ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Изучение языкового сознания 8
1.1. Языковое сознание и когнитивная лингвистика 8
1.2. Ментальность и менталитет 11
1.3. Методы ассоциативного эксперимента, ассоциации 14
1.4. Метод семантического гештальта Ю.Н. Караулова 19
1.5. Гендер. Мужское и женское речевое поведение 21
1.6. Выводы по первой главе 26
Глава II. Описание ассоциативного поля «город» в восприятии русских и иностранных студентов 30
2.1. Описание материала для исследования 30
2.2. Анализ реакций испытуемых из Азии, России и Европы 39
2.3. Периферийная зона 46
2.4. Второе задание по стимулу «город» 51
2.5. Анализ реакций испытуемых мужчин и женщин 57
2.6. Элективный курс по русскому языку «Школа юного филолога».
Методические рекомендации 61
2.6.1. Конспект урока для элективного курса по русскому языку
«Школа юного филолога», 9 класс 64
2.6.2. План-конспект учебного занятия по русскому языку как
иностранному для студентов 72
2.7. Выводы по второй главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ 87
В магистерской диссертации рассматривается реализация ассоциативного поля «город» в языковом сознании русских и иностранных студентов.
Актуальность исследования определяется регулярным развитием и систематическими изменениями знаний человека о языке, обращением современной антропоцентрической парадигмы к лингвокультурологическим и психолингвистическим подходам в изучении языковых явлений.
Исследование мировосприятия носителей конкретного языка является значимым, так как язык служит не только целям общения, но и является хранилищем информации, накопленной языковым коллективом, который живет в конкретной экологической среде, имеет определенное мировоззрение, мировосприятие, профессии, оценку ценностей и т.д.
Проникнуть в глубины сознания и подсознания - давняя мечта философов, психологов и лингвистов. Сознание в своей непосредственности является открывающейся субъекту картиной мира, в которую включены его действия и состояния и он сам [Леонтьев 1975: 280]. Функция сознания состоит в том, чтобы субъект мог действовать на основе возникающего субъективного образа.
Возможны различные способы выявления специфики образов сознания носителей той или иной культуры. В рамках психолингвистических исследований особое место занимает ассоциативный эксперимент. Он является одним из эффективных способов исследования языкового сознания представителей того или иного этноса, дает возможность описывать, толковать и составлять ассоциативные поля.
Выбор стимула «город» для эксперимента связан с тем, что город представляет собой главную арену общественной активности, центром развития жизни, внутри которой существует одна и множество культур, духовных ценностей носителей того или иного языка.
Языковые и культурные системы значительно отличаются друг от друга, но общий понятийный базис, на котором основывается человеческий язык, мышление и культура свидетельствует о том, что существуют семантические и лексические универсалии [Вежбицкая 1996: 322].
Интерес к изучению языкового сознания расширяет региональную географию: в последние годы многие ученые активно изучают данную проблему на Урале, в Новосибирске, а также и в Приенисейской Сибири. Итоги работы отображены в трудах Е. В. Старостиной, Д. Г. Выговской, Г. А. Черкасовой и др. В нашем регионе, а именно в Приенисейской Сибири, активно работают над этим вопросом С. П. Васильева, А.Д. Васильев...
Языковое сознание, отражающее в себе жизнь человека и общества, дает возможность представить систему жизненных целей конкретного этноса, развитие его нравственных норм и ориентиров, другими словами, менталитет носителей любой культуры.
Изучение языкового сознания индивидов осуществляется преимущественно экспериментальными методами. Одним из способов анализа языкового сознания является ассоциативный эксперимент, а ассоциативные поля, формируемые из реакций носителей языка, дают возможность описывать качества их образов сознания.
Ассоциативный эксперимент является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики, т.к. он направлен на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. В магистерской диссертации «Ассоциативное поле «город» в языковом сознании русских и иностранных студентов» был выбран метод цепочечного ассоциативного эксперимента.
Анализ ассоциативных полей дает возможность сформировать ассоциативный портрет испытуемых, выявить общие и специфические черты картины мира представителей этноса в зависимости от пола, территории проживания, изучить языковое сознание, языковую картину мира, а также диагностировать состояние общества и даже в какой-то степени прогнозировать его дальнейшее развитие [Васильев 2015: 35, 67].
В магистерской диссертации ассоциативный цепочечный эксперимент был дважды проведен среди студентов Сибирского Федерального Университета и Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Астафьева. В первом эксперименте было опрошено 30 человек возрастом от 19 до 30 лет. В ассоциативном эксперименте участвовали реципиенты из России, Китая, Вьетнама, Индии, Ирана, Германии. Во втором эксперименте также было опрошено 30 человек возрастом от 18 до 30 лет. В ассоциативном эксперименте участвовали реципиенты из России, Китая, Монголии, Франции, Финляндии.
Период проведения экспериментов связан с такими значимыми событиями в городе Красноярск как режим «Черное небо» и XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019...
1. Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная картина мира // Апресян, Ю. Д. Избранные труды: в 2-х т. Т. II: Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры». 1995. С. 629-650.
2. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык: К проблеме «языковой картины мира». Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 3-19.
3. Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта. 2011. 232 с.
4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Количественность в языковом мышлении // И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. Ч.1. М. 1963. С. 311-324.
5. Болдырев В.Е. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Курс лекций. Изд. Русский язык. Курсы. 2009. 144 с.
6. Васильев А.Д. и др. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. 204 с.
7. Васильев А.Д., Васильева С.П., Тимченко А.Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. 204 с.
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские
словари. 1996. 412 с.
9. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2005. 384 с.
10. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М. 1977. С. 162-189.
11. Гершунский Б. С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. Опыт экспериментального исследования российского и американского менталитетов. М. 1999. 599 с.
12. Гринева С. В. Менталитет и ментальность современной России. Невинномысск. 2003. 176 с.
13. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода. Цит. по «Хрестоматии по истории языкознания XIX и XX вв.», сост. В. А. Звегинцев, Учпедгиз. 1956. С. 81.
14. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука. 1982. 159 с.
15. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. 3-е
издание, переработанное. М.: Флинта; Наука. 2003. 320 с...67