Введение 4
1 Теоретические аспекты организации краеведческой работы с
младшими школьниками 8
1.1 Понятие и сущность краеведческой работы 8
1.2 Анализ нормативно-правовых документов МКОУ Вагинская СОШ
и сельской библиотеки 12
1.3 Ресурсы сельской библиотеки и возможности их использования
при организации краеведческой работы с младшими школьниками 15
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию краеведческих
знаний и уважительного отношения к малой родине у младших школьников посредством организации краеведческой работы с привлечением ресурсов сельской библиотеки 23
2.1 Диагностика сформированное™ краеведческих знаний и уважительного отношения к малой Родине у младших школьников . . . . 23
2.2 Реализация комплекса занятий по краеведению для младших
школьников, с использованием ресурсов сельской библиотеки 28
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
использованию ресурсов сельской библиотеки, как средства формирования краеведческих знаний у младших школьников 33
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А Беседа/анкетирование на выявление когнитивного компонента Г.А. Марковой 48
Приложение Б Определение эмоционально-чувственного компонента
по методике Савенкова И.П. «Моё отношение к малой Родине» 50
Приложение В Критерии определения уровня сформированное™ поведенческого компонента краеведческих знаний 51
Приложение Г Сценарий «Посиделки у Самовара» 52
Приложение Д Книжные ресурсы сельской библиотеки и возможности их использования при организации краеведческой работы с младшими школьниками
В современном мире, где большую роль стал играть Интернет и социальные сети, очень быстро растёт объём информации. Человеку взрослому и то сложно сориентироваться и определить степень достоверности информации, а каково ребёнку? В последние годы обществом большое внимание стало уделяться вопросам патриотического воспитания. Российской системе образования Президентом РФ В. В. Путиным была поставлена ключевая задача - усилить работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в школах. В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) существуют определённые требования к патриотическому воспитанию и формированию духовно-нравственных позиций младших школьников: «патриотическое воспитание, любовь к своей Родине, понимание своей этнокультурной и российской идентичности, сопричастность к настоящему и будущему своей страны и родного края является личностным результатом освоения образовательной программы начального общего образования» [38].
С сентября 2021 года образовательными учреждениями приняты рабочие Программы воспитания, нацеленные на усиление патриотического аспекта всех учебных и внеучебных мероприятий. Для обучающихся начальной ступени образования выделены следующие образовательные результаты: должны знать, любить и уважать свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну. Для создания условий успешного формирования уважительного отношения к малой Родине как минимум один раз в месяц должны проводиться классные часы гражданско-патриотической направленности [26].
Актуальность нашей работы заключается ещё и в том, что в ООП НОО Вагинской СОШ [22] отсутствует учебный предмет краеведение, поэтому для организации краеведческой работы с младшими школьниками педагогами Вагинской СОШ активно используются ресурсы сельской библиотеки.
Объект исследования: организация краеведческой работы с младшими школьниками.
Предмет исследования: краеведческая работа с младшими школьниками с использованием ресурса сельской библиотеки.
Цель исследования: раскрыть возможности использования ресурсов сельской библиотеки для организации краеведческой работы с младшими школьниками.
Задачи исследования:
- выявить сущность организации краеведческой работы с младшими школьниками;
- проанализировать нормативно правовые документы МКОУ Вагинская СОШ и сельской библиотеки;
- выявить ресурсы и возможности сельской библиотеки для проведения краеведческой работы с младшими школьниками;
- провести диагностику сформированное™ краеведческих знаний и уважительного отношения к малой родине у младших школьников;
- разработать и реализовать комплекс занятий по краеведению для младших школьников, с использованием ресурсов сельской библиотеки;
- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по использованию ресурсов сельской библиотеки, как средства формирования краеведческих знаний у младших школьников.
Методы исследования: теоретические (сбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, цитирование, тезирование, анализ и обобщение полученных эмпирических данных), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование; педагогический эксперимент).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованных источников в количестве 41, приложений в количестве 5. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Проанализировав эволюцию термина «краеведение» пришли к выводу, что краеведение и есть неотъемлемая составная часть патриотизма, т.к. объединяет процессы обучения и воспитания на основе изучения местного материала, а значит любой из младших школьников может узнать что-то новое, сделать своё открытие, почувствовать себя «творцом» истории. У младших школьников на примере знаний из истории своей семьи, своего села, своего района закладывается фундамент для осознания своего «Я» в мире и отожествления себя с Россией, своим народом, сопричастности к историческим событиям.
