Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА -МИГРАНТА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Работа №169336

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА - МИГРАНТА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ
СВЕРСТНИКОВ.7
1.1. Понятие социометрического статуса в психолого - педагогической литературе.7
1.2. О миграции и мигрантах. Миграционная ситуация на территории Красноярского края. 18
1.3. Общая характеристика социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста. 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА - МИГРАНТА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ И РАЗРАБОТКА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ 29
2.1 Организация исследования особенностей социометрического
статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников. 29
2.2 Результаты исследования социометрического статуса ребенка - мигранта в группе сверстников.33
2.3 Разработка психокоррекционной программы 38
2.4 Результаты исследования социометрического статуса ребенка -
мигранта в группе сверстников после реализации психокоррекционной программы 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Благополучные групповые взаимоотношения - необходимое условие для взаимодействия детей во всех видах деятельности. Именно поэтому их нарушения отрицательно сказываются на процессе психического развития ребенка: это формирование позитивной самооценки, эмоциональное
благополучие, становление личностного стиля поведения (общения), а так же отношение ребенка к окружающему миру.
Если отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей. В многочисленных исследованиях (В.Р. Кисловская, Я.Л. Коломинский, А.В. Кривчук, B.C. Мухина, В.Н. Мяснищев, Т.А. Репина, и другие) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. В старшем дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется социометрическая структура группы. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик [38]. В нашей работе мы будем рассматривать определенную группу детей, а именно детей - мигрантов.
Наиболее распространенным к пониманию межличностных отношений дошкольников подходом является социометрический метод исследований. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников, ведь именно в групповом общении наиболее ярко проявляется личность ребенка, его самосознание.
Имеющиеся психолого-педагогические исследования позволяют выявить противоречие между значимостью изучения взаимосвязи социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников и показателей его эмоционального благополучия, а так же недостаточной теоретической и практической разработкой данного вопроса.
Указанное противоречие актуализирует тему исследования: «Особенности социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников».
Учитывая актуальность выше обозначенных проблем, мы определили цель исследования: выявление социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников.
Объект исследования: социометрический статус ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников.
Предмет исследования: особенности социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников.
На основе цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературных источников по проблеме исследования с целью выявления теоретических основ.
2. Определить методы исследования и подобрать диагностические методики.
3. Исследовать социометрический статус ребенка мигранта дошкольного возраста в группе сверстников.
4. Разработать психокоррекционную программу, направленную на повышение социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социометрический статус ребенка - мигранта дошкольного возраста ниже, чем социометрический статус его сверстников коренного населения.
Новизна исследования: миграционная ситуация на территории Красноярского края является актуальной темой и имеет большую общественную значимость. С каждым годом приток мигрантов на территорию России, в том числе и в Красноярский край увеличивается. В условиях активизации миграционных процессов, в России важной их составляющей является социальная адаптация детей мигрантов в стране приема. Целью нашей работы выступает исследование особенностей социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников. Поэтому наше исследование является новым, где выявлен неблагоприятный социометрический статус ребенка мигранта дошкольного возраста в группе сверстников.
Методы и методики исследования: теоретические; эмпирические - социометрия: методика «Секрет» («Подарок») (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой), «Маски» Т.Д. Марцинковской, Методика «Капитан корабля» Е.О. Смирнова.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе особенностей социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников; сформулированные в исследовании выводы расширяют научные представления об особенностях и их влиянии на неблагоприятный социометрический статус ребенка мигранта дошкольного возраста в группе сверстников.
