Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания пятиклассников9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия
«патриотическое воспитание» 9
1.2 Олимпийская составляющая урока физической культуры как условие
патриотического воспитания пятиклассников 18
1.3 Особенности патриотического воспитания пятиклассников на уроках
физической культуры с олимпийской составляющей 26
Выводы по I главе 33
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 34
2.1. Изучение уровней сформированности патриотизма у обучающихся
пятых классов 34
2.2. Апробация программы патриотического воспитания обучающихся
пятых классов на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 40
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 50
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Практические рекомендации 62
Список используемой литературы: 63
Приложение 1 70
Приложение 2 76
Приложение 3 81
Приложение 4 84
Приложение 5 86
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания пятиклассников9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия
«патриотическое воспитание» 9
1.2 Олимпийская составляющая урока физической культуры как условие
патриотического воспитания пятиклассников 18
1.3 Особенности патриотического воспитания пятиклассников на уроках
физической культуры с олимпийской составляющей 26
Выводы по I главе 33
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 34
2.1. Изучение уровней сформированности патриотизма у обучающихся
пятых классов 34
2.2. Апробация программы патриотического воспитания обучающихся
пятых классов на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 40
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 50
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Практические рекомендации 62
Список используемой литературы: 63
Приложение 1 70
Приложение 2 76
Приложение 3 81
Приложение 4 84
Приложение 5 86
Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном обществе обусловлена тем, что в настоящее время существенно снизилась социальная активность человека как гражданина и патриота. На состояние проблемы указывает и недостаточность научно-методических разработок, касающихся знаний и методик формирования патриотизма у современной молодежи, относящейся к поколениям Y и Z.
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на формирование чувства патриотизма. Конечно, это утверждение в большей мере относится к молодежи и спортсменам, защищающим честь России на международных соревнованиях различного уровня.
Патриотическое воспитание является целевой функцией педагогического образования, а сама идея воспитания патриотизма становится государственной и приобретает статус приоритетной. В недалеком прошлом была разработана и реализована государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 [44]. В настоящее время принята федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», рассчитанной на 2021-2025 гг. реализации [55]. В национальном проекте «Образование» тоже есть федеральный проект «Патриотическое воспитание», который «направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности». Мероприятия данного проекта должны привести к следующим результатам: к 2024 году 3 миллиона детей будут вовлечены в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ), ещё 1 миллион 750 тысяч детей - в деятельность детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» [56].
Как видим, воплощение этой идеи в жизнь в большей степени возлагается на общеобразовательные, а также на спортивные организации и учреждения. Специалистам в этой сфере деятельности необходимо предлагать новые инновационные идеи, разрабатывать новые технологии, изменять приоритеты, т.е. выстраивать новую парадигму воспитания и в современном спорте. В первую очередь патриотизмом должен обладать учитель, тренер, ведь, придя в спортивною секцию, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу, и именно тренер несёт ответственность за воспитание и обучение культурным нормам, и формированию патриотизма, которые обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли.
Изучив состояние проблемы формирования патриотизма у современной молодежи в научно-методической литературе, можно утверждать, что в России в значительной степени изменилась не только существовавшая практика патриотического воспитания, но и сама идея формирования и развития личности гражданина-патриота.
Для решения данной проблемы разрабатываются нормативно¬правовые документы. Так Д. Медведев подписал Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В нём главной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В российских школах с 1 сентября 2022 года (а в некоторых даже раньше) планируется реализовать сразу несколько патриотических нововведений. Каждый понедельник в школах начнется с торжественной церемонии поднятия флага и исполнения государственного гимна. С мая эту процедуру будут проводить в нескольких пилотных учебных заведениях. С сентября - введут по всей стране. Также в школах планируют организовать ежегодные уроки по изучению государственных символов страны, а до 2024 года 33 тысячи российских школ оснастят государственной символикой.
