Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации (Самарский национальный исследовательский университет)

Работа №169339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере г. Москвы.
Есть приложение

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Государственная политика в сфере высшего образования: принципы и функции 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование сферы высшего образования в Российской Федерации 19
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ 26
2.1 Краткая характеристика системы управления высшим образованием в г. Москве…26
2.2 Процесс реализации государственной политики в сфере высшего образования в г. Москве 29
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. МОСКВЕ 41
3.1 Разработка путей совершенствования реализации государственной политики в сфере высшего образования в г. Москве 41
3.2 Оценка эффективности государственной политики в сфере высшего образования на примере г. Москвы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Высшее образование в России является одной из важнейших составляющих государственной политики в сфере образования и науки. В последние годы правительство России уделяет большое внимание развитию высшего образования и улучшению его качества.
Высшее образование является одним из ключевых факторов развития общества в современном мире. Оно позволяет людям получить необходимые знания и навыки для успешной карьеры, а также способствует развитию науки и технологий, но и является главным двигателем экономического роста. Страны с высоким уровнем развития всегда имеют высокообразованное население и инновационную экономику. Высшее образование способствует созданию новых технологий, развитию инфраструктуры и повышению уровня жизни.
Современное состояние проблемы государственного управления системой высшего образования в Российской Федерации, в частности в г. Москве, характеризуется рядом существенных вызовов, включая недостаточную координацию между различными уровнями управления, низкое качество образовательных услуг, а также ограниченный доступ к современным образовательным технологиям [44, с. 80]. Наблюдается растущий разрыв между требованиями рынка труда и квалификацией выпускников, что ставит под сомнение эффективность образовательной системы. Также острая конкуренция среди вузов за студентов приводит к ухудшению качества образования в некоторых учебных заведениях, которые ориентируются на количество, а не на качество предоставляемых услуг. Несмотря на принятые меры по реформированию и модернизации системы высшего образования, такие как внедрение дистанционного обучения и развитие электронных образовательных платформ, существует необходимость в дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования и актуализации государственной политики для повышения качества и доступности образования, что требует комплексного подхода и включения всех заинтересованных сторон в процесс управления.
Исследованием данного вопроса занимались современные многие отечественные ученые. Ю.Ю. Галактионова изучила состояние системы образования в современной России и сделала прогнозы ее дальнейшего развития [18]. М.А. Галушка рассмотрела развитие независимой оценочной системы качества образования в России [19]. Ш.Ш. Давлатмуродов представил концепцию образования в современной России, а Ж.Р. Зайналов рассмотрел возникшие проблемы повышения качества обучения [21, 22]. Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова и Е.А. Шуклина исследовали существование системы высшего образования в России [24]. Л.С. Леонтьева и С.В. Авилкина акцентировали внимание на том, как система высшего образования может быть стратегическим ресурсом для регионального развития [26]. Г.Г. Микерова обсудила современные тенденции управления образованием, а М.Б. Понявина выделила особенности образовательной политики Москвы [31, 28]. А.В. Панибратцев исследовал влияние глобализации на проблемы высшего образования в России [34].
Объектом исследования является государственное управление в области высшего образования в Российской Федерации на примере г. Москвы.
Предметом исследования является реализация государственной политики в области высшего образования в г. Москве. Методологическую базу данной выпускной квалификационной работы составили такие методы, как статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза.
Целью данного исследования является анализ и разработка мероприятий по совершенствованию государственной политики в системе высшего образования в Российской Федерации на примере города Москва.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть формирование, принципы реализации государственной политики в сфере образования;
2) изучить нормативно-правовое регулирование в сфере высшего образования в Российской Федерации;
3) проанализировать реализацию государственного управления высшим образованием в г. Москве;
4) выявить пути совершенствования реализации государственной политики в сфере высшего образования на примере г. Москвы;
5) дать оценку эффективности государственной политики в сфере высшего образования на примере г. Москвы.
