Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ментальная арифметика как средство повышения качества математической подготовки обучающихся 7-9 классов

Работа №169356

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы80
Год сдачи2024
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ. 11
Проблема качества математической подготовки обучающихся.
основной школы 11
Ментальная арифметика как технология обучения в школе 19
Педагогические условия использования ментальной арифметики в
образовательном процессе школы 26
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ НА КАЧЕСТВО
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9
КЛАССОВ 35
Комплекс диагностических и оценочных средств, позволяющих определить уровень математической подготовки обучающихся 35
Описание опытно-экспериментальной работы по внедрению учебного
курса «Ментальная арифметика» в 7-8 классах 39
Результаты опытно-экспериментальной работы по влиянию
ментальной арифметики на повышение качества математической подготовки обучающихся основной школы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ A. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА» 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО
УЧЕБНОМУ КУРСУ «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА» 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В. УМК ПО МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ 76



Математика - наука, созданная нашей цивилизацией и сопровождающая ее на всех этапах развития. Почти все современные науки: физика и химия, биология и экономика, лингвистика и социология не только используют математические методы, но и строятся по математическим законам. Путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику.
Важнейшими задачами математического образования являются: развитие и воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умения правильно, логично рассуждать, усвоение навыков алгоритмического мышления, овладение умениями анализировать, отличать гипотезу от факта, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли, развитие воображения и интуиции, пространственных представлений, способности предвидеть результат, спрогнозировать и обосновать путь решения.
Математическое образование составит в ближайшем будущем основу кадрового потенциала, обеспечивающего научный, технический, технологический и социальный прогресс российского общества. Поэтому уровень математической подготовки российских учащихся должен быть не ниже общемирового [24].
В последнее время именно качество обучения определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Оценка качества образования представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждом отдельном образовательном учреждении.
Важно отметить, что в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» определена стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В 2012 г. начата разработка Концепции математического образования в России, поэтому одна из главных задач на ближайшие годы - совершенствование качества обучения математике в школах и вузах.
Проблемы качества математического образования, связь учебной деятельности студентов со школьной подготовкой рассмотрены в работах А.М. Борисовой, Е.Е. Волковой, А.М. Гендина, С.Г. Григорьева, М.М. Поташник, В.А. Садовничего, М.И. Сергеева, Т.Н. Тарасовой, Н.В. Тропиной, О.И. Харитонова и др. Общим для этих исследований является вывод о том, что решение многих проблем становится тем эффективнее, чем более подготовленными придут в студенческую аудиторию выпускники средних общеобразовательных учебных заведений. Важнейшим критерием этой готовности является качество знаний по математике, объективно считающееся показателем интеллектуальных способностей. Авторы утверждают, что взаимодействие между школой и вузом должно быть обязательно встречным, направленным на обеспечение плавного перехода от одного уровня математической подготовки к другому, и должно осуществляться адекватно тем задачам, которые призвано решать непрерывное математическое образование [5].
Как показывают российские и международные исследования, а также результаты ЕГЭ и ОГЭ последних лет, уровень математической грамотности наших школьников оставляет желать лучшего. Традиционные (репродуктивные) методические установки, направленные на запоминание и воспроизведение отдельных частей информации в этих условиях перестают работать вообще или становятся малоэффективными. Об этом свидетельствуют и не слишком высокие результаты российских школьников в системах международного тестирования (TIMSS, PISA) - именно в тех заданиях, где требуется продемонстрировать не применение алгоритмов, а
умение размышлять, анализировать, делать выводы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что качество математической подготовки выпускников школ существенно снижается из года в год.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Федеральный Государственный Образовательный Стандарт выдвигает требования к математической подготовке школьников, а также прописывает конкретные результаты, которые будут отражать уровень овладения предметной областью «Математика и информатика».
На основе проведенного теоретического анализа и изучения психологопедагогической и научно-исследовательской литературы, было установлено, что, если в образовательный процесс 7-8 классов внедрить учебный курс по ментальной арифметике, то качество математической подготовки обучающихся 7-9 классов повысится. В современном мире, где цифровые технологии играют важную роль в жизни каждого человека, интеграция компьютерной анимации в образовательный процесс становится особенно актуальной.
В ходе написания дипломной работы нами было выяснено, что ментальная арифметика - это специальная методика, освоив которую, человек может производить быстрые и точные арифметические расчеты. Данная методика основана на принципах мнемотехники. На занятиях ментальной арифметикой задействуются два полушария головного мозга, что способствует улучшению показателей не только в устном счете, но и по другим дисциплинам.
В практической части нашего исследования была проведена апробация поставленной гипотезы об эффективности влияния учебного курса «Ментальная арифметика» для 7-8 классов на уровень математической подготовки школьников. С помощью диагностических работ и методик психофизиологического тестирования «НС-Психотест», были выявлены начальные показатели уровеня предметной подготовки обучающихся и их интеллектуальных способностей - он оказался низким.
Нами была разработана программа учебного курса «Ментальная арифметика» для 7-8 классов, а также УМК к данной дисциплине. Программа рассчитана на 2 года обучения, общий объем - 68 часов.
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень математической подготовки обучающихся 7-9 классов значительно повысился после внедрения в образовательный процесс учебного курса ««Ментальная арифметика». Таким образом, все поставленные задачи были решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, и цель исследования была достигнута.
Необходимо понимать, что уровень математическая компетентность необходимо развивать на протяжении всех лет обучения. Особенно эта работа важна и необходима при обучении школьников среднего возраста. А развивать математическую компетентность будет намного эффективнее с использованием ментальной арифметики.



