Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации (Самарский национальный исследовательский университет)

Работа №169339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере г. Москвы.
Есть приложение

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Государственная политика в сфере высшего образования: принципы и функции 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование сферы высшего образования в Российской Федерации 19
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ 26
2.1 Краткая характеристика системы управления высшим образованием в г. Москве…26
2.2 Процесс реализации государственной политики в сфере высшего образования в г. Москве 29
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. МОСКВЕ 41
3.1 Разработка путей совершенствования реализации государственной политики в сфере высшего образования в г. Москве 41
3.2 Оценка эффективности государственной политики в сфере высшего образования на примере г. Москвы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Высшее образование в России является одной из важнейших составляющих государственной политики в сфере образования и науки. В последние годы правительство России уделяет большое внимание развитию высшего образования и улучшению его качества.
Высшее образование является одним из ключевых факторов развития общества в современном мире. Оно позволяет людям получить необходимые знания и навыки для успешной карьеры, а также способствует развитию науки и технологий, но и является главным двигателем экономического роста. Страны с высоким уровнем развития всегда имеют высокообразованное население и инновационную экономику. Высшее образование способствует созданию новых технологий, развитию инфраструктуры и повышению уровня жизни.
Современное состояние проблемы государственного управления системой высшего образования в Российской Федерации, в частности в г. Москве, характеризуется рядом существенных вызовов, включая недостаточную координацию между различными уровнями управления, низкое качество образовательных услуг, а также ограниченный доступ к современным образовательным технологиям [44, с. 80]. Наблюдается растущий разрыв между требованиями рынка труда и квалификацией выпускников, что ставит под сомнение эффективность образовательной системы. Также острая конкуренция среди вузов за студентов приводит к ухудшению качества образования в некоторых учебных заведениях, которые ориентируются на количество, а не на качество предоставляемых услуг. Несмотря на принятые меры по реформированию и модернизации системы высшего образования, такие как внедрение дистанционного обучения и развитие электронных образовательных платформ, существует необходимость в дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования и актуализации государственной политики для повышения качества и доступности образования, что требует комплексного подхода и включения всех заинтересованных сторон в процесс управления.
Исследованием данного вопроса занимались современные многие отечественные ученые. Ю.Ю. Галактионова изучила состояние системы образования в современной России и сделала прогнозы ее дальнейшего развития [18]. М.А. Галушка рассмотрела развитие независимой оценочной системы качества образования в России [19]. Ш.Ш. Давлатмуродов представил концепцию образования в современной России, а Ж.Р. Зайналов рассмотрел возникшие проблемы повышения качества обучения [21, 22]. Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова и Е.А. Шуклина исследовали существование системы высшего образования в России [24]. Л.С. Леонтьева и С.В. Авилкина акцентировали внимание на том, как система высшего образования может быть стратегическим ресурсом для регионального развития [26]. Г.Г. Микерова обсудила современные тенденции управления образованием, а М.Б. Понявина выделила особенности образовательной политики Москвы [31, 28]. А.В. Панибратцев исследовал влияние глобализации на проблемы высшего образования в России [34].
Объектом исследования является государственное управление в области высшего образования в Российской Федерации на примере г. Москвы.
Предметом исследования является реализация государственной политики в области высшего образования в г. Москве. Методологическую базу данной выпускной квалификационной работы составили такие методы, как статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза.
Целью данного исследования является анализ и разработка мероприятий по совершенствованию государственной политики в системе высшего образования в Российской Федерации на примере города Москва.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть формирование, принципы реализации государственной политики в сфере образования;
2) изучить нормативно-правовое регулирование в сфере высшего образования в Российской Федерации;
3) проанализировать реализацию государственного управления высшим образованием в г. Москве;
4) выявить пути совершенствования реализации государственной политики в сфере высшего образования на примере г. Москвы;
5) дать оценку эффективности государственной политики в сфере высшего образования на примере г. Москвы.