В теоретической и методологической базе данной работы используются различные подходы, которые помогают анализировать государственное управление системой высшего образования в Российской Федерации. Аспекты системы высшего образования в Российской Федерации основываются на теориях государственного управления и государственной политики в сфере образования, включая принцип равного доступа и обеспечения определенного качества образовательных услуг. Также рассматривается нормативно-правовое регулирование деятельности образовательных организаций. Для анализа применяются методы, такие как синтез, сравнительный анализ, опросы и анкетирование, что позволяет глубже понять существующие проблемы и недостатки сферы высшего образования, а также выработать рекомендации по улучшению системы высшего образования.
Современное состояние проблемы совершенствования государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации характеризуется необходимостью адаптации образовательных стандартов к требованиям рынка труда, однако этому процессу препятствуют недостаточное финансирование, неравномерный доступ к современным технологиям и несоответствие навыков выпускников реальным потребностям работодателей. Несмотря на ряд положительных законодательных инициатив и внедрение цифровых технологий, качество образования остается под вопросом, а социальные аспекты, такие как доступность образования для уязвимых групп, требуют дополнительного внимания. Важно отметить, что интеграция в международное образовательное пространство становится все более сложной из-за текущей политической ситуации, что также негативно сказывается на развитии высшего образования в стране.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время государство активно работает над модернизацией системы высшего образования, в том числе и в г. Москве. В рамках этой работы проводятся реформы, направленные на повышение качества образования и привлечение талантливых студентов из разных регионов России и зарубежных стран.
Высшее образование является одним из важнейших факторов прогресса современного общества, предоставляя людям необходимые знания и навыки для успешной карьеры и способствуя развитию науки и технологий.
Изучив теоретические аспекты государственного управления системой высшего образования в Российской Федерации, можно сделать вывод, что это сложный и многогранный процесс, требующий внимательного анализа и постоянного совершенствования. Система высшего образования в нашей стране ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно функционировать в условиях быстро меняющейся экономической, социальной и политической среды.
Анализируя реализацию государственной политики в сфере высшего образования на примере г. Москвы, можно сделать вывод о том, что система управления высшим образованием направлена на обеспечение качественного и доступного высшего образования, развитие научной и инновационной деятельности в сфере образования, а также защиту прав и интересов студентов и преподавателей.
Для объективной оценки эффективности государственной политики в сфере высшего образования был проведён онлайн опрос студентов в социальных сетях разных московских вузов. Таким образом, были выявлены основные выводы по онлайн опросу студентов:
– многие студенты испытывают трудности в определенных предметах, но не всегда могут быстро получить ответы на свои вопросы или получить дополнительную помощь от преподавателей;
– недостаток интересных и вовлекающих занятий, что может привести к быстрой потере мотивации и интереса к учебному процессу;
– низкий уровень подготовки к будущей профессии. Многие студенты не получают достаточно практических знаний, которые понадобятся им при работе, и не могут полностью использовать свои навыки и знания в будущих профессиональных проектах;
– проблемы с инфраструктурой и оборудованием, которые могут привести к тому, что студенты не могут получить качественное образование и полностью раскрыть свой потенциал.
Для решения основных проблем и реализации государственной политики в сфере высшего образования, было предложено использовать новые технологии (AI), поддерживать международные программы обмена студентами, изменить форматы оценки знаний, продвигать STEM-образование и поддерживать стартапы в системе образования. Также сотрудничать с производственными предприятиями, чтобы обучать студентов тому, что им действительно нужно знать для будущей карьеры. Все это позволит г. Москве дальше быть лидером в системе высшего образования в России.
В г. Москве накоплен большой положительный опыт планирования в сфере образования, на основе которого осуществляются крупные общенациональные проекты и реализуются целевые городские и государственные программы, позволившие значительно поднять экономический потенциал московских вузов, укрепить их международный авторитет и реально повлиять на образовательную сферу Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lxi6gkgqrw809005876 (дата обращения: 10.01.2025).
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 « 197-ФЗ [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 18.01.2025)
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.01.2025).
