каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь только на себя и свои силы; потребность в компетентности; потребность в активности: герой всегда находится в действии [20].
Сказки являются богатейшим источником развития воображения ребенка. Они учат детей сопереживать персонажам, формируют основы морали и нравственности...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ,
ОСНОВАННЫХ НА ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Влияние малых форм детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017