В теоретической и методологической базе данной работы используются различные подходы, которые помогают анализировать государственное управление системой высшего образования в Российской Федерации. Аспекты системы высшего образования в Российской Федерации основываются на теориях государственного управления и государственной политики в сфере образования, включая принцип равного доступа и обеспечения определенного качества образовательных услуг. Также рассматривается нормативно-правовое регулирование деятельности образовательных организаций. Для анализа применяются методы, такие как синтез, сравнительный анализ, опросы и анкетирование, что позволяет глубже понять существующие проблемы и недостатки сферы высшего образования, а также выработать рекомендации по улучшению системы высшего образования.
Современное состояние проблемы совершенствования государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации характеризуется необходимостью адаптации образовательных стандартов к требованиям рынка труда, однако этому процессу препятствуют недостаточное финансирование, неравномерный доступ к современным технологиям и несоответствие навыков выпускников реальным потребностям работодателей. Несмотря на ряд положительных законодательных инициатив и внедрение цифровых технологий, качество образования остается под вопросом, а социальные аспекты, такие как доступность образования для уязвимых групп, требуют дополнительного внимания. Важно отметить, что интеграция в международное образовательное пространство становится все более сложной из-за текущей политической ситуации, что также негативно сказывается на развитии высшего образования в стране.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время государство активно работает над модернизацией системы высшего образования, в том числе и в г. Москве. В рамках этой работы проводятся реформы, направленные на повышение качества образования и привлечение талантливых студентов из разных регионов России и зарубежных стран.
Высшее образование является одним из важнейших факторов прогресса современного общества, предоставляя людям необходимые знания и навыки для успешной карьеры и способствуя развитию науки и технологий.
Изучив теоретические аспекты государственного управления системой высшего образования в Российской Федерации, можно сделать вывод, что это сложный и многогранный процесс, требующий внимательного анализа и постоянного совершенствования. Система высшего образования в нашей стране ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно функционировать в условиях быстро меняющейся экономической, социальной и политической среды.
Анализируя реализацию государственной политики в сфере высшего образования на примере г. Москвы, можно сделать вывод о том, что система управления высшим образованием направлена на обеспечение качественного и доступного высшего образования, развитие научной и инновационной деятельности в сфере образования, а также защиту прав и интересов студентов и преподавателей.
Для объективной оценки эффективности государственной политики в сфере высшего образования был проведён онлайн опрос студентов в социальных сетях разных московских вузов. Таким образом, были выявлены основные выводы по онлайн опросу студентов:
– многие студенты испытывают трудности в определенных предметах, но не всегда могут быстро получить ответы на свои вопросы или получить дополнительную помощь от преподавателей;
– недостаток интересных и вовлекающих занятий, что может привести к быстрой потере мотивации и интереса к учебному процессу;
– низкий уровень подготовки к будущей профессии. Многие студенты не получают достаточно практических знаний, которые понадобятся им при работе, и не могут полностью использовать свои навыки и знания в будущих профессиональных проектах;
– проблемы с инфраструктурой и оборудованием, которые могут привести к тому, что студенты не могут получить качественное образование и полностью раскрыть свой потенциал.
Для решения основных проблем и реализации государственной политики в сфере высшего образования, было предложено использовать новые технологии (AI), поддерживать международные программы обмена студентами, изменить форматы оценки знаний, продвигать STEM-образование и поддерживать стартапы в системе образования. Также сотрудничать с производственными предприятиями, чтобы обучать студентов тому, что им действительно нужно знать для будущей карьеры. Все это позволит г. Москве дальше быть лидером в системе высшего образования в России.
В г. Москве накоплен большой положительный опыт планирования в сфере образования, на основе которого осуществляются крупные общенациональные проекты и реализуются целевые городские и государственные программы, позволившие значительно поднять экономический потенциал московских вузов, укрепить их международный авторитет и реально повлиять на образовательную сферу Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lxi6gkgqrw809005876 (дата обращения: 10.01.2025).
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 « 197-ФЗ [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 18.01.2025)
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.01.2025).
3. О Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете: Федеральный закон от 10.11.2009 г. № 259-ФЗ [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93587/ (дата обращения 10.01.2025).
4. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129346/ (дата обращения 11.01.2025).
5. О государственной аккредитации образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1039 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680/ (дата обращения 13.01.2025).
6. О лицензировании образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731/ (дата обращения 15.01.2025).
7. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://base.garant.ru/70436460/?ysclid=m64fslhhul261740557 (дата обращения 15.01.2025).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 292 «О мерах по улучшению качества высшего образования в Российской Федерации» [Электронный источник] // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/70436460/?ysclid=m64fslhhul261740557 (дата обращения 17.01.2025).
10. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования–программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/10620 (дата обращения 18.01.2025)
11. Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования–магистратуры, специальностей высшего образования–специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №1136: Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: https://scilead.ru/article/3101aktualnie-problemi-sovremennoj-sistemi-obraz (дата обращения 18.01.2025)
12. Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки: Письмо Минобрнауки России от 24.06.2014 № АК-1666/05 [Электронный источник] // КонсультантПлюс. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/4266 (дата обращения 18.01.2025)
13. Андреева, Т.А. Модернизация системы образования в России [Текст] / Т.А. Андреева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2020. – № 1-2. – С. 438-444.
14. Безуглая, Т.И. Содержание понятия «образование» [Текст] / Т.И. Безуглая // Евразийский союз ученых. – 2021. – № 11-2 (44). – С. 16-19.
15. Бекешев Н.О. Развитие российской системы высшего образования [Текст] / Н.О. Бекешев // Экономическое развитие России. – 2019. – Т. 26, N 4. –С. 48-54.
16. Беляева О.С. Динамика мотивации получения высшего образования [Текст] / О. С. Беляева // Вестн. высш. школы. – 2021. – N 4. – С.23-25.
17. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса [Текст] / О.С. Беляева. – Современное образование. – 2020 – 10 с.
18. Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития [Текст] / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. – 2020. – Т. 4. – № 1 (17). – С. 795-797.
19. Галушка, М.А. Развитие независимой оценочной системы качества образования в России [Текст] / М.А. Галушка. – Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – 82 с.
20. Гончаров С.С. Современное состояние системы высшего образования в России: трансформации и пути развития [Текст] / С.С. Гончаров. // Финансовый бизнес. – 2021. – N 9. – С.15-20.
21. Давлатмуродов, Ш.Ш. Концепция образования в современной России [Текст] / Ш.Ш. Давлатмуродов // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – № 14. – С. 312-316.
22. Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50 процентов выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением гг. Москвы и Санкт-Петербурга) [Электронный ресурс] // ЕМИСС: Государственная статистика. –URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61107 (дата обращения: 20.01.2025).
23. Зайналов, Ж.Р. Проблемы повышения качества обучения [Текст] / Ж.Р. Зайналов // Петрозаводск: МЦНП «Новая наука». – 2022. – С. 136-151.
24. Зборовский Г.Е. Существует ли система высшего образования в России? [Текст] / Г.Е.Зборовский, П.А. Амбарова, Е.А. Шуклина // Социол. исслед. – 2020. – № 11. – С.76-86.
25. Кричевский, В.Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России [Текст] / В.Ю. Кричевский // Непрерывное образование. –2019. – № 3 (21). – С. 8-14.
26. Леонтьева, Л.С. Система высшего образования как стратегический ресурс регионального развития [Текст] / Л.С. Леонтьева, С.В. Авилкина. –Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – №. 86. – 200 с.
27. Лисюткин, М. А. Тенденции развития системы высшего образования в Москве [Текст] / М.А. Лисюткин // Высшее образование сегодня. – 2013. – С. 6-17.
28. Мамяченков, В.Н. Возникновение и развитие системы высшего образования в России: проблема периодизации [Текст] / В.Н. Мамяченков // Научный диалог. – 2020. – № 2. – С. 243-251.
29. Матушанский, Г. У. Правовые основы регулирования высшего образования в Российской Федерации [Текст] / Г.У. Матушанский // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. С. 1-10.
