Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ассоциативное поле «страх» в языковом сознании русских и китайских студентов

Работа №169316

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
Глава I. Теоретические основы изучения языкового сознания 11
1.1. Соотношение понятий «сознание» и «языковое сознание» 11
1.2. Психолингвистика как наука. Ассоциативный эксперимент - как
базовый метод изучения языкового сознания 16
1.3. Страх как лингво-психологическая составляющая языковой картины
мира 26
1.4. Выводы по 1 главе 37
Глава II. Описание ассоциативного поля «страх» в восприятии русских и китайских студентов 39
2.1. Анализ реакций на стимул «страх» русских и китайских студентов... 39
2.1.1. Анализ реакций на стимул «страх» русских студентов 39
2.1.2. Анализ реакций на стимул «страх» китайских студентов....60
2.2. Сравнительный анализ реакций русских и китайских студентов на
стимул «страх» 68
2.1. Методическая разработка урока 76
2.4. Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
Список использованных источников 86


В магистерской диссертации рассматривается ассоциативное поле «страх» в языковом сознании русских и китайских студентов.
Актуальность исследования. Изучение языкового сознания - традиционно актуальное направление в современной психолингвистике.
Е.Ф. Тарасов отмечает, что языковое сознание - это совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых с помощью языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей [Тарасов, 2004]. Изучение языкового сознания носителей разных лингвокультур позволяет выявить общее и различное, обусловленное своеобразием социальных, экономических, исторических и ряда других факторов развития того или иного этноса. При этом важным является рассмотрение базовых понятий.
На основе анализа лингвистической и психологической литературы для проведения эксперимента было выбрано слово «страх» как лингво-психологическая составляющая языковой картины мира. В психолого-педагогических науках изучением феномена «страх» занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: Дж. Боулби, Дж. Грэй, С. Речмен, К. Изард, Е.Г. Макарова, А.С. Спиваковская, Ю.Л. Неймер, А.И. Захарова, М.А. Панфилова, Р.В. Овчарова. Страх - эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности их здоровья и благополучия [Ильин, 2017]. Известно, что страх - это одна из трех самых сильных эмоций и является базовым инстинктом. Поэтому интересно рассмотреть его реализацию в языковом сознании носителей разных лингвокультур.
Объект исследования - языковое сознание русских и китайских студентов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психолингвистике является актуальным изучение языкового сознания отдельной личности, группы, страны.
Языковое сознание формируется под влиянием ценностных и ментальных особенностей носителей языка, которые объединены
определенной территорией, культурой, моделью поведения, обусловлены социальной средой, национальными традициями, складом ума,
мировосприятием. Таким образом, языковое сознание представляет собой такой аспект изучения языкового материала, при котором язык и речевую деятельность рассматривают в качестве отражения ментальных представлений языкового коллектива, как правило, неосознаваемых носителями языка.
Ведущим методом исследования структуры языкового сознания
считается ассоциативный эксперимент: он направлен на выявление ассоциаций, которые сложились у индивида в его предшествующем опыте, способен воссоздать образ мира через различные формы его «овнешнения». В магистерской диссертации «Ассоциативное поле «страх» в языковом сознании русских и китайских студентов» применялся цепочечный ассоциативный эксперимент. Предмет исследования - ассоциативное поле «страх» как отражение языкового сознания русских и китайских студентов.
В работе рассматривались реакции (всего 524) русских и китайских респондентов на слово-стимул «страх». Ассоциативные поля были описаны по традиционной схеме.
Ассоциативные реакции русских и китайских студентов анализировались также в соответствии с видами страхов: эмоциональные страхи/страхи состояния, социальные страхи, природные/специфические страхи.
Ядро ассоциативного поля русских испытуемых составляют реакции: «темнота, ужас, боль, боязнь, паника, слезы, смерть». Стоит отметить, что данные реакции относятся к эмоциональным страхам. В околоядерной зоне
присутствуют не только эмоциональные страхи, например, «тревога, одиночество, тревога», но и физические/специфические страхи, например, «высота, вода, болезнь, пауки». Социальные страхи составляют периферию ассоциативного поля: «Мун, мама, Андрей, семья, религия,
священнослужитель и т.д.».
При описании групп страхов было выявлено, что самыми частотными оказались ассоциации, относящиеся к эмоциональным страхам/страхам состояния. Например, «глупость, злость, сопротивление, переживание, потерянность, отчаяние, апатия, тревога, стресс». Это отображает специфику состава русских респондентов, так как большая часть испытуемых - девушки.
Ядро ассоциативного поля китайских респондентов составляют реакции, относящиеся к эмоциональным страхам: «бояться, пугаться». Околоядерная зона представлена ассоциациями, относящимися к социальным и физическим страхам: «смерть, темнота, призрак, одиночество, нищета, война, паук, высота». Периферия ассоциативного поля составляет группу социальных и физических страхов: «трепетать от страха, глубокое море, самолет, коридор, душевнобольной, злодей, новый коронавирус, пыль и т.д.»...


1. Алешина Л.Н. Концепт «смерть» и его роль в выражении национальной ментальности носителей китайского языка // Ученые записки РГСУ. 2013. №4. С. 122 - 125.
2. Батожапова С.С. Гендерные особенности страхов детей старшего дошкольного возраста // Наука через призмы времени. 2017. №7. С. 57¬62.
3. Борисова Ю.А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко - критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 265-275.
4. Василенко А.А., Плотникова Е.С. Возрастное изменение актуальных
страхов человека // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL:
https://web.snauka.ru/issues/2014/12/43015 (дата обращения: 21.05.2021)
5. Васильева С.В., Васильев А.Д., Мамаева Т.В., Шибаев М.В., Устьянцева Е.В. Обратный ассоциативный словарь Приенисейской Сибири / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016.Т. I: А - П. 270с.
6. Вотякова И.А. Концепт «страх» в русском языке // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2014. №4. С. 179-183.
7. Галой Н.Ю., Цзюань Фан, Вэньсюань Ли, Цяньцянь У, Огнев А.С. Кросскультурный анализ психического состояния людей в период пандемии коронавируса: Россия и Китай // Человеческий капитал. 2021. №2. С. 106-116.
8. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000.400с.
9. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психолингвистики. 1993. №3. С. 5-16.
10. Даль В.И. Толковый онлайн-словарь живого великорусского языка.
[Электронный ресурс]: https://lexicography.online/explanatory/dal/ (дата
обращения: 13.04.2021)
11. Дмитриева Н.В., Антилогова Л.Н., Лагунова А.И. Страх одиночества. Алгоритм и техники психокоррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. №2(69). С. 38-41.
12. Дорофеева Г.А. Страхи: определение, виды, причины // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2002. №6. С. 101-109.
13. Ефремова Т.Ф. Толковый онлайн-словарь русского языка. [Электронный
ресурс]: https://lexicography.online/explanatory/efremova/ (дата обращения:
01.05.2021)
14.Залевская А.А. Индивидуальное знание. Специфика и принципы
функционирования. Тверь, 1992. 136 с.
15.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2000. 448 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