Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №169311

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 8
1.1 Проблема развития самостоятельности ребенка в истории педагогики .. 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития самостоятельности детей в
дошкольном возрасте 22
1.3. Структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 38
1.4 Теоретические основы развития самостоятельности ребенка в условиях ДОО 49
Выводы по 1 главе 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 62
2.1 Организация и ход опытно-экспериментальной работы 62
2.2 Актуальный уровень развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 65
2.3 Педагогические условия развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 74
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 85
Выводы по 2 главе 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [33], на данном этапе ее развития нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия. Граждане страны должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, умением решать большие и малые задачи.
Описанные изменения нашего общества со всей остротой поставили перед системой образования проблему развития воспитанника в процессе образования, выдвинули на первый план вопрос о реализации развивающей воспитательно-образовательной функции.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [63] указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования выступает поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений [63]. Перед педагогами сегодня стоит генеральная задача: воспитать развитую, творческую, самостоятельную личность. Возникла необходимость создания в нашем обществе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту инициативности и творчества, требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью. Поэтому усиливается роль воспитания самостоятельности у подрастающего поколения. Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками, что актуализировало обращение к следующей теме в рамках магистерского диссертационного исследования - «Педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного».
Изученность проблемы исследования. Теоретическая и практическая значимость проблемы становления самостоятельности не вызывает сомнений. Ж. Ж. Руссо [136], И. Г. Песталоцци [113] в XVIII и А. Дистервег [41] в XIX веках развивали мысль о необходимости формирования у ребенка самостоятельности в процессе обучения и воспитания. Последний писал о том, что никого ничему нельзя научить, можно только помочь им чему-то научиться. Проблемы самостоятельности личности рассматривались в работах и зарубежных (З. Фрейд [161], М. Малер [90], Э. Эриксон [178], и др.), и отечественных авторов (Л.И. Божович [15], Л.С. Выготский [25], В.В. Давыдов [36], А.В. Запорожец [48], Я.Л. Коломинский [64], В.К. Котырло [70], А.Н. Леонтьев [82], Т.А. Репина [129], С.Л. Рубинштейн [133], Д.Б. Эльконин [174] и др.).
Противоречие проблемы исследования заключается в том, что, с одной стороны, развитие самостоятельности как качества личности дошкольника выступает осознаваемой как педагогами ДОО, так и родителями необходимостью, с другой стороны, научно-методических разработок, ориентированных именно на формирование самостоятельности в указанном возрасте, явно недостаточно.
Объект исследования - процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - предполагаем, что развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации следующих педагогических условий:
- создание структурной модели самостоятельности, как субъектного личностного качества ребенка старшего дошкольного возраста;
- использование в педагогической деятельности воспитателя технологии, позволяющей учитывать внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста;
- организация предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Выполнить библиографический поиск и изучить отечественные и зарубежные психолого-педагогические источники по проблеме развития самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и обосновать структурную модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести опытно-экспериментальное изучение влияния педагогических условий на развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования:
1. теоретический - анализ социально-педагогической, психологической, философской и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. констатирующий - построение и обоснование структурной модели развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
3. экспериментальный - психодиагностические методы, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа:
1 этап включал теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, и построении структурной модели развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
2 этап основан на осуществлении экспериментальной проверки реализованной в педагогической деятельности воспитателя технологии, способствующей развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и организации предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
3 этап был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- систематизированы источники, освещающие отечественный и зарубежный опыт в области развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- расширены представления о процессе развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- обоснована и разработана структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- изучена и обоснована возможность использования педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии представлений о процессе развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и критериях оценки его эффективности.
Практическая значимость исследования состоит:
- основные положения и выводы по диссертационному исследованию могут быть включены в содержание профильных дисциплин подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования, а также в программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций.
Реализация поставленных в диссертации задач позволили нам построить структурную модель развития самостоятельности детей дошкольного возраста, с помощью которой получены новые научные представления об исследуемом объекте, и которая положена в основу построения систему развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, основной части (представленной двумя главами: теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Магистерская диссертация представлена на 124 страницах. Список использованной литературы содержит библиографическое описание 181 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [63], одним из основных принципов дошкольного образования предполагает поддержку детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие основные выводы:
1. В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как субъектное личностное качество, как волевое усилие, как средство саморегуляции деятельности, то есть самостоятельность - явление сложное и многогранное.
Мы определили самостоятельность личности как ее способность к самостоятельной деятельности, ребенок должен отчетливо представлять себе цель деятельности, уметь планировать свои действия, обосновывать их, выбирать способы деятельности или конструировать новые, отбирать знания, необходимые для выполнения задания, осуществлять самоконтроль. Предпринимая эти действия, человек должен получить новый познавательный результат, который выступает в виде новых знаний, новых способов деятельности, новых комбинаций уже известных способов. Этот результат, как главная цель человека в акте самостоятельного познания, должна быть достигнута его собственными усилиями.
