Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Работа №169371

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 7
1.1. Воображение как важный психический процесс 7
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Педагогический потенциал сказки как средства развития воображения
детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 25
2.1. Организация эмпирического исследования 25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эмпирического
исследования 26
2.3. Опыт реализации психолого - педагогических условий развития
воображения старших дошкольников посредствам сказки 33
2.4. Анализ результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 37
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54


Актуальность темы. Отечественные исследователи подчёркивают, что на сегодняшний день всё чаще в дошкольных образовательных учреждениях появляется тенденция недооценивания такого психического процесса как воображение. Среди различных видов НОД и детской игровой деятельности недостаточное внимание уделяется развитию процесса воображения, дети часто воспроизводят с помощью готовых образцов и пользуются шаблонами [41].
Проблема развития воображения детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что оно является обязательным компонентом любой творческой формы деятельности ребёнка [54]. Исследователи, которые занимались изучение данного вопроса, такие, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Л. Л. Кондратьева, Р. С Немов, С. Л. Рубинштейн, Л. Ю. Субботина, Г. А. Урунтаева и другие, отмечают, что благодаря построенному образу конечного результата деятельности, ребенок планирует свои действия и дальнейшую деятельность [55].
Воображение можно характеризовать как психический процесс порождения и преобразования образов, которые не вполне соответствуют тому, что в данный момент окружает человека, или тому, что хранится в его памяти [25].
По мнению Л. Н. Когана и А. Г. Спиркина, воображение - это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком [23].
Воображение в дошкольном возрасте превращается в такую умственную деятельность, которая предполагает создание замысла, его планирование и реализацию; сравнительно свободную от всей внешней деятельности, на которой сформировалась и имеющею определённые педагогические средства осуществления замысла [48]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части исследования нами было раскрыто общее понятие о воображении, его функции, виды и значимость данного психического процесса в жизни человека и в развитии ребёнка. Так же нами были выявлены особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте воображение начинает носить произвольный характер, то есть воображение становится контролируемым. Всю свою деятельность старший дошкольник может полностью выполнять в соответствии со своим замыслом. Было выявлено, что одним из эффективных педагогических средств развития воображения детей старшего дошкольного возраста является сказка.
Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок [32].
Сказка - это выдуманные истории автором или народом о несуществующих героях и чудесах. В сказке собрана информация, накопленная многими поколениями людей, которая преподносится ею на уровне детского восприятия и понимания. Сказка - это совокупность структурных элементов, помогающих осуществить основные функции сказок, достичь поставленных целей, через раскрытие творческого потенциала личности [29].
Вопросами влияния сказки на развитие воображения занимались О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е. Кравцова и другие.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие функции сказки: социализирующая, креативная,
голографическая, валеолого-терапевтическая,
вербально-образная [32].
Так же были выявлены следующие естественные психологические потребности ребенка, которые удовлетворяет сказка: потребность в автономности; в каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь только на себя и свои силы; потребность в компетентности; потребность в активности: герой всегда находится в действии [20].
Сказки являются богатейшим источником развития воображения ребенка. Они учат детей сопереживать персонажам, формируют основы морали и нравственности...


1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 - 7 лет: игровые технологии. М.: Твор. центра Сфера, 2018. 119 с.
2. Анисимова Н. П. Общая психология: учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2018. 493 с.
3. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 250 с.
4. Белкина В. Н., Сивкова М. А. Развитие воображения у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. С 20 -
25URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-u-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 12. 05. 2023).
5. Боровик О. В. развитие воображения // Дошкольное образование. 2021. №1. С. 11 - 14.
6. Бухсаева Т А. Лавриненко В. С. Развитие воображения у детей дошкольного возраста и его значение в жизни человека // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: ООО Агенство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 63 - 64.
7. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Просвещение, 2016. 249 с.
8. Васильева М. А., Комарова Т С. Программа обучения. Воспитание и развитие ребёнка в детском саду// Дошкольное воспитание. 2014. № 1. С. 12.
9. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2017. 144 с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2018. 336 с.
11. Веракса Н. Е, Комарова Т С. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2019. 336 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: Союз, 2018. 96 с.
13. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Психология развития. 2011. № 6. С. 56 - 65.
14. Гриценко 3. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 320 с.
15. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика - синтез, 2018. 126 с...58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