Кроме этого, необходимо отметить, что потенциал патриотического воспитания есть у всех школьных предметов, в том числе и физической культуры. Но всё же в современной образовательной теории и практике существует противоречия между:
- возросшей необходимостью повышения уровня патриотизма младших подростков, активным стремлением к признанию их роли и значения в обществе и недостаточным вниманием со стороны образовательных и общественных организаций к этой проблеме;
- возрастающей потребностью в теоретическом осмыслении и практической реализации патриотизма с помощью олимпийской составляющей физической культуры и недостаточной разработанностью педагогических условий повышения патриотизма обучающихся;
- потребностью организации процесса патриотического воспитания на уроках физической культуры и недостатком научно-обоснованных рекомендаций педагогам в их практической деятельности по особенностям современных обучающихся.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: можно ли эффективно проводить работу по патриотическому воспитанию у пятиклассников с помощью олимпийской составляющей физической культуры?
В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой была сформулирована тема исследования: «Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей».
Объект исследования: воспитательный процесс на уроках физической культуры в образовательной организации.
Предмет исследования: процесс патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание обучающихся пятых классов на уроках физической культуры с олимпийской составляющей будет эффективным, если:
1. выявлены особенности патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей;
2. определены уровни и критерии сформированности патриотизма пятиклассников;
3. разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе программа патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Задачи исследования:
1. Изучить социальные и психолого-педагогические
основы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
2. Определить сущность, содержание и виды патриотизма, формы его проявления с позиции олимпизма.
3. Определить уровни сформированности патриотизма у обучающихся в пятом классе, описать их критерии и показатели.
4. Разработать программу патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей и проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2021 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка комплекса программы патриотического воспитания с олимпийской составляющей.
Второй этап исследования (сентябрь 2021 г. - середина марта 2022 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2022 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «Гимназия №8» г. Красноярска. В исследовании было задействовано 30 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятия «патриотическое воспитание»; разработана программа патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей; разработаны и описаны уровни сформированности патриотизма у обучающихся пятых классов и даны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «Гимназия №8» г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике XIII Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (26-27 мая 2022 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, вывода по каждой главе, заключения, практической рекомендации, библиографического списка (69 источников), 89 страниц.
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на формирование чувства патриотизма. Конечно, это утверждение в большей мере относится к молодежи и спортсменам, защищающим честь России на международных соревнованиях различного уровня.
Патриотическое воспитание является целевой функцией педагогического образования, а сама идея воспитания патриотизма становится государственной и приобретает статус приоритетной. В недалеком прошлом была разработана и реализована государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 [44]. В настоящее время принята федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», рассчитанной на 2021-2025 гг. реализации [55]. В национальном проекте «Образование» тоже есть федеральный проект «Патриотическое воспитание», который «направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности». Мероприятия данного проекта должны привести к следующим результатам: к 2024 году 3 миллиона детей будут вовлечены в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ), ещё 1 миллион 750 тысяч детей - в деятельность детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» [56].
Как видим, воплощение этой идеи в жизнь в большей степени возлагается на общеобразовательные, а также на спортивные организации и учреждения. Специалистам в этой сфере деятельности необходимо предлагать новые инновационные идеи, разрабатывать новые технологии, изменять приоритеты, т.е. выстраивать новую парадигму воспитания и в современном спорте. В первую очередь патриотизмом должен обладать учитель, тренер, ведь, придя в спортивною секцию, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу, и именно тренер несёт ответственность за воспитание и обучение культурным нормам, и формированию патриотизма, которые обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли.
Изучив состояние проблемы формирования патриотизма у современной молодежи в научно-методической литературе, можно утверждать, что в России в значительной степени изменилась не только существовавшая практика патриотического воспитания, но и сама идея формирования и развития личности гражданина-патриота.
Для решения данной проблемы разрабатываются нормативно¬правовые документы. Так Д. Медведев подписал Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В нём главной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В российских школах с 1 сентября 2022 года (а в некоторых даже раньше) планируется реализовать сразу несколько патриотических нововведений. Каждый понедельник в школах начнется с торжественной церемонии поднятия флага и исполнения государственного гимна. С мая эту процедуру будут проводить в нескольких пилотных учебных заведениях. С сентября - введут по всей стране. Также в школах планируют организовать ежегодные уроки по изучению государственных символов страны, а до 2024 года 33 тысячи российских школ оснастят государственной символикой.
