Военно-патриотическое воспитание юношей кадетской школы г. Кызыла
|
Введение ' .3
Глава 1. Особенности организации внешкольной работы по физическому воспитанию школьников
1.1 Содержание и задачи внешкольной работы по физическому воспитанию 6
1.2 Внешкольные формы физического воспитания 9
1.3 Организация внеклассной спортивно-массовой работы по физической культуре в школе ; 13
Глава 2. Содержание патриотического воспитания в школе
2.1 Психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания... 24
2.2 Основные направления и формы работы военно-патриотического воспитания 28
Глава 3. Практическая часть исследования
3.1 Анализ состояния проблемы в практике воспитания детей школьного возраста 32
3.2 Формирование военно-патриотических качеств воспитанников Кадетского корпуса Республики Тыва. .39
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 51
Глава 1. Особенности организации внешкольной работы по физическому воспитанию школьников
1.1 Содержание и задачи внешкольной работы по физическому воспитанию 6
1.2 Внешкольные формы физического воспитания 9
1.3 Организация внеклассной спортивно-массовой работы по физической культуре в школе ; 13
Глава 2. Содержание патриотического воспитания в школе
2.1 Психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания... 24
2.2 Основные направления и формы работы военно-патриотического воспитания 28
Глава 3. Практическая часть исследования
3.1 Анализ состояния проблемы в практике воспитания детей школьного возраста 32
3.2 Формирование военно-патриотических качеств воспитанников Кадетского корпуса Республики Тыва. .39
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 51
Актуальность работы: физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию, как в школе, так и вне отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором, повышения его умственной работоспособности.
Воспитание патриотических- чувств учащихся - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наша задача - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и. подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:
• Закон «Об образовании»;
• модернизации российского oбpазoвания на период до 22010 года»
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2000 гг.»»
Гражданское воспитание - понятие широкое. Оно включает в себя много направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание.
Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Ключевая идея воспитательной ' системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью» понимание ценности семьи и семейных отношений» уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.
Ступенями развития гражданственности можно считать:
•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира»
•воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи»
•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;
•воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.
Патриотическое воспитание - основа в системе воспитания.Многие проблемы в стране и обществе мешают обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско-бытовой сферой - диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания. При этом нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве - воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную- державу, невозможно привить ' людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и - экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Работа по физическому воспитанию, как в школе, так и вне отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором, повышения его умственной работоспособности.
Воспитание патриотических- чувств учащихся - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наша задача - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и. подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:
• Закон «Об образовании»;
• модернизации российского oбpазoвания на период до 22010 года»
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2000 гг.»»
Гражданское воспитание - понятие широкое. Оно включает в себя много направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание.
Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Ключевая идея воспитательной ' системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью» понимание ценности семьи и семейных отношений» уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.
Ступенями развития гражданственности можно считать:
•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира»
•воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи»
•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;
•воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.
Патриотическое воспитание - основа в системе воспитания.Многие проблемы в стране и обществе мешают обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско-бытовой сферой - диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания. При этом нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве - воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную- державу, невозможно привить ' людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и - экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Специфика воспитания школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательные способностей.
Внешкольные формы физического воспитания детей школьного возраста включают в себя четыре направления: ;
1) систематические учебно-тренировочные занятия в детско-юношеских спортивных школах, спортивные обществах, спортивных секциях и кружках при Дворцах творчества детей и молодежи;
2) учебно-тренировочные занятия, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в оздоровительные, спортивных и туристских лагерях;
3) физкультурные занятия и спортивные соревнования по месту жительства, в спортивных клубах;
4) физкультурно-спортивные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, на лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.
Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент, должен четко выполнять свои функции. В другом случае система не сработает. Большинство родителей, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности - убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
Как мы можем видеть: сейчас ведётся достаточно активная политика, направленная на повышение уровня патриотизма среди граждан страны, особенно среди школьников.
И результаты этой государственной программы заметны. Кто может сказать, что сейчас показывают мало отечественных фильмов или военных программ? Активно ведётся пропаганда здорового образа жизни, военной службы. Осуществляется заметная поддержка военно-прикладных видов спорта. В школах проводятся зарницы, туристические слёты и другие военно-спортивные мероприятия. Всё больше и больше молодых людей добровольно идут в армию, в военные ВУЗы. Наблюдается общая позитивная атмосфера в обществе по отношению к государству, вооружённым силам и самому образу жизни.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего".
Внешкольные формы физического воспитания детей школьного возраста включают в себя четыре направления: ;
1) систематические учебно-тренировочные занятия в детско-юношеских спортивных школах, спортивные обществах, спортивных секциях и кружках при Дворцах творчества детей и молодежи;
2) учебно-тренировочные занятия, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в оздоровительные, спортивных и туристских лагерях;
3) физкультурные занятия и спортивные соревнования по месту жительства, в спортивных клубах;
4) физкультурно-спортивные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, на лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.
Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент, должен четко выполнять свои функции. В другом случае система не сработает. Большинство родителей, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности - убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
Как мы можем видеть: сейчас ведётся достаточно активная политика, направленная на повышение уровня патриотизма среди граждан страны, особенно среди школьников.
И результаты этой государственной программы заметны. Кто может сказать, что сейчас показывают мало отечественных фильмов или военных программ? Активно ведётся пропаганда здорового образа жизни, военной службы. Осуществляется заметная поддержка военно-прикладных видов спорта. В школах проводятся зарницы, туристические слёты и другие военно-спортивные мероприятия. Всё больше и больше молодых людей добровольно идут в армию, в военные ВУЗы. Наблюдается общая позитивная атмосфера в обществе по отношению к государству, вооружённым силам и самому образу жизни.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего".