Багаутдинов, Р. Ментальная арифметика. Знакомство / Р. Багаутдинов, Р. Ганиев. 2-е изд. М.: Траст, 2017. 112 с.
Вендланд Д. Изучение арифметики с помощью Абакуса: Ментальная арифметика. Ч.1. /Димитрий Вендланд. - Издательство: Издательские решения, 2018. - 250 с.
Вендланд Д. Изучение арифметики с помощью Абакуса: Ментальная арифметика. Ч.2. /Димитрий Вендланд. - Издательство: Издательские решения, 2018
Виситаева М. Б. Структура математических способностей обучающихся как потенциал их развития // Вестник ЧГУ. 2015. № 2. С. 4551.
Войткевич Н.Н. Индивидуальная образовательная программа как средство обеспечения вариативности содержания образования в условиях введения ФГОС // Педагогические науки. - 2012. - № 4. - С. 44-47.
Вострецова Н.С. Интеллектуальное развитие детей, занимающихся по технологии «Ментальная арифметика» // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7intellektualnoe- razvitie-detey-zanimayuschihsya-po-tehnologii-mentalnaya-arifmetika (дата обращения: 13.06.2021).
Демидов Г. Ментальная арифметика. Вычитание и сложение от 4 до 16 лет / Демидов Г. - М.: Демидов Георгий, 2016 - 60 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека - новое качество результата образования: Мат. XIII Всерос. совещания. - М.: Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки спец-в, 2003. - С. 4-13.
Кирилина Н.Ю., Федорова Т.В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы / Н.Ю. Кирилина, Т.В. Федорова // Молодой ученый. - 2017. - № 15.2. - С. 89-91.
Ковалева Г.С. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский, Л.П. Краснокутская, К.А. Краснянская - М.: ИОСО РАО, 2015. - 159 с.
Кусаинова Г.Т. И снова о ментальной арифметике / Г.Т. Кусаинова // Молодой ученый. - 2018. - № 9(195). - С. 163-165.
Малсан Б. Ментальная арифметика для всех / Малсан Б — М.: «Издательские решения», 2016. - 26 с.
Поспелова А. С. Методические рекомендации по развитию ключевых компетенций специалистов / под ред. А. С. Поспелова. М.: МИЭТ, 2007. - 28 с.
Рудая Ю.А. Экзотический соробан поможет детям включать одновременно оба полушария мозга // Горожанин. 2013. N 21. С. 3.
... всего 26 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