ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 8
1.1 Проблема развития самостоятельности ребенка в истории педагогики .. 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития самостоятельности детей в
дошкольном возрасте 22
1.3. Структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 38
1.4 Теоретические основы развития самостоятельности ребенка в условиях ДОО 49
Выводы по 1 главе 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 62
2.1 Организация и ход опытно-экспериментальной работы 62
2.2 Актуальный уровень развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 65
2.3 Педагогические условия развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 74
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 85
Выводы по 2 главе 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 8
1.1 Проблема развития самостоятельности ребенка в истории педагогики .. 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития самостоятельности детей в
дошкольном возрасте 22
1.3. Структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 38
1.4 Теоретические основы развития самостоятельности ребенка в условиях ДОО 49
Выводы по 1 главе 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 62
2.1 Организация и ход опытно-экспериментальной работы 62
2.2 Актуальный уровень развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 65
2.3 Педагогические условия развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 74
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 85
Выводы по 2 главе 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [33], на данном этапе ее развития нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия. Граждане страны должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, умением решать большие и малые задачи.
Описанные изменения нашего общества со всей остротой поставили перед системой образования проблему развития воспитанника в процессе образования, выдвинули на первый план вопрос о реализации развивающей воспитательно-образовательной функции.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [63] указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования выступает поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений [63]. Перед педагогами сегодня стоит генеральная задача: воспитать развитую, творческую, самостоятельную личность. Возникла необходимость создания в нашем обществе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту инициативности и творчества, требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью. Поэтому усиливается роль воспитания самостоятельности у подрастающего поколения. Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками, что актуализировало обращение к следующей теме в рамках магистерского диссертационного исследования - «Педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного».
Изученность проблемы исследования. Теоретическая и практическая значимость проблемы становления самостоятельности не вызывает сомнений. Ж. Ж. Руссо [136], И. Г. Песталоцци [113] в XVIII и А. Дистервег [41] в XIX веках развивали мысль о необходимости формирования у ребенка самостоятельности в процессе обучения и воспитания. Последний писал о том, что никого ничему нельзя научить, можно только помочь им чему-то научиться. Проблемы самостоятельности личности рассматривались в работах и зарубежных (З. Фрейд [161], М. Малер [90], Э. Эриксон [178], и др.), и отечественных авторов (Л.И. Божович [15], Л.С. Выготский [25], В.В. Давыдов [36], А.В. Запорожец [48], Я.Л. Коломинский [64], В.К. Котырло [70], А.Н. Леонтьев [82], Т.А. Репина [129], С.Л. Рубинштейн [133], Д.Б. Эльконин [174] и др.).
Противоречие проблемы исследования заключается в том, что, с одной стороны, развитие самостоятельности как качества личности дошкольника выступает осознаваемой как педагогами ДОО, так и родителями необходимостью, с другой стороны, научно-методических разработок, ориентированных именно на формирование самостоятельности в указанном возрасте, явно недостаточно.
Объект исследования - процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - предполагаем, что развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации следующих педагогических условий:
- создание структурной модели самостоятельности, как субъектного личностного качества ребенка старшего дошкольного возраста;
- использование в педагогической деятельности воспитателя технологии, позволяющей учитывать внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста;
- организация предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Выполнить библиографический поиск и изучить отечественные и зарубежные психолого-педагогические источники по проблеме развития самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и обосновать структурную модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести опытно-экспериментальное изучение влияния педагогических условий на развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования:
1. теоретический - анализ социально-педагогической, психологической, философской и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. констатирующий - построение и обоснование структурной модели развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
3. экспериментальный - психодиагностические методы, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа:
1 этап включал теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, и построении структурной модели развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
2 этап основан на осуществлении экспериментальной проверки реализованной в педагогической деятельности воспитателя технологии, способствующей развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и организации предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
3 этап был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- систематизированы источники, освещающие отечественный и зарубежный опыт в области развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- расширены представления о процессе развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- обоснована и разработана структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- изучена и обоснована возможность использования педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии представлений о процессе развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и критериях оценки его эффективности.
Практическая значимость исследования состоит:
- основные положения и выводы по диссертационному исследованию могут быть включены в содержание профильных дисциплин подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования, а также в программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций.
Реализация поставленных в диссертации задач позволили нам построить структурную модель развития самостоятельности детей дошкольного возраста, с помощью которой получены новые научные представления об исследуемом объекте, и которая положена в основу построения систему развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, основной части (представленной двумя главами: теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Магистерская диссертация представлена на 124 страницах. Список использованной литературы содержит библиографическое описание 181 источников.
