ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания пятиклассников9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия
«патриотическое воспитание» 9
1.2 Олимпийская составляющая урока физической культуры как условие
патриотического воспитания пятиклассников 18
1.3 Особенности патриотического воспитания пятиклассников на уроках
физической культуры с олимпийской составляющей 26
Выводы по I главе 33
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 34
2.1. Изучение уровней сформированности патриотизма у обучающихся
пятых классов 34
2.2. Апробация программы патриотического воспитания обучающихся
пятых классов на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 40
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей 50
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Практические рекомендации 62
Список используемой литературы: 63
Приложение 1 70
Приложение 2 76
Приложение 3 81
Приложение 4 84
Приложение 5 86
Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном обществе обусловлена тем, что в настоящее время существенно снизилась социальная активность человека как гражданина и патриота. На состояние проблемы указывает и недостаточность научно-методических разработок, касающихся знаний и методик формирования патриотизма у современной молодежи, относящейся к поколениям Y и Z.
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на формирование чувства патриотизма. Конечно, это утверждение в большей мере относится к молодежи и спортсменам, защищающим честь России на международных соревнованиях различного уровня.
Патриотическое воспитание является целевой функцией педагогического образования, а сама идея воспитания патриотизма становится государственной и приобретает статус приоритетной. В недалеком прошлом была разработана и реализована государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 [44]. В настоящее время принята федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», рассчитанной на 2021-2025 гг. реализации [55]. В национальном проекте «Образование» тоже есть федеральный проект «Патриотическое воспитание», который «направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности». Мероприятия данного проекта должны привести к следующим результатам: к 2024 году 3 миллиона детей будут вовлечены в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ), ещё 1 миллион 750 тысяч детей - в деятельность детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» [56].
Как видим, воплощение этой идеи в жизнь в большей степени возлагается на общеобразовательные, а также на спортивные организации и учреждения. Специалистам в этой сфере деятельности необходимо предлагать новые инновационные идеи, разрабатывать новые технологии, изменять приоритеты, т.е. выстраивать новую парадигму воспитания и в современном спорте. В первую очередь патриотизмом должен обладать учитель, тренер, ведь, придя в спортивною секцию, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу, и именно тренер несёт ответственность за воспитание и обучение культурным нормам, и формированию патриотизма, которые обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли.
Изучив состояние проблемы формирования патриотизма у современной молодежи в научно-методической литературе, можно утверждать, что в России в значительной степени изменилась не только существовавшая практика патриотического воспитания, но и сама идея формирования и развития личности гражданина-патриота.
Для решения данной проблемы разрабатываются нормативно¬правовые документы. Так Д. Медведев подписал Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В нём главной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В российских школах с 1 сентября 2022 года (а в некоторых даже раньше) планируется реализовать сразу несколько патриотических нововведений. Каждый понедельник в школах начнется с торжественной церемонии поднятия флага и исполнения государственного гимна. С мая эту процедуру будут проводить в нескольких пилотных учебных заведениях. С сентября - введут по всей стране. Также в школах планируют организовать ежегодные уроки по изучению государственных символов страны, а до 2024 года 33 тысячи российских школ оснастят государственной символикой.
Кроме этого, необходимо отметить, что потенциал патриотического воспитания есть у всех школьных предметов, в том числе и физической культуры. Но всё же в современной образовательной теории и практике существует противоречия между:
- возросшей необходимостью повышения уровня патриотизма младших подростков, активным стремлением к признанию их роли и значения в обществе и недостаточным вниманием со стороны образовательных и общественных организаций к этой проблеме;
- возрастающей потребностью в теоретическом осмыслении и практической реализации патриотизма с помощью олимпийской составляющей физической культуры и недостаточной разработанностью педагогических условий повышения патриотизма обучающихся;
- потребностью организации процесса патриотического воспитания на уроках физической культуры и недостатком научно-обоснованных рекомендаций педагогам в их практической деятельности по особенностям современных обучающихся.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: можно ли эффективно проводить работу по патриотическому воспитанию у пятиклассников с помощью олимпийской составляющей физической культуры?
В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой была сформулирована тема исследования: «Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей».
Объект исследования: воспитательный процесс на уроках физической культуры в образовательной организации.
Предмет исследования: процесс патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание обучающихся пятых классов на уроках физической культуры с олимпийской составляющей будет эффективным, если:
1. выявлены особенности патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей;
2. определены уровни и критерии сформированности патриотизма пятиклассников;
3. разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе программа патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Задачи исследования:
1. Изучить социальные и психолого-педагогические
основы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
2. Определить сущность, содержание и виды патриотизма, формы его проявления с позиции олимпизма.
3. Определить уровни сформированности патриотизма у обучающихся в пятом классе, описать их критерии и показатели.
4. Разработать программу патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей и проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2021 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка комплекса программы патриотического воспитания с олимпийской составляющей.
