Английская реформация как феномен политической культуры раннего
нового времени (возможности использования темы для формирования предметных и метапредметных УУД)
Введение 3
ГЛАВА I. Английская реформация как феномен политической культура...13
1.1. Реформация при Генрихе VIII (1509-1547) 15
1.2. Реформация при Эдуарде VI (1547-1553) 26
1.3. Реформация при Елизавете I (1558-1603) 30
ГЛАВА II. Возможности использования темы «Английская реформация как феномен политической культуры» на уроках истории для формирования предметных и метапредметных УУД 37
2.1. Понятие УУД и их виды 37
2.2. Возрастные особенности подросткового периода 40
2.3. Английская реформация в школьных учебниках по Новой истории 43
2.4. Разработка урока по истории на тему «Английская реформация»
(Обоснование применяемых методов и приемов) 45
ГЛАВА III. Возможности использования темы на уроках обществознания для формирования предметных и метапредметных УУД 49
3.1. Возрастные особенности юношеского периода 49
3.2. Анализ учебников по обществознанию 8-9 классов (с точки зрения
возможности применения темы) 51
3.3. Использование темы «Английская реформация как феномен политической
культуры» в обществознании 54
Заключение 58
Список источников и литературы 61
Приложения 65
Реформация (от лат. reformatio - «преобразование, исправление») - широкое религиозное движение, охватившее почти всю Западную Европу в XVI в., направленное на реформирование католической церкви. Это переустройство подразумевало под собой изменение богослужений, вероучений, отношений государства с церковью.
Реформация стала ещё одним трагическим событием для христианства после раскола единой Церкви на Западную и Восточную в XI в. В ходе Реформации происходит разделение католического общества. Появляются различные течения и множество новых вероучений, названных «протестантскими», не признающими власть папы Римского. Католичество перестаёт быть господствующей религией. Появляется множество национальных церквей. Укрепляется светская власть в государствах Западной Европы - политика стала значительно меньше опираться на религию. Одним из главных положительных итогов Реформации, в частности для протестантских стран, стало ослабление феодализма и укрепление зачатков капитализма. Таким образом, создались условия для развития европейских стран.
Что же касается непосредственно английской реформации, то она занимает особое место в истории Европы. Она часто оценивается как явление противоречивое и неоднозначное. Её особенностью стало то, что инициатива реформирования принадлежала самому королю - Генриху VIII, а не началась «с низов». Именно поэтому считается, что английская реформация была менее радикальной, нежели в других государствах. Известно, что английский король Генрих VIII изначально был против немецкой ереси, однако, некоторые положения лютеранства привлекли внимание английского монарха. Король особо выделил принцип примата светской власти над духовной, который лёг в основу главного реформационного документа Англии - Акта о супрематии.
Англия является одной из ключевых стран Запада, история которой рассматривается в школе. Именно поэтому необходимо обеспечить наиболее полное изучение процессов и явлений данной страны, включая тему реформации. Мы рассмотрим этот процесс с точки зрения политической культуры Англии раннего нового времени. Существует множество трактовок «политической культуры». В работе мы опирались на следующее определение, взятое из политологического словаря-справочника Д.Е. Погорелого, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппова: « Политическая культура - система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упорядочения политического опыта и регулирования политического поведения... Политическая культура - это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти» . Это важная часть общей культуры, которая играет особую роль в жизни любого общества...
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что тема нашего исследования весьма актуальна, интересна и полезна для современного основного общего образования. Реформация в Англии - длительный, многоступенчатый, сложный процесс, при котором ломались прежние религиозные устои всего населения государства. Отныне главой церкви в стране становится король, а не папа римский. Судопроизводство, финансовая система и прочее стало функционировать по-другому, вне зависимости от иностранных государств и от воли католического главы. Вероучение и культ также подверглись пересмотрам и изменениям, церковь в Англии стала называться англиканской. Раннее Новое время становится периодом самоопределения государств Европы, расцвета абсолютизма. Англия является ярким примером этого, данный этап стал рывком вперед к развитию и становлению Англии великой державой. Особенностью именно английской реформации стало то, что она была начата «сверху», поэтому часто именуется королевской. Мы охарактеризовали этот процесс с точки зрения политической культуры. Политическая культура - это совокупность исторически сложившихся ценностей, установок, традиций ведения власти, её взаимоотношений с гражданами. Таким образом, было выделено несколько черт: дело реформации было поставлено под четкий государственный контроль; применялись различные способы вплоть до насильственных, чтобы сделать всех подданными англиканства; действиям королей придавалась легальность - ключевую роль играл парламент в издании законов; предпринимались попытки также придать действиям легитимность; активно использовалось прецедентное право; королям присуще лавирование между группировками, выбор «срединного» пути изменений; к тому же, при реформировании опора делалась именно на национальные идеи, не заимствуя их у иностранных государств.
Потенциал данной темы очень большой, её возможно использовать как традиционно на уроках истории, так и проводя межпредметные связи, на уроках обществознания для формирования предметных и метапредметных УУД.
Универсальные учебные действия - основа образовательного и воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. В широком смысле - это умение учиться, в узком - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Мы предложили различные методы и приёмы организации работы на уроке для формирования УУД...
1. Абдиева Г.И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. 2021. №3. С. 31-33.
2. Артюгина Т.Ю. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры. Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. 30 с.
3. Васильева З.В. Пуританизм в эпоху Елизаветы I: становление и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. №4. С. 37¬43.
4. Даффи И. Разрушение алтарей: традиционная религия в Англии 1400-1580 гг. Нью-Хейвен, 1992. 654 с.
5. Диккенс Дж. Английская реформация. Лондон, 1973. 374 с.
6. Дмитриева О. Елизавета Тюдор. М.: Молодая гвардия, 2012. 308 с.
7. Ерохин В.Н. Становление англиканской церкви в XVI — первые десятилетия XVII вв. в освещении современной британской историографии: монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. 326 с.
8. Ерохин В.Н. Церковь Англии в предреформационные десятилетия // Вестник НВГУ. 2016. №3. С.65-73.
9. Исаенко А.В. Английская королевская реформация XVI века. Орджоникидзе: СОГУ, 1982. 74 с.
10. Клочков В.В. Парламентские свободы и прерогативные полномочия английской короны в Раннее Новое время // Известия ЮФУ. 2009. №5. С. 32-36.
11. Клочков В.В. Прерогативные полномочия английской монархии в Раннее Новое время // Известия ЮФУ. 2012. №22. С. 224-228.
12. Клочков В.В. Реформация и эволюция институтов английской монархии // Известия ЮФУ. 2011. №17. С. 114-118.
13. Паркер Т.М. Английская Реформация до 1558 года. Лондон, 1950. 200 с.
14. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Новейший политологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 318 с.
15. Скарисбрик Дж. Дж. Реформация и английский народ. Оксфорд, 1984...36