Введение 3
ГЛАВА 1. История изучения скифского искусства 6
1.1 Историческое значение звериного стиля в скифо-сибирском искусстве
1.2 Некоторые стили изучения звериного стиля 18
ГЛАВА 2. Роль скифского искусства в технологическом образовании 23
2.1 Технологии и особенности изготовления скифской пантеры в гипсовом материале 23
2.2 Учебная программа кружка «Работа с гипсом» 30
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 47
Возрождение скифского искусства дало современному искусству Тувы новые направления в декоративно-прикладном искусстве: в украшениях национальной одежды, в ювелирном искусстве, в сувенирах, в живописи, в утвари юрты, в скульптурных ансамблях города, в оформлении туристических комплексов. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как уникальное, драгоценное по декоративным возможностям, национальное по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах Тувы сохранилось народное, традиционное, созданное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные ремесла.
Актуальность исследования. Приобщение школьников к этнической культуре своего народа через введение в учебно-воспитательный процесс системы образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно-нравственных качеств личности.
Современная Концепция художественного образования и эстетического воспитания подчёркивает, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное внутреннее переживание.
Цель: изучение «звериного стиля» в скифо-сибирском зооморфном искусстве, выявить особенности ознакомления школьников скифской пантерой и основам работы с гипсом на кружковых занятиях.
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу, посвящённую скифскому искусству для изучения динамики её исторического развития, ареала распространения промысла и национальных традиций в изготовлении и декорировании сувениров.
2. Обобщить педагогический и ремесленный опыт народных мастеров республики по работе с гипсом.
3. Выявить эффективные формы, методы и методические средства, используемые в обучении работы с гипсом в учреждениях дополнительного образования.
4. Определить условия организации учебного процесса в группах с одновременным обучением разновозрастных учащихся разных лет обучения рассматриваемому виду традиционного искусства.
Объект исследования. Процесс технологической подготовки учащихся по работе с гипсом в системе дополнительного образования.
Предмет исследования. Методика обучения учащихся с приемами создания рельефной скульптуры из гипса в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Обучение учащихся создании рельефной скульптуры из гипса будет проходить успешнее, если:
• В технологической деятельности учащихся будут сочетаться моделирование изделия из гипса, разработка процесса изготовления, сам процесс исполнения изделия, художественное его оформление, технологический и эстетический анализ;
• Будет осуществляться стимулирование и активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся с помощью специальных методов и методических приёмов.
Методы:
• Анализ специальной литературы и научных публикаций по искусству, педагогике, методологии, методикам обучения художественным ремёслам и художественному конструированию, компьютерной технологии, истории, этнографии, археологии, естествознанию;
• Анализ учебных планов и программ по работе с гипсом и декоративно - прикладному искусству;
• Наблюдение и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта и профессиональных приёмов работы преподавателей традиционного искусства, народных мастеров, руководителей кружков и студий по работе с гипсом;
• Изучение учебной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеклассной работе по традиционным ремеслам.
Новизна заключается в следующем: впервые поставлена и комплексно решена проблема методики преподавания создания рельефной скульптуры из гипса в учебных заведениях системы дополнительного образования с учетом национально-художественных традиций народного искусства; предоставлена возможность использования полученных результатов и выводов в дальнейшей разработке, как данной проблемы, так и смежных исследований.
Практическая значимость исследования заключается: - в возможности использования, разработанных нами, содержания, целей, задач и оптимального объёма учебного материала по усвоению и приобретению учащимися знаний, умений и навыков создании рельефной скульптуры из гипса.
Степень разработанности. Археологические материалы первого памятника, раскопанного в 1971 - 1974 гг. М.П. Грязновым и М.Х. Маннай- оолом хранящихся в фондах Национального музея РТ. В качестве привлекаются статьи и книги В.И. Вайнштейна, Т.Б. Будегечи, Е.Ф. Чежина, С.В. Полина.
Апробация и внедрение результатов. Основные научные результаты доложены автором на республиканской, межвузовских научной конференции, творческих конкурсах, подтвержденных дипломами и сертификатами.