Второй этап исследования (сентябрь 2021 г. - середина марта 2022 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2022 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «Гимназия №8» г. Красноярска. В исследовании было задействовано 30 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятия «патриотическое воспитание»; разработана программа патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей; разработаны и описаны уровни сформированности патриотизма у обучающихся пятых классов и даны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы патриотического воспитания пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «Гимназия №8» г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике XIII Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (26-27 мая 2022 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, вывода по каждой главе, заключения, практической рекомендации, библиографического списка (69 источников), 89 страниц.
Проблема воспитания патриотизма в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения, как ценностных приоритетов общества, так и содержания образования, которое сейчас направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании именно для настоящего времени, выступает проблема формирования патриотизма у подрастающего поколения. В «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование патриотизма у обучающихся пятых классов на уроках физической культуре в школе мало изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры, разработали и реализовали программу, включающую в себя:
- проведение системы уроков по олимпийскому образованию пятиклассников;
- организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования патриотизма пятиклассников;
- организация и проведения смотра-конкурса песни и строя.
Для ее реализации необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования патриотизма у учащихся пятых классов средствами физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Анализ теоретических источников по проблеме формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры позволил уточнить основные понятия, нужные нам для исследования. Базой формирования патриотизма у обучающихся является школьная среда. Нами из программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» взято определение патриотизма: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
При диагностике уровней сформированности патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры нами были выделены их критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий); определены три уровня его проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления патриотизма у обучающихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество обучающихся (на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 13%, в контрольной группе 1%, со средним уровнем в экспериментальной группе увеличилось на 17%, в контрольной группе на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 30%, а в контрольной группе только на 7%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у обучающихся пятых классов средствами физической культуры подтвердила нашу гипотезу.
1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. - М.: Глобус, 2017. - 224 с.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис- пресс, 2020-224 с.
3. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. — М.: ВАКО, 2018. -368 с.
4. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С. 3-7.
5. Антуфьев, Д. А. Физическая культура в школе / Д. А. Антуфьев. - М., 2009. - 97 с.
6. Байкова, Л. А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина. - М. : Издательский центр «Академия», 2020. - 144 с.
7. Барышева, Н. В. Учебное пособие для учителей физической культуры / Н. В. Барышева, В. М. Манияров, М. Г. Неклюдова. - Самара : Фёдоров, 2021. - 127 с.
8. Басаргина, А.А. Музей народной культуры. - Белгород: КОНСТАНТА, 2017. - 114 с.
9. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на
народных традициях. - М.: Народное образование, 2022 - 112 с.
10. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа
формирования нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. — 2014. — № 10, — С. 349-352. — URL:
https://moluch.ru/archive/69/11944/Дата обращения: 21.04.2022
11. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / НК. Беспятова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2018. - 189 с.
12. Бородина Е.Н. Теория и практика воспитания. Дидактическая
игра в нравственно-патриотическом воспитании детей
http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/7952/1/povr-2018-01-29.pdf(дата обращения 21.04.2022).
13. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21-24.
14. Великие моменты великих Игр. С 1896 года до наших дней. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 306 c.
15. Велитченко, В. К. Физкультура без травм / В. К. Велитченко, В. В. Кузьменко, С. М. Журавлев. - М. : Медецина, 2020. - 200 c.
16. Википедия — свободной энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. (дата обращения: 26.02.2022).
17. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов; Волгоградский ин-т бизнеса. - Волгоград: ПринТерра, 2008. - 162 с.
18. Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание
школьников: Теория и практика. - М.: Педагогика, 2017. - 152 с.
19. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. — 172 с.
20. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
21. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников //
Воспитание школьников. - 2022. - № 8. - С. 17.
22. Жаров, К. П. Олимпийский пьедестал. Спортсмены ЦСКА, Вооруженных сил - чемпионы и призеры Олимпийских игр / К.П. Жаров. -
М.: Детская книга, 2018. - 204 с.
23. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. - М. : Издательский центр «Академия», 2019. - 272 с.
24. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
25. Залетаев, И. П. Анализ проведения урока физкультуры / И. П. Залетаев, В. А. Муравьев. - М. : Спорт Академия, 2020. - 92 с.
26. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности, подходы, подгот. будущих учителей / Н. В. Ипполитова; М-во общ. и проф. образования РФ. - Челябинск: Факел, 1997.
- 216 с.
27. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003.
- 213 с.
28. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. - 2017. - № 5. - С. 112.
29. Конасова, Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова [и др.]. - Санкт-Петербург: КАРО, 2020. - 219 с.
30. Критерий хи-квадрат Пирсона. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://medstatistic.ru/methods/methods4.html(дата обращения 11.05.2022)
31. Крылов А.А. Психология. - М.: Проспект, 2022. - 576 с.