Кроме этого, необходимо отметить, что потенциал патриотического воспитания есть у всех школьных предметов, в том числе и физической культуры. Но всё же в современной образовательной теории и практике существует противоречия между:
- возросшей необходимостью повышения уровня патриотизма младших подростков, активным стремлением к признанию их роли и значения в обществе и недостаточным вниманием со стороны образовательных и общественных организаций к этой проблеме;
- возрастающей потребностью в теоретическом осмыслении и практической реализации патриотизма с помощью олимпийской составляющей физической культуры и недостаточной разработанностью педагогических условий повышения патриотизма обучающихся;
- потребностью организации процесса патриотического воспитания на уроках физической культуры и недостатком научно-обоснованных рекомендаций педагогам в их практической деятельности по особенностям современных обучающихся.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: можно ли эффективно проводить работу по патриотическому воспитанию у пятиклассников с помощью олимпийской составляющей физической культуры?
В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой была сформулирована тема исследования: «Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей».
Объект исследования: воспитательный процесс на уроках физической культуры в образовательной организации.
Предмет исследования: процесс патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание обучающихся пятых классов на уроках физической культуры с олимпийской составляющей будет эффективным, если:
1. выявлены особенности патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей;
2. определены уровни и критерии сформированности патриотизма пятиклассников;
3. разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе программа патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Задачи исследования:
1. Изучить социальные и психолого-педагогические
основы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
2. Определить сущность, содержание и виды патриотизма, формы его проявления с позиции олимпизма.
3. Определить уровни сформированности патриотизма у обучающихся в пятом классе, описать их критерии и показатели.
4. Разработать программу патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей и проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2021 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка комплекса программы патриотического воспитания с олимпийской составляющей.
Второй этап исследования (сентябрь 2021 г. - середина марта 2022 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2022 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «Гимназия №8» г. Красноярска. В исследовании было задействовано 30 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятия «патриотическое воспитание»; разработана программа патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей; разработаны и описаны уровни сформированности патриотизма у обучающихся пятых классов и даны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «Гимназия №8» г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике XIII Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (26-27 мая 2022 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, вывода по каждой главе, заключения, практической рекомендации, библиографического списка (69 источников), 89 страниц.
Проблема воспитания патриотизма в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения, как ценностных приоритетов общества, так и содержания образования, которое сейчас направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании именно для настоящего времени, выступает проблема формирования патриотизма у подрастающего поколения. В «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование патриотизма у обучающихся пятых классов на уроках физической культуре в школе мало изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры, разработали и реализовали программу, включающую в себя:
- проведение системы уроков по олимпийскому образованию пятиклассников;
- организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования патриотизма пятиклассников;
- организация и проведения смотра-конкурса песни и строя.
Для ее реализации необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования патриотизма у учащихся пятых классов средствами физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Анализ теоретических источников по проблеме формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры позволил уточнить основные понятия, нужные нам для исследования. Базой формирования патриотизма у обучающихся является школьная среда. Нами из программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» взято определение патриотизма: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
При диагностике уровней сформированности патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры нами были выделены их критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий); определены три уровня его проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления патриотизма у обучающихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество обучающихся (на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 13%, в контрольной группе 1%, со средним уровнем в экспериментальной группе увеличилось на 17%, в контрольной группе на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 30%, а в контрольной группе только на 7%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры подтвердила нашу гипотезу.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование патриотизма у обучающихся пятых классов на уроках физической культуре в школе мало изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры, разработали и реализовали программу, включающую в себя:
- проведение системы уроков по олимпийскому образованию пятиклассников;
- организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования патриотизма пятиклассников;
- организация и проведения смотра-конкурса песни и строя.
Для ее реализации необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования патриотизма у учащихся пятых классов средствами физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Анализ теоретических источников по проблеме формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры позволил уточнить основные понятия, нужные нам для исследования. Базой формирования патриотизма у обучающихся является школьная среда. Нами из программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» взято определение патриотизма: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
При диагностике уровней сформированности патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры нами были выделены их критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий); определены три уровня его проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления патриотизма у обучающихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество обучающихся (на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 13%, в контрольной группе 1%, со средним уровнем в экспериментальной группе увеличилось на 17%, в контрольной группе на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 30%, а в контрольной группе только на 7%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры подтвердила нашу гипотезу.