30. Меликян, А.В. Система высшего образования в Москве и Московской области [Текст] / А.В. Меликян // Высшее образование в России. – 2016. – С. 53-62.
31. Микерова, Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России [Текст] / Г.Г. Микерова // Современные технологии управления. – 2017. – № 4 (76). – С. 15-21.
32. Официальный сайт Минобрнауки РФ [Электронный ресурс] // GOV.RU – URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
33. Понявина, М.Б. Отличительные особенности образовательной политики города Москвы [Текст] / М.Б. Понявина // Образование и право. – 2018. – С. 225-229.
34. Панибратцев А.В. Глобализация и проблемы высшего образования в России [Текст] / А.В. Панибратцев. – Ученый совет. – 2021. – № 11. – С.38-46.
35. Папудогло, Н. Устаревшие книги и беззащитные учителя: как решить проблемы современного образования. [Электронный ресурс] / Н. Папудогло, Н. Втулкина // Forbes. – 2022. – URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/452741-ustarevsie-knigi-i-bezzasitnye-ucitela-kak-resit-problemy-sovremennogo-obrazovania?ysclid=m64gkjwvpt540489430 (дата обращения: 18.01.2025).
36. Попова, А.В. Что необходимо поменять в системе высшего образования России в целях реализации поручений президента Российской Федерации: практические соображения [Текст] / А.В. Попова // Правовое государство: теория и практика. – 2021. – N 4. – С. 247-268.
37. Правительство России официальный сайт [Электронный ресурс] // GOV.RU – URL: http://government.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
38. Развитие проекта «Медиакласс в московской школе» 2024 [Электронный ресурс] // Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина. – URL: https://rguk.ru/university/depart-moscow/2023/rpmk/?ysclid=m6vrsyr5gm863379119
39. Рогов, Е.И. Проблемы межличностного взаимодействия в условиях цифровизации образования [Текст] / Е.И. Рогов, Е.Е. Рогова // Сб. трудов конференции Южный Федеральный университет. – г. Ростов-на-Дону. – 2022. – С. 73-88.
40. Родионова, С.Ю. Система образования в РФ [Текст] / С.Ю. Родионова // Социальное образование в России. – 2019. – №8. – С. 34-35.
41. Салаватова, А.М. Ибрагимова Л.А. Современные проблемы образования: Учебное пособие [Текст] / А.М. Салаватова, Л.А. Ибрагимова. –Нижневартовск: изд-во НВГУ. – 2022. – 136 с.
42. Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества [Текст] / Е.В. Соколова // Дельта науки. – 2020. – № 1. – С. 82-84.
43. Спрос на высшее образование исчерпан? «Физики» вытесняют «лириков» на платные места — и другие тенденции российских вузов [Электронный ресурс] // Высшая школа: институт образования – URL: https://ioe.hse.ru/news/814967649.html (дата обращения: 20.01.2025).
44. Тодис, Л.М. Современные проблемы высшего образования в России и возможные пути их решения [Текст] / Л.М. Тодис, Т.В. Виноградова, А.С. Андронычева // Современное педагогическое образование. – 2023. – С. 78-81.
45. Трипольская И.Ю. Принципы государственной политики в области высшего образования в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – С. 1-7.
46. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области [Электронный ресурс] // Росстат. – URL: https://77.rosstat.gov.ru/storage/mediabank / (дата обращения: 20.01.2025).
47. Фомичева Т.В. Высшее образование за рубежом: опыт для России [Текст] / Т.В. Фомичева // Социальная политика и социология. – 2020. – Т.14, № 6. – С. 154-163.
48. Ширяева Я.Д. Проблемы высшего образования в России глазами преподавателя: институциональный анализ [Текст] / Я.Д. Ширяева // Финансы и бизнес. – 2019. – Т.15, № 1. – С. 97-121.
49. Яковлева, Л.Р. Управление системой образования на уровне муниципального района [Текст] / Л.Р. Яковлева // Белгородский экономический вестник. – 2019. – № 2 (86). – С. 124-133.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