Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №169347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ГЕНЕТИКА - НАУКА О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И 9 ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМОВ
1.1. История становления генетики как науки 9
1.2. Методы и основные законы генетики 21
1.3. Генетические понятия в школьном курсе биологии 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ 31 ОСНОВ ГЕНЕТИКИ
2.1. Сравнительный анализ школьных программ (тема «Основы 31 генетики»)
2.2. Анализ вопросов и заданий, включенных в программу 40 государственной итоговой аттестации
2.3. Методика изучения темы «Наследственность и изменчивость 47 организмов» в основной школе
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67


Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов является основой современной биологии, определяющей развитие других дисциплин. В настоящее время именно генетика определяет единство биологических наук, благодаря универсальности законов наследственности и фундаментальной информации, систематизированной в положениях общей генетики. Роль генетики в современном мире не ограничивается сферой биологии, от уровня знаний в данной области зависит прогресс таких научных направлений, как экология, социология, психология, медицина и др.
В школьном курсе биологии тема «Основы генетики» обеспечивает школьников знаниями о механизмах передачи и сохранения наследственной информации, использовании генетических законов в гибридизации, проявлении мутаций, проявлении генетических законов на различных уровнях организации живой материи. Методологическая роль генетики в образовании предъявляет особые требования к преподаванию этой дисциплины, в которой должны сочетаться широта охвата, научная глубина и доступность изложения.
Проблемы методики обучения генетике в общеобразовательной школе, такие как применение наглядности, роль генетических понятий в развитии компетенций учащихся, логика изучения генетического материала, система работы с ключевыми понятиями, требования к содержанию основного, углубленного и факультативного изучения материала по генетике, методические приемы проведения лабораторных работ, решения генетических задач, активно разрабатываются современными учителями.
Выбор темы исследования «Методика изучения темы «Основы генетики» в школьном курсе биологии на базовом уровне» обусловлен актуальностью вопроса и его практической значимостью.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий изучение основ генетики.
Предмет исследования: методические условия изучения основ
генетики.
Гипотеза исследования: знания учащихся 9 класса в области изучения основ генетики повысятся, если будет отобрано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, будут применяться современные технологии обучения, включена проектная деятельность, проведены практические работы, использованы генетические задачи в нестандартной игровой форме.
Цель исследования: выявить методические условия изучения основ генетики в школьном курсе биологии.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты, основные методы, содержание генетики.
2. Изучить современное состояние исследуемой проблемы в практике работы образовательных учреждений.
3. Разработать экспериментальную методику изучения раздела «Основы генетики» (9 класс) по программе Сонина Н.И. и экспериментально ее апробировать.
При выполнении поставленных задач были использованы следующие методы:
- изучение и анализ специальной биологической и методической литературы;
- изучение и анализ проблемы в практике работы образовательных учреждений;
- педагогическое наблюдение;
- разработка методики обучения;
- постановка обучающего эксперимента в 9 классе;
- проверочные работы обучающихся;
- метод математической обработки данных;
База исследования: МАОУ «Лицей №1» г. Красноярска.
Выполнение выпускной квалификационной работы осуществлялось в три этапа:
I этап: Выбор темы, определение цели, задач, предмета, объекта исследования, выдвижение гипотезы. Подбор и изучение биологической и методической литературы.
II этап: Анализ учебно-методических комплектов по биологии для 9 класса, конструирование и разработка этапов эксперимента
III этап: Постановка учебного эксперимента в образовательном учреждении, обработка полученных данных и обобщение результатов исследования, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура работы: введение, две главы, выводы, список литературы, включающий 44 наименования.
Объем работы 71 страница, таблицы - 7, рисунки - 1.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе анализа специальной биологической литературы было установлено, что генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости, включающая в свое содержание исторический аспект, методы исследований и определяющая единство биологических наук.
2. Анализ современного состояния исследуемой проблемы в авторских программах и школьных учебниках свидетельствует о том, что генетическому материалу уделяется достаточное, но неравномерное внимание. При изучении данной темы отводится роль, как теоретическим аспектам, так и практическим и лабораторным работам. В ходе подготовки учащихся к сдаче основного государственного экзамена по биологии следует уделять внимание вопросам и заданиям, связанным с генетическим материалом.
3. В ходе экспериментального обучения были определены разнообразные методические приемы и методы обучения, включающие отбор генетического содержания, использованы генетические задачи в нестандартной игровой форме. Нами была предложена схема изучения темы «Основы генетики», которая включает теоретическое (лекции, мультимедийные презентации, работу с учебником, самостоятельное выполнение заданий) и экспериментальное модульное обучение, что в конечном итоге способствует повышению уровня знаний учащихся 9 класса по биологии.



1. Аршукова С.А. Сравнительный анализ методических условий формирования понятия «изменчивость» в вариативных учебниках биологии 9 класса // Молодежь и наука XXI века: XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы научнопрактической конференции. Красноярск, 21 мая 2015 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.М. Горленко; ред. кол. - Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. URL: elib.kspu.ru/get/20966 (дата обращения: 20.04.2017).
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
3. Верзилин Н.М., Корсуновская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. 124 с.
4. Веселовский И.А. Введение в генетику. М.: Колос, 1969. 208 с.
5. Генетика [Электронный ресурс] // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.иКТ:Ьйр://тедаЬоок.ги/агйс1е/%и0%93%и0%В5%В0%Ви%и0%В 5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 20.03.2017).
6. Голикова Т.В., Аршукова С.А. Возможности школьных учебников для углубленного изучения биологии в естественнонаучных классах // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и ВУЗе: сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный областной университет, 2729 октября 2016 г. с. 35 - 38.
7. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Методика обучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. - Красноярск, 2016. - 218 с.
8. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения
биологии: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических
занятий. Красноярск, 2013. 218 с.
9. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Современные технологии обучения биологии: монография / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.
10. Данилов С.Б., Романов Н.И., Владимирская А.И. Биология: учебник для 9 класса общеобразоват. организаций. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. 344 с.
11. Жимулёв И.Ф. Общая и молекулярная генетика: курс лекций для студентов 3 курса. Новосибирск, 1998. 430 с.
12. Занимательные генетические задачи [Электронный ресурс] // Изучаем биологию. Образовательный блог учителя биологии Ивановой И.А. URL: http://bio9klass.blogspot.ru/2011/12/blog-post_3004.html (дата обращения: 03.06.2017).
13. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК «Сфера жизни»: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2017. 50 с.
14. Зверев И.Д, Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
15. Иванов В.И., Барышникова Н.В., Билева Дж.С. Генетика / под. ред. В.И. Иванова. М.: Академкнига, 2007. 638 с.
... всего 44 источнпиков


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