Проанализировав требования ФГОС НОО, ООП НОО МКОУ Вагинская СОШ, и учитывая отсутствие в начальной школе предмета «Краеведение», сделали вывод о необходимости организации краеведческой работы с младшими школьниками с привлечением ресурсов сельской библиотеки, что полностью соответствует Уставу муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Боготольского района (МБУК ЦБС Боготольского района), филиала №6 Вагинской библиотеки.
Проведя анализ ресурсов сельской библиотеки, пришли к выводу, что основным средством организации краеведческой работы с младшими школьниками будут являться книжные, информационные, пространственные, человеческие, методические ресурсы сельской библиотеки, что содействовало достижению целей в патриотическом и гражданско-правовом воспитании, позволило создать условия для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов младшими школьниками, в части формирования краеведческих знаний и уважительного отношения к малой Родине.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ Вагинской СОШ и сельской библиотеки во внеурочное время со смешанными группами младших школьников 2-4-х классов, было задействовано 24 обучающихся в возрасте 8-10 лет. Работа велась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Уровень сформированное™ краеведческих знаний и уважительного отношения к малой Родине у младших школьников диагностировался по трём компонентам: когнитивному, эмоционально-чувственному, поведенческому.
Благодаря методикам мы смогли выявить, что у большинства испытуемых детей (75%) преобладает средний уровень краеведческих знаний. Анализ полученных результатов помог разработать и внедрить комплекс занятий, направленный на повышение уровня краеведческих знаний и уважительного отношения к малой Родине на втором этапе педагогического эксперимента.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы на основе тематического плана краеведческих мероприятий с привлечением различных ресурсов сельской библиотеки, экспериментально была проверена методика формирования краеведческих знаний и уважительного отношения к малой Родине у младших школьников.
1. Большая Российская Энциклопедия 2005-2019. — ОАО БРЭ : URL: https://bigenc.ru/domestic history/text/2105499(дата обращения: 20.12.2021).
2. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т.13 / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Советская энциклопедия, 1973. — 608 c.
3. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. — 4-е изд. — Москва : Дом славянской книги, 2008. — 959 c.
4. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт - Петербург : Норинт, 2001. — 1456 c.
5. Воронцова, М. А. Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки / М. А. Воронцова // Материалы III Всероссийской молодёжной научно-практической конференции 16 апреля 2020 года. — Шадрине : ШГПУ, 2020. — 375 с.
6. Глебов, Ю. К. Как красноярцы Победу приближали: комплект [книжка + игра] / Ю. К. Глебов. — Красноярск : Поликолор, 2018. — 72 c.
7. Гордеев, Е. В. Развитие патриотических чувств детей младшего школьного возраста / Е.В. Гордеев. - Санкт-Петербург : Дельта, 2010. - 194 с.
8. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект: монография / Е. А. Гринева, Л. X. Давлетшина. — 1-е изд. — Москва : Прометей, 2015. — 158 c.
9. Гугнина, О. В. Историческое краеведение как средство формирования гражданской идентичности обучающихся. Программа специального курса и методические материалы для студентов педагогических вузов, учителей истории общеобразовательных школ : учебно-методическое пособие / О. В. Гугнина, Т. А. Каратаева. — Оренбург : ОГПУ, 2020. — 84 с.
10. Гусев, Д. А. Организация досуговых мероприятий. Педагогический потенциал народного прикладного творчества в сельской школе: учебное пособие / Д. А. Гусев// ЭБС "Лань". - URL: (дата обращения: 20.12.2021).
11. Добрых слов кораблик полон: Сборник сказок, стихов и рассказов / составитель В. Л. Нестеренко, Художник Н. С. Пронько — Красноярск : ИД Класс Плюс, 2014. — 184 c.: ил.
12. Жданович, Л. Н. История регионов и народов России. История края с основами исторического краеведения: программа и методические указания к изучению курса : методические указания / Л. Н. Жданович, М. А. Клемешева, В. Н. Маслов. — Калининград : БФУ им. И. Канта, 2010. — 69 с.
13. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский - Москва : Издательский центр «Академия», 2016. - 445 с.
14. Захарова, А. Н. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста / А. Н. Захарова - Москва : Просвещение, 2012. - 390 с.
15. Костомаров, Н. П. Быт и нравы русского народа / Н. П. Костомаров. — 1-е изд. — Москва : Э, 2016. — 400 с.