3. О Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете: Федеральный закон от 10.11.2009 г. № 259-ФЗ [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93587/ (дата обращения 10.01.2025).
4. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129346/ (дата обращения 11.01.2025).
5. О государственной аккредитации образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1039 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680/ (дата обращения 13.01.2025).
6. О лицензировании образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731/ (дата обращения 15.01.2025).
7. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://base.garant.ru/70436460/?ysclid=m64fslhhul261740557 (дата обращения 15.01.2025).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 292 «О мерах по улучшению качества высшего образования в Российской Федерации» [Электронный источник] // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/70436460/?ysclid=m64fslhhul261740557 (дата обращения 17.01.2025).
10. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования–программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/10620 (дата обращения 18.01.2025)
11. Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования–магистратуры, специальностей высшего образования–специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №1136: Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://scilead.ru/article/3101aktualnie-problemi-sovremennoj-sistemi-obraz (дата обращения 18.01.2025)
12. Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки: Письмо Минобрнауки России от 24.06.2014 № АК-1666/05 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/4266 (дата обращения 18.01.2025)
13. Андреева, Т.А. Модернизация системы образования в России [Текст] / Т.А. Андреева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2020. – № 1-2. – С. 438-444.
14. Безуглая, Т.И. Содержание понятия «образование» [Текст] / Т.И. Безуглая // Евразийский союз ученых. – 2021. – № 11-2 (44). – С. 16-19.
15. Бекешев Н.О. Развитие российской системы высшего образования [Текст] / Н.О. Бекешев // Экономическое развитие России. – 2019. – Т. 26, N 4. –С. 48-54.
16. Беляева О.С. Динамика мотивации получения высшего образования [Текст] / О. С. Беляева // Вестн. высш. школы. – 2021. – N 4. – С.23-25.
17. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса [Текст] / О.С. Беляева. – Современное образование. – 2020 – 10 с.
18. Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития [Текст] / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. – 2020. – Т. 4. – № 1 (17). – С. 795-797.
19. Галушка, М.А. Развитие независимой оценочной системы качества образования в России [Текст] / М.А. Галушка. – Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – 82 с.
20. Гончаров С.С. Современное состояние системы высшего образования в России: трансформации и пути развития [Текст] / С.С. Гончаров. // Финансовый бизнес. – 2021. – N 9. – С.15-20.
21. Давлатмуродов, Ш.Ш. Концепция образования в современной России [Текст] / Ш.Ш. Давлатмуродов // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – № 14. – С. 312-316.
22. Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50 процентов выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением гг. Москвы и Санкт-Петербурга) [Электронный ресурс] // ЕМИСС: Государственная статистика. –URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61107 (дата обращения: 20.01.2025).
23. Зайналов, Ж.Р. Проблемы повышения качества обучения [Текст] / Ж.Р. Зайналов // Петрозаводск: МЦНП «Новая наука». – 2022. – С. 136-151.
24. Зборовский Г.Е. Существует ли система высшего образования в России? [Текст] / Г.Е.Зборовский, П.А. Амбарова, Е.А. Шуклина // Социол. исслед. – 2020. – № 11. – С.76-86.
25. Кричевский, В.Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России [Текст] / В.Ю. Кричевский // Непрерывное образование. –2019. – № 3 (21). – С. 8-14.
26. Леонтьева, Л.С. Система высшего образования как стратегический ресурс регионального развития [Текст] / Л.С. Леонтьева, С.В. Авилкина. –Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – №. 86. – 200 с.
27. Лисюткин, М. А. Тенденции развития системы высшего образования в Москве [Текст] / М.А. Лисюткин // Высшее образование сегодня. – 2013. – С. 6-17.
28. Мамяченков, В.Н. Возникновение и развитие системы высшего образования в России: проблема периодизации [Текст] / В.Н. Мамяченков // Научный диалог. – 2020. – № 2. – С. 243-251.
29. Матушанский, Г. У. Правовые основы регулирования высшего образования в Российской Федерации [Текст] / Г.У. Матушанский // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. С. 1-10.