Практическая значимость исследования: Одна из групп детей, которая вызывает наибольшую тревогу, это дети-мигранты, оказавшиеся в нашем городе в дошкольном возрасте, не знающие русского языка и чей образ жизни строится на основе религиозных или национальных традиций. С другой стороны, дети, чьи семьи ряд десятилетий живут в городе, но они воспринимают его чужим, являются результатом социального отчуждения их семей. Результаты исследования, а также, разработанная
психокоррекционная программа по изменению социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников, могут быть использованы практическими психологами и педагогами в дошкольном образовании в процессе психологического сопровождения детей мигрантов, оптимизации развития их межличностных отношений в детском коллективе и улучшения климата в группе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений. Основная часть содержит теоретический обзор, раскрывающий тему выпускной квалификационной работы, аналитический раздел, позволяющий выполнить оценку текущего состояния объекта исследования, практическую часть, содержащую перечень мероприятий по совершенствованию предмета исследования с расчетами, подтверждающими их практическую целесообразность. Объем магистерской диссертации составляет - 83 страниц, таблиц - 5, количество иллюстраций (рисунков) - 7, использованных литературных источников - 62.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было организованно эмпирическое исследование по изучению особенностей социометрического статуса ребенка - мигранта дошкольного возраста в группе сверстников, цель которого выявление и улучшение социометрического статуса детей мигрантов дошкольного возраста в группе сверстников, а так же улучшения межличностных отношений и благоприятной атмосферы в группе. Изучением межличностных отношений и социометрическим статусом занимались такие авторы, как: В.М. Холмогорова, Т.А. Репина Е.О. Смирнова, Н.А. Волобуева, Т.В. Климова, В.М. Ширшова и др.
Для этого нами было проведено исследование особенностей социометрического статуса детей мигрантов дошкольного возраста в группе сверстников. В исследование приняли участие 30 детей мигрантов старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Для определения социометрического статуса были использованы методики: «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой; «Маски» Т.Д. Марцинковской и «Капитан корабля» Е.О. Смирновой. Для данной экспериментальной выборки характерны все типы социометрического статуса: «звезда», «предпочитаемые», «незамечаемые», «отверженные».
В ходе исследования социометрического статуса ребенка - мигранта в группе сверстников было выявлено:
• по методике «Секрет» социометрический статус «звезда» имеют 3% детей мигрантов, статус «предпочитаемые» имеют 23% детей мигрантов, статус «незамечаемые» имеют 57% детей мигрантов, статус «отверженные» имеют 17% детей мигрантов;
• по методике «Маски» удовлетворены своим статусным местом в группе сверстников 33% детей мигрантов, не удовлетворены своим статусным местом в группе сверстников 67% детей мигрантов;
- по методике «Капитан корабля» социометрический статус «звезда» имеют 3% детей мигрантов, статус «предпочитаемые» имеют 20% детей мигрантов, статус «незамечаемые» имеют 57% детей мигрантов, статус «отверженные» имеют 20% детей мигрантов.
В результате повторного исследования было выявлено, что в ходе коррекционной программы социометрический статус детей мигрантов в группе сверстников изменился в более благополучную сторону. Увеличилось количество звезд и предпочитаемых дошкольников мигрантов на 10% и 40%. Так же уменьшилось количество отвергаемых и незамечаемых детей мигрантов на 19% и 24%.
Полученные результаты подтвердили правильность принятой нами гипотезы.
Значит, данное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Результаты эмпирического исследования дали основание для разработки корректирующей программы, которая включает в себя работу педагогов по улучшению социометрического статуса детей мигрантов дошкольного возраста в группе сверстников.
2. Полученные результаты были подвергнуты сравнительному анализу по формуле (t) Стьюдента. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждается.
3. Вышеперечисленные факты позволяют рекомендовать данную коррекционную программу для педагогов МБДОУ по улучшению социометрического статуса детей мигрантов дошкольного возраста в группе сверстников дошкольным образовательным учреждениям для работы с детьми мигрантами 5-7 летнего возраста.


1. Алексеева, Н.М. Социометрический статус дошкольника [Электронный ресурс]: сайт «Радужное детство» / Н.М. Алексеева. Режим доступа: https://sites.google.com/site/ninaalexeeva2011/glavnaa-stranica
2. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. М.: Владос, 2005. 24 с.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Приор,
2014. 320 с.
4. Аналитический отчет Управления Федеральной миграционной службы Красноярского края за 2004 г.
5. Богданова О.А. Проблемные формы межличностных отношений
дошкольников [Электронный ресурс]. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / О.А. Богданова. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/625645/
6. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 320с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ.: Питер, 2008. 400 с.
8. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2012. 310 с.
9. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003. 240 с.
10. Выготский, Л .С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 5. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
11. Волобуева Н.А., Климова Т.В., Ширшова В.М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 54-57.
12. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада. / Под ред. Л. Н. Павловой. М.: Просвещение, 2009. 176 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика, 2005.224 с.
14. Вяткина Л.Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной/полной семье // Фундаментальные исследования. 2013. № 102. С. 442-445.
15. Вяткина Л.Б. Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от конфигурации семьи // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-5. С. 1126-1129....62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