Описанные изменения нашего общества со всей остротой поставили перед системой образования проблему развития воспитанника в процессе образования, выдвинули на первый план вопрос о реализации развивающей воспитательно-образовательной функции.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [63] указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования выступает поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений [63]. Перед педагогами сегодня стоит генеральная задача: воспитать развитую, творческую, самостоятельную личность. Возникла необходимость создания в нашем обществе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту инициативности и творчества, требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью. Поэтому усиливается роль воспитания самостоятельности у подрастающего поколения. Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками, что актуализировало обращение к следующей теме в рамках магистерского диссертационного исследования - «Педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного».
Изученность проблемы исследования. Теоретическая и практическая значимость проблемы становления самостоятельности не вызывает сомнений. Ж. Ж. Руссо [136], И. Г. Песталоцци [113] в XVIII и А. Дистервег [41] в XIX веках развивали мысль о необходимости формирования у ребенка самостоятельности в процессе обучения и воспитания. Последний писал о том, что никого ничему нельзя научить, можно только помочь им чему-то научиться. Проблемы самостоятельности личности рассматривались в работах и зарубежных (З. Фрейд [161], М. Малер [90], Э. Эриксон [178], и др.), и отечественных авторов (Л.И. Божович [15], Л.С. Выготский [25], В.В. Давыдов [36], А.В. Запорожец [48], Я.Л. Коломинский [64], В.К. Котырло [70], А.Н. Леонтьев [82], Т.А. Репина [129], С.Л. Рубинштейн [133], Д.Б. Эльконин [174] и др.).
Противоречие проблемы исследования заключается в том, что, с одной стороны, развитие самостоятельности как качества личности дошкольника выступает осознаваемой как педагогами ДОО, так и родителями необходимостью, с другой стороны, научно-методических разработок, ориентированных именно на формирование самостоятельности в указанном возрасте, явно недостаточно.
Объект исследования - процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - предполагаем, что развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации следующих педагогических условий:
- создание структурной модели самостоятельности, как субъектного личностного качества ребенка старшего дошкольного возраста;
- использование в педагогической деятельности воспитателя технологии, позволяющей учитывать внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста;
- организация предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Выполнить библиографический поиск и изучить отечественные и зарубежные психолого-педагогические источники по проблеме развития самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и обосновать структурную модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести опытно-экспериментальное изучение влияния педагогических условий на развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования:
1. теоретический - анализ социально-педагогической, психологической, философской и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. констатирующий - построение и обоснование структурной модели развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
3. экспериментальный - психодиагностические методы, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа:
1 этап включал теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, и построении структурной модели развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
2 этап основан на осуществлении экспериментальной проверки реализованной в педагогической деятельности воспитателя технологии, способствующей развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и организации предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
3 этап был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- систематизированы источники, освещающие отечественный и зарубежный опыт в области развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- расширены представления о процессе развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- обоснована и разработана структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- изучена и обоснована возможность использования педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии представлений о процессе развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и критериях оценки его эффективности.
Практическая значимость исследования состоит:
- основные положения и выводы по диссертационному исследованию могут быть включены в содержание профильных дисциплин подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования, а также в программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций.
Реализация поставленных в диссертации задач позволили нам построить структурную модель развития самостоятельности детей дошкольного возраста, с помощью которой получены новые научные представления об исследуемом объекте, и которая положена в основу построения систему развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, основной части (представленной двумя главами: теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Магистерская диссертация представлена на 124 страницах. Список использованной литературы содержит библиографическое описание 181 источников.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [63], одним из основных принципов дошкольного образования предполагает поддержку детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие основные выводы:
1. В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как субъектное личностное качество, как волевое усилие, как средство саморегуляции деятельности, то есть самостоятельность - явление сложное и многогранное.
Мы определили самостоятельность личности как ее способность к самостоятельной деятельности, ребенок должен отчетливо представлять себе цель деятельности, уметь планировать свои действия, обосновывать их, выбирать способы деятельности или конструировать новые, отбирать знания, необходимые для выполнения задания, осуществлять самоконтроль. Предпринимая эти действия, человек должен получить новый познавательный результат, который выступает в виде новых знаний, новых способов деятельности, новых комбинаций уже известных способов. Этот результат, как главная цель человека в акте самостоятельного познания, должна быть достигнута его собственными усилиями.
2. Реализация поставленных в диссертации задач позволили нам построить структурную модель развития самостоятельности детей дошкольного возраста, с помощью которой получены новые научные представления об исследуемом объекте, и которая положена в основу построения системы развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. В итоге осуществления опытной работы доказано, что разработанная нами структурная модель развития самостоятельности и на основании ее построения, выявленная и реализованная в педагогической деятельности воспитателя технология, учитывающая внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста, способствующая развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяет добиваться на практике значительной позитивной динамики.
4. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
По итогам выполнения магистерской диссертации была достигнута поставленная во введении цель и доказана эффективность реализованных в образовательном процессе дошкольной образовательной организации педагогических условий нацеленных на развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выполнен библиографический поиск и изучены отечественные и зарубежные психолого-педагогические источники по проблеме развития самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Разработана и обоснована структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовано и проведено опытно-экспериментальное изучение влияния педагогических условий на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации следующих педагогических условий:
- создание структурной модели самостоятельности, как субъектного личностного качества ребенка старшего дошкольного возраста;
- использование в педагогической деятельности воспитателя технологии, позволяющей учитывать внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста;
- организация предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
Итак, в результате выполнения магистерского исследования была достигнута поставленная цель, реализованы все необходимые задачи и доказана гипотеза исследования.
В заключение работы необходимо отметить, что выполненное исследование имеет научные перспективы. Нами определены перспективные линии дальнейшего исследования развития самостоятельности детей:
- единство требований педагогов и родителей в процессе развития данного качества личности;
- исследование процесса развития самостоятельности детей различных школьных возрастов (младший, средний, старший школьник).
Так, с нашей точки зрения, интересным и обоснованным будет обращение к уточнению особенностей развития самостоятельности детей в зависимости от ряда детерминант:
- пола (специфика самостоятельности мальчиков и девочек);
- наличия сиблингов (специфика самостоятельности детей из семей с одним ребенком и несколькими детьми);
- полноты семьи (специфика самостоятельности детей из полных и неполных семей) и пр.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие основные выводы:
1. В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как субъектное личностное качество, как волевое усилие, как средство саморегуляции деятельности, то есть самостоятельность - явление сложное и многогранное.
Мы определили самостоятельность личности как ее способность к самостоятельной деятельности, ребенок должен отчетливо представлять себе цель деятельности, уметь планировать свои действия, обосновывать их, выбирать способы деятельности или конструировать новые, отбирать знания, необходимые для выполнения задания, осуществлять самоконтроль. Предпринимая эти действия, человек должен получить новый познавательный результат, который выступает в виде новых знаний, новых способов деятельности, новых комбинаций уже известных способов. Этот результат, как главная цель человека в акте самостоятельного познания, должна быть достигнута его собственными усилиями.
2. Реализация поставленных в диссертации задач позволили нам построить структурную модель развития самостоятельности детей дошкольного возраста, с помощью которой получены новые научные представления об исследуемом объекте, и которая положена в основу построения системы развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. В итоге осуществления опытной работы доказано, что разработанная нами структурная модель развития самостоятельности и на основании ее построения, выявленная и реализованная в педагогической деятельности воспитателя технология, учитывающая внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста, способствующая развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяет добиваться на практике значительной позитивной динамики.
4. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
По итогам выполнения магистерской диссертации была достигнута поставленная во введении цель и доказана эффективность реализованных в образовательном процессе дошкольной образовательной организации педагогических условий нацеленных на развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выполнен библиографический поиск и изучены отечественные и зарубежные психолого-педагогические источники по проблеме развития самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Разработана и обоснована структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовано и проведено опытно-экспериментальное изучение влияния педагогических условий на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации следующих педагогических условий:
- создание структурной модели самостоятельности, как субъектного личностного качества ребенка старшего дошкольного возраста;
- использование в педагогической деятельности воспитателя технологии, позволяющей учитывать внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста;
- организация предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
Итак, в результате выполнения магистерского исследования была достигнута поставленная цель, реализованы все необходимые задачи и доказана гипотеза исследования.
В заключение работы необходимо отметить, что выполненное исследование имеет научные перспективы. Нами определены перспективные линии дальнейшего исследования развития самостоятельности детей:
- единство требований педагогов и родителей в процессе развития данного качества личности;
- исследование процесса развития самостоятельности детей различных школьных возрастов (младший, средний, старший школьник).
Так, с нашей точки зрения, интересным и обоснованным будет обращение к уточнению особенностей развития самостоятельности детей в зависимости от ряда детерминант:
- пола (специфика самостоятельности мальчиков и девочек);
- наличия сиблингов (специфика самостоятельности детей из семей с одним ребенком и несколькими детьми);
- полноты семьи (специфика самостоятельности детей из полных и неполных семей) и пр.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «Я УМЕЮ. Я МОГУ. Я НАУЧИЛСЯ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая работа по развитию самостоятельности
детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016



