МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ Г. КРАСНОЯРСКА В 10 КЛАССЕ
|
Оглавление 1
Введение 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
13
1.1. История и сущность метода проектов 13
1.2. Проектная деятельность учащихся в контексте требований ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы среднего образования 19
1.3. Проблема соотнесения проектной деятельности с возрастными
психологическими особенностями и познавательными возможностями учеников 10-х классов 23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ 29
2.1. Возможности организации проектной деятельности для изучения культуры родного края в учебниках по истории России в 10 -х классах .... 29
2.2. Возможности внедрения в учебный план углубленного изучения
истории и культуры родного края 36
2.3. Содержание программы курса внеурочной деятельности по
углубленному изучению культурно-региональной тематики 38
2.4. Проектная деятельность по изучению региональной культуры на
уроках истории России 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Введение 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
13
1.1. История и сущность метода проектов 13
1.2. Проектная деятельность учащихся в контексте требований ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы среднего образования 19
1.3. Проблема соотнесения проектной деятельности с возрастными
психологическими особенностями и познавательными возможностями учеников 10-х классов 23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ 29
2.1. Возможности организации проектной деятельности для изучения культуры родного края в учебниках по истории России в 10 -х классах .... 29
2.2. Возможности внедрения в учебный план углубленного изучения
истории и культуры родного края 36
2.3. Содержание программы курса внеурочной деятельности по
углубленному изучению культурно-региональной тематики 38
2.4. Проектная деятельность по изучению региональной культуры на
уроках истории России 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день мы можем наблюдать трансформацию системы школьного образования от «знаниевой» модели к преимущественно «компетентностной». Данная модель предусматривает не только приобретение необходимых знаний, но и развитие универсальных учебных действий. По обновленному ФГОС 2021, а также предыдущему ФГОС мы можем увидеть, что основой организации образовательной деятельности остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих деятельность учеников. Одним из таких методов, который реализует данный подход является проектная деятельность.
По нашему мнению, возможность проектной деятельности в школьном образовании является одной из подходящих форм работы для углубленного изучения вопросов, недостаточно освещенных в курсе учебного предмета.
Именно изучение культуры нашего края мы считаем незаслуженно упущенной в школьной программе. А между тем изучение краеведения воспитывает в учениках причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом, настоящем и даже будущем через изучение истории родного города и края, традиций и обычаев, через знакомство с великими людьми нашего края, через новое восприятие обыденных и хорошо знакомых вещей. Все эти аспекты важны еще и потому что формируют ценности, такие как духовность, патриотизм, национальное самосознание.
Также необходимо отметить, что через призму культуры региона ученик восполняет свои знания по отечественной культуре. А между тем задания на знание архитектуры, литературы, живописи и т. д. входят в Единый Г осударственный Экзамен и часто понижают итоговый балл.
Учитывая все вышесказанное, нами была сделана попытка внедрить изучение культуры Красноярского края через проектную деятельность в 3
учебный процесс школьников. Тем самым мы закрываем несколько важных педагогических задач:
1) при осуществлении проектной деятельности учащиеся самостоятельно собирают и анализируют информацию, работают с источниками различного вида, осуществляют деятельность в группе, а также применяют на практике полученные на уроках истории знания. Тем самым курс дает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты;
2) учащиеся погружаются в историю и культуру родного города и края, знакомятся с архитектурой и скульптурой, живописью и графикой. И таким образом изучают традиции художественной культуры всей России в целом - общее через частное;
3) данный курс является не только теоретическим, но и практикоориентированным, учащиеся будут иметь возможность посетить музеи и экскурсии по тематикам курса. Таким образом данная разработка несет в себе духовно-нравственное воспитание и так называемое «расшколивание».
Степень изученности. Несмотря на то, что широкое внедрение проектноисследовательской деятельности в учебный процесс началось сравнительно недавно, сама проектная деятельность не является новаторством.
Основоположником метода проекта считается американский философ- прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. В своей работе «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
...
По нашему мнению, возможность проектной деятельности в школьном образовании является одной из подходящих форм работы для углубленного изучения вопросов, недостаточно освещенных в курсе учебного предмета.
Именно изучение культуры нашего края мы считаем незаслуженно упущенной в школьной программе. А между тем изучение краеведения воспитывает в учениках причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом, настоящем и даже будущем через изучение истории родного города и края, традиций и обычаев, через знакомство с великими людьми нашего края, через новое восприятие обыденных и хорошо знакомых вещей. Все эти аспекты важны еще и потому что формируют ценности, такие как духовность, патриотизм, национальное самосознание.
Также необходимо отметить, что через призму культуры региона ученик восполняет свои знания по отечественной культуре. А между тем задания на знание архитектуры, литературы, живописи и т. д. входят в Единый Г осударственный Экзамен и часто понижают итоговый балл.