16. Красноженова, М. В. Сказки нашего края: сборник / М. В. Красноженова. — Красноярск : Тренд, 2012. — 272 с.
17. Кужугет, М. А. Литературное краеведение: учебно-методическое пособие / М. А. Кужугет. — Кызыл : ТувГУ, 2019. — 91 с.
18. Лаврентьева, И. Б. Патриотическая культура детей младшего школьного возраста/ И. Б. Лаврентьева - Санкт-Петербург : Дельта, 2010. - 125 с.
19. Лалетина, Е. И. Историческое путешествие. Кто живёт в Красноярском крае?: комплект [книжка + игра] / Е. И Лалетина, Е. В. Щелканова. — Красноярск : Поликолор, 2018. — 72 с.
20. Лалетина, Е. И. Путешествие по заповедному краю: комплект [книжка + игра] / Е. И. Лалетина, Е. В. Щелканова. — Красноярск : Поликолор, 2017. — 48 с.
21. Маханева, М. Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М. Д. Маханева, О.Л. Князева - Москва : АРКТИ, 2005. - 217 с.
22. ООП НОО Вагинской СОШ // МКОУ Вагинская СОШ. - URL: http://vaginosch.ucoz.net/DOKUMENTJI/obrasovanie/obrazovatelnaja programma.doc(дата обращения: 21.04.2022).
23. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. —
URL: https://ipk.kuzedu.ru/files/upload/2021/21.10.2021/patrioticheskoe-
vospitanie.pdf(дата обращения: 29.04.2022).
24. Пыхтина, Ю. Г. Литературное краеведение : учебное пособие / Ю. Г. Пыхтина, О. Н. Проваторова. — Оренбург : ОГУ, 2017. — 129 с.
25. Рабочая Программа воспитания Вагинской СОШ. — Текст :
электронный // МКОУ Вагинская. СОШ— URL:
http://vaginosch.ucoz.net/DOKUMENTJI/obrasovanie/obrazovatelnaja programma.doc(дата обращения: 19.04.2022).
26. Рассказов, A. H. Развитие ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта поведения: коллективная монография / А. Н. Рассказов. — Санкт Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. — 355 c.
27. Репина, Л. С. Путешествие по Красноярскому краю. Культура и традиции / Л. С. Репина, Е. В. Лалетина, А. Б. Брейнер и [др.] — Красноярск : Поликолор, 2012. — 192 c.
28. Репина, Л. С. Путешествие по Красноярскому краю. Проекты будущего сегодня / Гл.ред., Л. С. Репина. — Красноярск : Поликолор, 2010. — 192 c.
29. Рогачёв, А. Г. История Красноярского края с древнейших времен до современности: культура, экономика, быт, право и особенности управления: учебное пособие / А. Г. Рогачёв. — Красноярск : КрасГАУ, 2015.
— 180 с.
30. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / гл. ред. В. В. Давдов. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993. — 1661 c.
31. Русакова, Т. Г. Духовный опыт ребёнка: структура, диалектика становления, концепция и технология педагогического содействия: монография / Т. Г. Русакова. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 188 c.
32. Солнцева, С. С. Сокровища Красноярского края [комплект: книга + игра] / составит: С. С. Солнцева, Н. А. Кузьминых. — Красноярск : ООО "Издательство Поликолор", 2019. — 72 с.
33. Солодовникова, Ю. Р. Краеведение: учебное пособие / Ю. Р. Солодовникова. — Омск : ОмГТУ, 2020. — 106 с.
34. Статейнов, А. А. Флора и фауна мира. Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» / А. А. Статейнов. — 2-е изд, перераб. и доп. — Красноярск : Буква, 2017. — 192 с.
35. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года No 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». — URL:http: //www.kremlin. ru/acts/bank/3 6194(дата обращения: 21.12.2021).
36. Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 года «Указ о национальных целях развития России до 2030 года». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63728.(дата обращения: 21.12.2021).
37. Устав муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Боготольского района. Сокращённое название: МБУК ЦБС Боготольского района // Устав ЦБС. — Боготол, 2020. - 17 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. - 45 с.
39. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.(дата обращения: 21.12.2021).
40. Шайдурова, О. В. Человеческий капитал системы образования: учебник / О. В. Шайдурова, И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич, Н. А. Гончаревич. — Красноярск : СФУ, 2018. — 218 c.
41. Яблоков, В. В. Художественная культура личности школьников / В.
В. Яблоков. - Москва : Просвещение, - 2018. - 136 с.