32. Кубертен, Пьер де (1863-1937). Олимпийские мемуары Memoires olympiques / Пьер де Кубертен; [пер. с фр. В. В. Акимова]. - Москва: Рид групп, (Библиотека Российского международного олимпийского университета), 2011. - 157 с.
33. Кузнецов, В. Олимпийские кольца "королевы спорта" / В. Кузнецов, В. Теннов. - М.: Советская Россия, 2017. - 128 с.
34. Куницын, А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 141-145 с.
35. Лепелетье, Л.И. План национального воспитания // Педагогические идеи великой французской революции. Пер. с фр. - М.: Работник просвещения, 1926. - 246-267 с.
36. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.
37. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. - 2018. - № 5. - С. 12-13.
38. Мехико 86. События и размышления. - М.: Огни, 2017. 192 с.
39. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1¬11 классы. - М.: ВАКО, 2019. - 192 с.
40. Москва '80. Игры XXII Олимпиады / В. Жильцов и др. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 250 с.
41. О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. - 2022. - №10. - С.3-7.
42. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Афанасьева Мария Леонидовна. - Москва, 2008. - 26 с.
43. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий - Волгоград: Учитель, 2018. - 169 с.
44. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" С изменениями и дополнениями от: 6 октября 2011 г., 17 января, 7 октября 2013 г., Москва 5 октября 2010 г. N 795https://base.garant.ru/199483/(дата обращения 22.04.2022).
45. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ (дата
обращения 30.04.2022)
46. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53-57.
47. Радищев А.Н. Избр. пед. соч. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 711 с.
48. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2019. - №9. - С.26-28.
49. Строгова Н.Е. Духовно-нравственное воспитание как актуальная
проблема современного педагогического образования / З.К. Бакшеева, М.С. Зайцева, Н.Е. Строгова // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XI Международной научной
конференции (г. Красноярск, 5-7 июня 2018 г.). Красноярск, 2018. С. 344¬347.
50. Строгова Н.Е. К вопросу о проблемах современного олимпийского движения / К.И. Зуева, Н.Е. Строгова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы симпозиума XVI (XLVIII) Международной научно-практической конференции, приуроченной к 300-летию Кузбасса. Кемерово, 2021. С. 68¬69.
51. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т.
- М.: Педагогика, 2021. - 1584 с.
52. Усатова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) - Волгоград: Учитель, 2018. - 137 с.
53. Ушинский К.Д. Избранные труды. Человек как предмет
воспитания. - М.: Педагогика, 2022. - 152с.
54. ФГОС 49.02.01 Физическая культура Приказ Минобрнауки
России от 27.10.2014 N 1355 (ред. от 25.03.2015) URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-49-02-01-fizicheskaya-kultura-1355(дата обращения 21.04.2022)
55. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov det/SiteAssets/SitePages/Vospitatelnav%20rabota/ФП%20Патриотическое%20воспитание%20граждан проекr.pdf(дата обращения 22.04.2022).
56. Федеральный проект «Патриотическое воспитание»
https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/(дата обращения 22.04.2022).
57. Фокин, Денис Олимпийский Сочи. Путеводитель / Денис Фокин, Артем Синцов. - М.: Эксмо, 2017. - 176 c.
58. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих
учреждений среднего профессионального образования / И.Ф. Харламов - 7 - е издание - МН.: Университетское, 2022 - 560 с.
59. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. “Теория и методика физического воспитания и спорта”. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.2-е издание исправленное и дополненное Академия, 2017. - 480 с.
60. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2022. - 112 с.
61. Ческидов, К. Г. Художник и олимпийская Москва / К.Г. Ческидов. - М.: Советский художник, 2018. - 160 c.
62. Шебель, Гейнц Олимпия и ее игры / Гейнц Шебель. - М.:
Эдицион Лейпциг, 2015. - 282 c.
63. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. - 110 с.
64. Шипов К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2019. - № 11. - С.34-36.
65. Энциклопедия Олимпийского спорта. В 5 томах (комплект из 5 книг). - М.: Олимпийская литература, 2016. - 136 с.
66. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
67. Яременко, Николай Главные спортивные события - 2012 /
Николай Яременко. - М.: Эксмо, 2015. - 176 с.
68. Blachowicz, James. The Constraint Interpretation of Physical
Emergence. Journal for General Philosophy of Science / Zeitschrift Fur Allgemeine Wissenschaftstheorie, vol. 44, no. 1, 2013, pp. 21-40. JSTOR,
http://www.jstor.org/stable/42635423(дата обращения: 02.05.2022).
69. Royce, Christine Anne. Teaching Through TRADE BOOKS:
Understanding Chemical and Physical Changes. Science and Children, vol. 57, no. 5, 2020, pp. 18-28. JSTOR, https://www.jstor.org/stable/27045199(дата
обращения: 02.05.2022).