ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ «MINECRAFT» 5
1.1. Понятие «творческие способности» в психолого -педагогической
литературе 5
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Виды компьютерных игр и их влияние на развитие способностей
детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 28
2.1. Диагностический инструментарий изучения творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3. Методические рекомендации для родителей направленные на
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерной игры «Minecraft» 39
Выводы по Главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
В связи с преобразованиями, происходящими в России, изменяются и психолого-педагогические задачи современного образования как никогда требуются люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Подготовка творчески мыслящих людей должна начинаться уже в период дошкольного развития ребенка, для того, чтобы как можно раньше выявить склонности и способности детей к какой-либо деятельности и направить их в нужное русло. Кроме того, дошкольный возраст с отличительными для него чертами в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества.
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, талант, одаренность. Проблемой развития способностей, в том числе детей дошкольного возраста, занимались Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, П. Торренс.
В современном мире реальность такова, что компьютерная техника, гаджеты становятся неотъёмной частью жизни, человека причём с раннего возраста. Дети в младших группах детского сада уже умеют пользоваться смартфонами, не говоря о персональных компьютерах. Примером глубоко проникшей в наши жизни компьютерной технологии является компьютерная игра «Minceraft», на сентябрь 2018 года количество её игроков составило 78,3 миллиона человек. В основе данной компьютерной игры лежит конструкторская деятельность.
«Minecraft» существует уже 10 лет и с каждым годом становится всё популярнее. Не удивительно то что игра нашла своё место в образовании. В США с помощью игры изучают историю, в Австралии естествознание, а в Швецию по средствам игры изучает множество дисциплин. На данный момент в России опыт использования игры в качестве средства развития способностей дошкольников мало изучен. Этот и вышеперечисленные факторы, повлияли на выбор темы исследования.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерной игры «Minecraft».
Цель исследования: выявить эффективность компьютерной игры «Minecraft» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: компьютерная игра «Minecraft» будет способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, при условиях:
• организация целенаправленного и систематического игрового процесса детей старшего дошкольного возраста;
• разработка рекомендаций для родителей по организации игрового процесса детей старшего дошкольного возраста .
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «творческие способности» в психологопедагогической литературе.
2. Подобрать методики диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. Разработать рекомендации для родителей направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам компьютерной игры «Minecraft».
Методы исследования:
методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирические методы: Тест креативности П. Торренса.
База исследования: муниципальные бюджетные дошкольные
образовательные учреждения г. Красноярска
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 30 наименования и приложений.
В связи с преобразованиями, происходящими в России, изменяются и психолого-педагогические задачи современного образования: как никогда требуются люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Подготовка творчески мыслящих людей должна начинаться уже в период дошкольного развития ребенка, для того, чтобы как можно раньше выявить склонности и способности детей к какой-либо деятельности и направить их в нужное русло.
«Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляет собой обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения, а побуждений, которыми оно регулируется» - говорил С.Л. Рубинштейн
Творческие способности - это сложное индивидуальное качество, отражающее способность индивида к творчеству в различных областях жизнедеятельности, а также дает возможность оказывать поддержку в творческой самореализации прочим людям, полагает Л.А. Большакова. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности персоны
Гармоническое развитие детей теснейшим образом сопряжено с его способностями, особенностями личности, которые гарантируют большие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому либо другому типу деятельности.
Современные исследования демонстрируют то, что игра дошкольников, в особенности, в случае если она проводится под умелым наставничеством взрослых, содействует формированию их творческого воображения, позволяя им изобретать, а потом осуществлять проекты коллективных и личных действий. Творчество и потребность в творчестве появляются у дошкольников благодаря их игровой деятельности.
Наиболее благоприятно способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.
Современные компьютерные игры классифицируются по жанрам (видам), а также по количеству игроков.
Существуют игры, в которых присутствуют элементы нескольких жанров. В этом случае игру причисляют либо к одному из жанров, который является основным, либо к нескольким, больше всего выделяющимся в игре.
Компьютерная игра «Minecraft» является ярым представителем жанра песочница.
В основе процесса игры заложено конструирование. Известно, что уровень развития воображения зависит от уровня развития конструктивного творчества Конструирование также развивает психические процессы - память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Конструирование стимулирует развитие восприятия.
В исследовательской работе применялась метод тестирования. Тесты - это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Для изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста использовался тест креативности П. Торренса. Для исследовательской работы были подобраны 2 выборки: дети старшего дошкольного возраста, играющие в компьютерную игру «Minecraft» и дети старшего дошкольного возраста, не играющие в компьютерную игру «Minecraft».
По результатам исследования было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста играющих в компьютерную игру «Minecraft» уровень развития творческих способностей выше, чем у не играющих.
Исходя из полученных результатов были разработаны методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по проведению занятий в компьютерной игре «Minecraft»
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013, №1155 // Министерство
образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М., 2003. 55 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002. 320 с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М., 1997. 208 с.
5. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей. М., 2002. 148 с.
6. Брыкина Е.К., Григорьева Г.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: для специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»: программы высших педагогических учебных заведений. М., 1997. 98 с.
7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. М., 2004. 248 с.
8. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. М., 2007. 448 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М., 1991. 93 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. М., 1983. 368 с.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.
12. Дубравина Г.А. Развитие креативности у детей старшего
дошкольного возраста СПб., 2012. 448 с.
13. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для
педагогов дошк. Учреждений. М., 1986. 96 с.
14. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника. М., 1984.
128 с.
15. Иванова М.К., Шишмарева Ю.А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития, 2016. №4 (11). С. 41-44....30