Учитывая все вышесказанное, нами была сделана попытка внедрить изучение культуры Красноярского края через проектную деятельность в 3
учебный процесс школьников. Тем самым мы закрываем несколько важных педагогических задач:
1) при осуществлении проектной деятельности учащиеся самостоятельно собирают и анализируют информацию, работают с источниками различного вида, осуществляют деятельность в группе, а также применяют на практике полученные на уроках истории знания. Тем самым курс дает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты;
2) учащиеся погружаются в историю и культуру родного города и края, знакомятся с архитектурой и скульптурой, живописью и графикой. И таким образом изучают традиции художественной культуры всей России в целом - общее через частное;
3) данный курс является не только теоретическим, но и практикоориентированным, учащиеся будут иметь возможность посетить музеи и экскурсии по тематикам курса. Таким образом данная разработка несет в себе духовно-нравственное воспитание и так называемое «расшколивание».
Степень изученности. Несмотря на то, что широкое внедрение проектноисследовательской деятельности в учебный процесс началось сравнительно недавно, сама проектная деятельность не является новаторством.
Основоположником метода проекта считается американский философ- прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. В своей работе «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в основе, которого лежит системно - деятельностный и личностно-ориентированный подход требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа - метод проектов как раз отвечает данным требованиям.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена история возникновения и развитие метода проектов. Данный метод не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХХ века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Проектная деятельность отлично работает на развитие и личностных, и регулятивных, и познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Более того она обеспечивает формирование не только предметных, но метапредметных и личностных результатов. В совокупности они обеспечивают формирование психологических новообразований и
способностей учащегося, которые определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, что является важнейшей задачей современной системы образования.
Нами был проведен анализ проектов по региональной культуре России, предоставляемые авторами учебников по истории России для 10 класса от двух издательств: «Дрофа» и «Просвещение». Анализ дал следующие результаты:
- предлагается совсем небольшое количество тем для проектов, касающихся культурной составляющей истории России в целом;
- тем проектов для изучения культуры родного края практически нет;
- проекты по большей части являются информационными;
- авторы учебника не расписывают подробно суть предлагаемых проектов, что иногда может усложнять работу учителя, тетрадей для проектов в данных УМК не предусмотрено.
В связи с этим возникла необходимость рассмотреть возможность внедрения в образовательный процесс изучения культуры региона. Одним из подходящих вариантов, по нашему мнению, является изучение данной темы во внеурочной деятельности. Целевой аудиторией нашей разработки являются учащиеся 10-х классов, интересующиеся историей и культурой нашего государства, однако, курс был проработан с возможностью подключения к нему учащихся 8-9 -х классов также.
Кроме этого во время учебной практики нами был проведен ряд уроков. Апробация одного из предлагаемых уроков курса прошла достаточно успешно, все поставленные задачи были решены.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена история возникновения и развитие метода проектов. Данный метод не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХХ века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Проектная деятельность отлично работает на развитие и личностных, и регулятивных, и познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Более того она обеспечивает формирование не только предметных, но метапредметных и личностных результатов. В совокупности они обеспечивают формирование психологических новообразований и
способностей учащегося, которые определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, что является важнейшей задачей современной системы образования.
Нами был проведен анализ проектов по региональной культуре России, предоставляемые авторами учебников по истории России для 10 класса от двух издательств: «Дрофа» и «Просвещение». Анализ дал следующие результаты:
- предлагается совсем небольшое количество тем для проектов, касающихся культурной составляющей истории России в целом;
- тем проектов для изучения культуры родного края практически нет;
- проекты по большей части являются информационными;
- авторы учебника не расписывают подробно суть предлагаемых проектов, что иногда может усложнять работу учителя, тетрадей для проектов в данных УМК не предусмотрено.
В связи с этим возникла необходимость рассмотреть возможность внедрения в образовательный процесс изучения культуры региона. Одним из подходящих вариантов, по нашему мнению, является изучение данной темы во внеурочной деятельности. Целевой аудиторией нашей разработки являются учащиеся 10-х классов, интересующиеся историей и культурой нашего государства, однако, курс был проработан с возможностью подключения к нему учащихся 8-9 -х классов также.
Кроме этого во время учебной практики нами был проведен ряд уроков. Апробация одного из предлагаемых уроков курса прошла достаточно успешно, все поставленные задачи были решены.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО РАЗРАБОТКЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ КВЕСТ-ИГР В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Возможности проектной деятельности в формировании у учащихся предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Организация проектной деятельности обучающихся 5-7 классов как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Организация проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» в третьем классе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018