30. Меликян, А.В. Система высшего образования в Москве и Московской области [Текст] / А.В. Меликян // Высшее образование в России. – 2016. – С. 53-62.
31. Микерова, Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России [Текст] / Г.Г. Микерова // Современные технологии управления. – 2017. – № 4 (76). – С. 15-21.
32. Официальный сайт Минобрнауки РФ [Электронный ресурс] // GOV.RU – URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
33. Понявина, М.Б. Отличительные особенности образовательной политики города Москвы [Текст] / М.Б. Понявина // Образование и право. – 2018. – С. 225-229.
34. Панибратцев А.В. Глобализация и проблемы высшего образования в России [Текст] / А.В. Панибратцев. – Ученый совет. – 2021. – № 11. – С.38-46.
35. Папудогло, Н. Устаревшие книги и беззащитные учителя: как решить проблемы современного образования. [Электронный ресурс] / Н. Папудогло, Н. Втулкина // Forbes. – 2022. – URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/452741-ustarevsie-knigi-i-bezzasitnye-ucitela-kak-resit-problemy-sovremennogo-obrazovania?ysclid=m64gkjwvpt540489430 (дата обращения: 18.01.2025).
36. Попова, А.В. Что необходимо поменять в системе высшего образования России в целях реализации поручений президента Российской Федерации: практические соображения [Текст] / А.В. Попова // Правовое государство: теория и практика. – 2021. – N 4. – С. 247-268.
37. Правительство России официальный сайт [Электронный ресурс] // GOV.RU – URL: http://government.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
38. Развитие проекта «Медиакласс в московской школе» 2024 [Электронный ресурс] // Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина. – URL: https://rguk.ru/university/depart-moscow/2023/rpmk/?ysclid=m6vrsyr5gm863379119
39. Рогов, Е.И. Проблемы межличностного взаимодействия в условиях цифровизации образования [Текст] / Е.И. Рогов, Е.Е. Рогова // Сб. трудов конференции Южный Федеральный университет. – г. Ростов-на-Дону. – 2022. – С. 73-88.
40. Родионова, С.Ю. Система образования в РФ [Текст] / С.Ю. Родионова // Социальное образование в России. – 2019. – №8. – С. 34-35.
41. Салаватова, А.М. Ибрагимова Л.А. Современные проблемы образования: Учебное пособие [Текст] / А.М. Салаватова, Л.А. Ибрагимова. –Нижневартовск: изд-во НВГУ. – 2022. – 136 с.
42. Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества [Текст] / Е.В. Соколова // Дельта науки. – 2020. – № 1. – С. 82-84.
43. Спрос на высшее образование исчерпан? «Физики» вытесняют «лириков» на платные места — и другие тенденции российских вузов [Электронный ресурс] // Высшая школа: институт образования – URL: https://ioe.hse.ru/news/814967649.html (дата обращения: 20.01.2025).
44. Тодис, Л.М. Современные проблемы высшего образования в России и возможные пути их решения [Текст] / Л.М. Тодис, Т.В. Виноградова, А.С. Андронычева // Современное педагогическое образование. – 2023. – С. 78-81.
45. Трипольская И.Ю. Принципы государственной политики в области высшего образования в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – С. 1-7.
46. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области [Электронный ресурс] // Росстат. – URL: https://77.rosstat.gov.ru/storage/mediabank / (дата обращения: 20.01.2025).
47. Фомичева Т.В. Высшее образование за рубежом: опыт для России [Текст] / Т.В. Фомичева // Социальная политика и социология. – 2020. – Т.14, № 6. – С. 154-163.
48. Ширяева Я.Д. Проблемы высшего образования в России глазами преподавателя: институциональный анализ [Текст] / Я.Д. Ширяева // Финансы и бизнес. – 2019. – Т.15, № 1. – С. 97-121.
49. Яковлева, Л.Р. Управление системой образования на уровне муниципального района [Текст] / Л.Р. Яковлева // Белгородский экономический вестник. – 2019. – № 2 (86). – С. 124-133.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