Структура и объем диссертации определены целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст работы составляет 43 страницы, общий объем - 47 страниц.
История изучения скифского искусства - уникальна. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с золотом, излюбленными мотивами украшений были реальные и фантастические животные, выполнявшиеся в особой манере, получившие название «звериный стиль». Приемы и сюжеты, выработанные в скифо-сибирском искусстве, предназначенные главным образом для декорирования оружия, одежды и конского снаряжения, получили сугубо прикладной характер. Важное место занимал анимализм, который был свойствен декоративно-прикладному искусству «Звериного стиля». Изображения с борьбой животных («сцены терзания») и нападений хищников на травоядных объясняется тем, что такие композиции, их экспрессия, их своеобразная динамика находили глубокие отзвуки в сознании кочевых племен, эти сцены отражают борьбу родов или племен, выраженную в борьбе их тотемов, или борьбу добра и зла. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем приобщение школьников к этнической культуре своего народа через введение в учебно-воспитательный процесс системы образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно¬нравственных качеств личности начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей.
В квалификационной работе мы сделали вывод, что им еще сложно работать с гипсом, у них ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, координация движений для работы с этим материалом. Мы считаем, что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и нарисовать эскиз пантеры и с пластилином сделать изделия по эскизу, постепенно переходя к работе с гипсом. Если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то ребенок будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся, и воспользовавшись этим качеством, можно научить его и воображать, и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого-то замысла, какой- то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае, если это ему интересно. Через фигурки свернувшегося кольцом зверя - символа вечного мироздания учащиеся смогут передать не только мастерство работы с гипсом, но и своё мировоззрение.
1. Абрамова Л. М. Образ кошачьего хищника в искусстве Евразии в скифо-сарматское время / Л. М. Абрамова // Проблемы археологии степной Евразии. - Ч. II. - Кемерово, 1987. - С. 78-91.
2. Адрианов Б. В. Исторические взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций в свете концепции о хозяйственно-культурных типах / Б.B. Адрианов // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата, 1989. - С. 8-21.
3. Артаманов М.И. Происхождение скифского искусства / М. И. Артаманов // СА. - 1968.- №4. С.- 45.
4. Артаманов М.И. Скифо-сибирское искусство звериного стиля (основные этапы и направления) / М.И. Артаманов // Проблемы скифской археологии. МИА № 177. - М., 1971 (б). - С. 24-35.
5. Баркова Л.Л. Изображения свернувшихся хищников на золотых пластинах из майэмира / Л.Л.Баркова // АСГЭ. - Л., 1983. - Вып. 24.- С. 83-89.
6. Будегечи Т. Б. Художественное наследие тувинцев / Т. Б. Будегечи. -М., 1995. - 152 с.
7. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии /С.И.Вайнштейн. - М.:Наука, 1991. - 283с.
8. Васильев С.А. К вопросу о происхождении сюжета «хищник, свернувшийся в кольцо» в скифском зверином стиле: каталог изображений /C. А.Васильев. - СПб.: Гос. ун-т, 2002. - 80с.
9. Грязнов М.П. Курган Аржаан - могила царя раннескифского времени / М.П.Грязнов, М.Х.Маннай-оол // Учен.зап. / ТНИИЯЛИ. - 1973. - Вып. XVI. -С. 191-206.
10. Грязнов М.П. Курган Аржаан (по раскопам 1973-1974гг.) / М.П.Грязнов, М.Х.Маннай-оол // Учен.зап. / ТНИИЯЛИ. -1975. -Вып. XVII.- С. 185-198.
11. Журавлев Д. В. Мастера бронзового века / Д. В.Журавлев. - М., 2005.- 191 с.
12. Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее. Скифское время / М.П.Завитухина. - Л.: Искусство, 1983. - 191с.
13. Мандельштам А.М. Гунно-сарматский период на территории Тувы / А.М. Мандельштам, Э.У. Стамбульник // Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 Т.Т. 9.- М.: Наука 1992.- С. 196-205.
