Оглавление 2
Введение 3
Теоретическая часть 6
Глава 1. Игровые методы обучения в учебно-воспитательном процессе на
уроках ОБЖ 18
Глава 2. Ход проведения эксперимента и олимпиады 34
Заключение 54
Список литературы 58
Актуальность проблемы защиты подрастающего поколения от опасностей возникла ещё с зарождением человечества. Первоначально людям угрожали опасные природные явления, а также представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, основной причиной которых стал сам человек [32].
В наше время безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему, в связи с растущим числом случаев наступления опасности для обучающихся.
В школе каждый учитель ищет такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышающие качество получаемых знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи очень хорошо решаются через различные педагогические технологии [17].
Пеиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности, в настоящее время, является не только естественным явлением, но и необходимым. Это обусловлено тем, что современная система образования ориентирована на всестороннее развитие личности обучающегося, а использование различных форм работы, должно быть направлено, именно на достижение данной цели.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового образования должны быть направлены на формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире, способной смело развивать собственную стратегию поведения, осуществлять моральный выбор и ответственность за него, т.е. саморазвитие и самореализацию личности.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты воспитательной работы [1].
Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии методов игрового обучения.
Технология игровых методов обучения направлена на то, чтобы обучить школьников понимать мотивы их обучения, и поведение в игре и в жизни, т. е. формировать цели и содержание своей самостоятельной деятельности и предвидеть ее непосредственные результаты...
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.
В области преподавания предмета ОБЖ - это вопрос активизации познавательной деятельности студентов на уроках открытия новых знаний, поскольку этот процесс организован с помощью определенных сочетаний методов, задач, вопросов. Вступительная фаза знаний - самая сложная часть подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная и порой нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей обучающихся, их познавательной деятельности.
Активация познавательной деятельности студентов может быть реализована на разных этапах урока, на уроках разных типов и на любом предметном материале с помощью определенных методов.
Наибольшей популярностью среди обучающихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.
Рассматривая концепцию игры как методы обучения, можно сделать следующие выводы:
1) игра - эффективное средство обучения когнитивным интересам и активизации деятельности школьников;
2) игра, правильно организованная с учетом специфики материала, тренирует память, помогает обучающимся развивать речевые навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учеников, развивает внимание и когнитивный интерес к предмету;
4) игра - один из способов преодоления пассивности школьников;
5) в команде каждый обучающийся несет ответственность за всю команду, все заинтересованы в лучшем результате своей команды, все стремятся решить задачу как можно быстрее и успешнее. Таким образом, конкуренция помогает повысить производительность всех учеников.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Существует большое количество классификаций игровых методов, одной из самых распространенных является:
1) предметные игры, то есть манипуляции с объектами;
2) сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности;
3) дидактические игры, которые имеют готовые правила, требуют от ученика умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, но самое главное - знать предмет. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения. Ценность дидактической игры определяется по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику;..
1. Абдульменова З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2013. № 11
2. Абрамова В.Ю., Елизарова И.С. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10-11 классов по экологической безопасности. Молодой ученый. 2015. № 5 (85). С. 423-427.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2011. - 334 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика . - 2012. - № 2. - с.3-8.
5. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 2017. - 45 с.
6. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2011.-№ 5.- с.26-30.
7. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 272 с.
8. ЖУРНАЛ «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Выпуск №14 Том №2 (II квартал 2011) 143 стр.
9. Бондаренко М. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ. - 2013. - № 3.
10. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 - 446 с.
11. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие / Н.В. Косолапова. - М.: Academia, 2017. - 320 c.
12. Газман О.С. В школу - с игрой/О.С. Газман. — М.: Просвещение, 2011.- 334 с.
13. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2012.- 345 с.
14. Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2015. - № 5. - 37 с.
15. Психолого-педагогический практикум : учебное пособие / авт.-сост. Л.В. Халяпина ; Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015. - 126 с...35