Оглавление 1
Введение 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
13
1.1. История и сущность метода проектов 13
1.2. Проектная деятельность учащихся в контексте требований ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы среднего образования 19
1.3. Проблема соотнесения проектной деятельности с возрастными
психологическими особенностями и познавательными возможностями учеников 10-х классов 23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ 29
2.1. Возможности организации проектной деятельности для изучения культуры родного края в учебниках по истории России в 10 -х классах .... 29
2.2. Возможности внедрения в учебный план углубленного изучения
истории и культуры родного края 36
2.3. Содержание программы курса внеурочной деятельности по
углубленному изучению культурно-региональной тематики 38
2.4. Проектная деятельность по изучению региональной культуры на
уроках истории России 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день мы можем наблюдать трансформацию системы школьного образования от «знаниевой» модели к преимущественно «компетентностной». Данная модель предусматривает не только приобретение необходимых знаний, но и развитие универсальных учебных действий. По обновленному ФГОС 2021, а также предыдущему ФГОС мы можем увидеть, что основой организации образовательной деятельности остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих деятельность учеников. Одним из таких методов, который реализует данный подход является проектная деятельность.
По нашему мнению, возможность проектной деятельности в школьном образовании является одной из подходящих форм работы для углубленного изучения вопросов, недостаточно освещенных в курсе учебного предмета.
Именно изучение культуры нашего края мы считаем незаслуженно упущенной в школьной программе. А между тем изучение краеведения воспитывает в учениках причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом, настоящем и даже будущем через изучение истории родного города и края, традиций и обычаев, через знакомство с великими людьми нашего края, через новое восприятие обыденных и хорошо знакомых вещей. Все эти аспекты важны еще и потому что формируют ценности, такие как духовность, патриотизм, национальное самосознание.
Также необходимо отметить, что через призму культуры региона ученик восполняет свои знания по отечественной культуре. А между тем задания на знание архитектуры, литературы, живописи и т. д. входят в Единый Г осударственный Экзамен и часто понижают итоговый балл.
Учитывая все вышесказанное, нами была сделана попытка внедрить изучение культуры Красноярского края через проектную деятельность в 3
учебный процесс школьников. Тем самым мы закрываем несколько важных педагогических задач:
1) при осуществлении проектной деятельности учащиеся самостоятельно собирают и анализируют информацию, работают с источниками различного вида, осуществляют деятельность в группе, а также применяют на практике полученные на уроках истории знания. Тем самым курс дает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты;
2) учащиеся погружаются в историю и культуру родного города и края, знакомятся с архитектурой и скульптурой, живописью и графикой. И таким образом изучают традиции художественной культуры всей России в целом - общее через частное;
3) данный курс является не только теоретическим, но и практикоориентированным, учащиеся будут иметь возможность посетить музеи и экскурсии по тематикам курса. Таким образом данная разработка несет в себе духовно-нравственное воспитание и так называемое «расшколивание».
Степень изученности. Несмотря на то, что широкое внедрение проектноисследовательской деятельности в учебный процесс началось сравнительно недавно, сама проектная деятельность не является новаторством.
Основоположником метода проекта считается американский философ- прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. В своей работе «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в основе, которого лежит системно - деятельностный и личностно-ориентированный подход требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа - метод проектов как раз отвечает данным требованиям.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена история возникновения и развитие метода проектов. Данный метод не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХХ века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Проектная деятельность отлично работает на развитие и личностных, и регулятивных, и познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Более того она обеспечивает формирование не только предметных, но метапредметных и личностных результатов. В совокупности они обеспечивают формирование психологических новообразований и
способностей учащегося, которые определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, что является важнейшей задачей современной системы образования.
Нами был проведен анализ проектов по региональной культуре России, предоставляемые авторами учебников по истории России для 10 класса от двух издательств: «Дрофа» и «Просвещение». Анализ дал следующие результаты:
- предлагается совсем небольшое количество тем для проектов, касающихся культурной составляющей истории России в целом;
- тем проектов для изучения культуры родного края практически нет;
- проекты по большей части являются информационными;
- авторы учебника не расписывают подробно суть предлагаемых проектов, что иногда может усложнять работу учителя, тетрадей для проектов в данных УМК не предусмотрено.
В связи с этим возникла необходимость рассмотреть возможность внедрения в образовательный процесс изучения культуры региона. Одним из подходящих вариантов, по нашему мнению, является изучение данной темы во внеурочной деятельности. Целевой аудиторией нашей разработки являются учащиеся 10-х классов, интересующиеся историей и культурой нашего государства, однако, курс был проработан с возможностью подключения к нему учащихся 8-9 -х классов также.
Кроме этого во время учебной практики нами был проведен ряд уроков. Апробация одного из предлагаемых уроков курса прошла достаточно успешно, все поставленные задачи были решены.
1. Главный государственный санитарный врач РФ. Постановление от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Учебная литература
6. Волобуев, О. В. История России: Начало XX — начало XXI в. 10 кл.: учебник/ О.В. Волобуев, С. П. Карпачев, П. Н. Романов. - Дрофа, 2016. - 367 с.
7. Данилов А. А. История России. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. /М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.; под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.
Литература
8. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. С. 8-10.
9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. —192 стр.
10. Вяземский Е. Е. Проектная деятельность как средство формирования исторического мышления школьников: метод. рекомендации / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М.: Просвещение, 2017. — 144 с.
11. Горобец Л. Н. «Метод проекта как педагогическая технология» // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3. Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 122-128.
12. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. М., 2012. С. 240-248
13. Дьюи Д. Школа и общество / Пер. с англ. ГА. Лучинского. Изд. 2-е. - М., 1924
14. Иоффе, А.Н. Проектирование в образовании и учебные проекты по истории / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. 2013. № 6. С. 3-13
15. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова: учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. М.: Издательский цент «Академия», 2005. С.7-10.)
... всего 31 источников