14. Мандельштам А.М. Ранние кочевники скифского периода на территории Тувы / А.М. Мандельштам // Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 Т.Т. 7.- М.: Наука 1992.- С. 178-195.
15. Маннай-оол М.Х. Итоги археологических исследований ТНИИЯЛИ в 1961г. // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. - Вып. Х. - 1962. - С. 144-146.
16. Петренко В.Г. Украшения Скифии VII - III вв. до н.э. // САИ. - Вып. Д4-5. 144 с.
17. Петренко В.Г. Некоторые вопросы хронологии и черты сходства населения евразийских степей раннескифского времени // КСИА. -Вып.207.С.32-34.
18. Погребова М.Н., Раевский Д.С., Ранние скифы и Древний Восток. К истории становления скифской культуры. М.: Наука 1992. - 260 с.
19. Погребова Н.Н. Грифон в искусстве Северного Причерноморья в эпоху архаики // КСИИМК. Вып. 22. - 1948. С. 62-67.
20. Погребова Н.Н. К вопросу о скифском зверином стиле // КСИА. - №34. 1950. - С. 129-141.
21. Полидович Ю.Б. О мотиве свернувшегося хищника в скифском «зверином стиле» // РА. № 4. 1994. - С. 63-78.
22. Полин С.В. От Скифии к Сарматии. Киев. 1992 - 201 с.
23. Полин С.В. Кубышева А.И., Скифские курганы Утлюкского междуречья. Киев. 1997. - 88 с.
24. Полосьмак Н.В., Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск. 1987. - 144 с.
25. Пряхин А. Д., Разуваев Ю.Д., Семилукское городище поздне¬скифского времени на р. Дон (основные результаты раскопок 1984-1993 гг.) // Археологические памятники Среднего Поочья. Сборник научных трудов. - Вып. 4. 1995. - С. 43-68.
26. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: Просвещение, 1984. - 170с.
27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Высшее образование, 2002. - 141с.
28. Чежина Е.Ф. Художественные особенности звериного стиля Нижнего Повольжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху // АСГЭ. - Вып. 23. 1983. С. 16-29.
29. Чежина Е.Ф. Изображения свернувшегося в кольцо хищника в искусстве Нижнего Повольжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху // АСГЭ. - Вып. 25. 1983. С. 61-64.
30. Чежина Е.Ф. История и современное состояние проблемы «савроматского» звериного стиля // АСГЭ. - Вып. 29. 1988. - С. 59-64.
31. Чежина Е.Ф. Орнаментированные кабаньи клыки и их имитации в скифскую эпоху // АСГЭ. Вып. 31. 1991. С. 30-42.
32. Чкрников С.С. Загадка золотого кургана. Где и когда зародилось «скифское искусство». М.: Наука. 1965. -188 с.
33. Членова Н.Л. Скифский олень // МИА. 1962. № 115. - С. 167-203.
34. Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племен татарской культуры. М.: Наука 1967. -299с.
35. Хижина С. Валерий Пухов // Декоративное искусство СССР, 1984. - №.4
36. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Психолого-педагогические основы внеклассной работы по Декоративно¬прикладному искусству. - М.: Просвещение, 1981. - 144 с.
37. Шкурко А.И. Об изображении свернувшегося в кольцо хищника в искусстве Лесостепной Скифии // СА. № 1. 1969 - С. 31-39.
38. Шкурко А.И. О локальных различиях в искусстве Лесостепной Скифии // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. - М.: Наука.1976. - 90-105.
39. Шкурко А.И. Фантастические существа искусстве Лесостепной Скифии // Труды ГИМ. Вып. 54. 1982. - С. 3-8.
40. Шкурко А.И. Скифское искусство звериного стиля (по материалам Лесостепной Скифии) // Скифы и сарматы в VII - III вв. до н.э. Палеоэкология, антропология и археология. Сборник статей. - М.: Институт археологии. - С. 304-313.