2. Реализация поставленных в диссертации задач позволили нам построить структурную модель развития самостоятельности детей дошкольного возраста, с помощью которой получены новые научные представления об исследуемом объекте, и которая положена в основу построения системы развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. В итоге осуществления опытной работы доказано, что разработанная нами структурная модель развития самостоятельности и на основании ее построения, выявленная и реализованная в педагогической деятельности воспитателя технология, учитывающая внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста, способствующая развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяет добиваться на практике значительной позитивной динамики.
4. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
По итогам выполнения магистерской диссертации была достигнута поставленная во введении цель и доказана эффективность реализованных в образовательном процессе дошкольной образовательной организации педагогических условий нацеленных на развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выполнен библиографический поиск и изучены отечественные и зарубежные психолого-педагогические источники по проблеме развития самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Разработана и обоснована структурная модель развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовано и проведено опытно-экспериментальное изучение влияния педагогических условий на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации следующих педагогических условий:
- создание структурной модели самостоятельности, как субъектного личностного качества ребенка старшего дошкольного возраста;
- использование в педагогической деятельности воспитателя технологии, позволяющей учитывать внутреннюю логику развития самостоятельного действия ребенка старшего дошкольного возраста;
- организация предметно-пространственной среды в группе и педагогическое руководство по использованию ее развивающих возможностей, позволяющие создать необходимые предпосылки для проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
Итак, в результате выполнения магистерского исследования была достигнута поставленная цель, реализованы все необходимые задачи и доказана гипотеза исследования.
В заключение работы необходимо отметить, что выполненное исследование имеет научные перспективы. Нами определены перспективные линии дальнейшего исследования развития самостоятельности детей:
- единство требований педагогов и родителей в процессе развития данного качества личности;
- исследование процесса развития самостоятельности детей различных школьных возрастов (младший, средний, старший школьник).
Так, с нашей точки зрения, интересным и обоснованным будет обращение к уточнению особенностей развития самостоятельности детей в зависимости от ряда детерминант:
- пола (специфика самостоятельности мальчиков и девочек);
- наличия сиблингов (специфика самостоятельности детей из семей с одним ребенком и несколькими детьми);
- полноты семьи (специфика самостоятельности детей из полных и неполных семей) и пр.



1. Абдулаева, Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Авторефер. дис. канд. пед. наук. М.: 1975. - 18 с.
2. Абраменкова, В. Воспитание игрой. Игрушки лечат. Игрушки готовят к школе. Лепта Год: 2008. - 96 с.
3. Амосов, Н. М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. - 304 с.
4. Ананьев, Б. Г. Проблема формирования характера. Л.: Знание, 1949. - 75 с.
5. Анцыферова Л. И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. Изд-во: АПН СССР, 1961. - 138 с.
6. Аристотель. Метафизика. М.: 1934. - 223 с.
7. Аркин, Е. А. История советской дошкольной педагогики / Хрестоматия. М.: Просвещение, 1988. - 260 с.
8. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Педагогика, 1980. - 386 с.
9. Аткинсон, В. В. Сила мысли; Память и уход за ней. СВ. Аткин-сон. Личный магнетизм; лечебный магнетизм: (Перевод) / В. Горноболя. М.: Келвори, 1995. - 301 с.
10. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
11. Башлакова, Л. Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1986. - 19 с.
12. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 287 с.
13. Богоявленский, Д. Н., Менчинская, H. A. Психология учения // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР. 1960. - № 2. - С. 76 - 92.
14. Бойко, Е. И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Сов. педагогика, 1955. - №1. - С. 41 - 54.
15. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968. - 464 с.
16. Бондаренко, А.К. Семинарские, практические и лабораторные занятия по курсу «Организация и руководство дошкольным воспитанием». М.: Просвещение, 1987. - 93 с.
17. Брушлинский, А. В. Исследование направленности мыслительного процесса: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1964. - 18 с.
18. Буре, P.C. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.
19. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 64 с.
20. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1986. - 109 с.
21. Вахтеров, В. П. Дидактические очерки / под ред. П. Ф. Каптелова. Изд-во: «Земля», 1915. - 314 с.
22. Веденисова, Л. Ф. Воспитание самостоятельности у младших подростков в группе продленного дня. М.: 1980. - 18 с.
23. Ветлугина, Н.А. Самостоятельность художественной деятельности дошкольников. М.: Педагогика, 1980. - 208 с.
24. Виноградов О. Е. Эмоциональная активность в структуре мыслительной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1972. - 16с.
25. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М.: 1984. - №2. - 504 с.
26. Лейкина, Л. Г. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов // Педагогика, 1993. - №1. - С. 61 - 66.
27. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. - №6. - С. 58 - 69.
28. Герцен, А. И. О воспитании. Избранные педагогические высказывания / сост. М. Ф. Шибаева. Под ред. Н. А. Константинова. М.: Учпедгиз, 1948.
29. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М.: 1965. - С. 256 - 288.
30. Година, Г.Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1960. - 25 с.
31. Голант, Е. Я. Методы обучения в советской школе. М.: 1957. - 264 с.
32. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и ее воспитание. М.: Педагогика, 1972.
- 160 с.
33. Гребенщикова, Е. А. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко, Н. М. Мчедлидзе; под ред. проф. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1976. - 432 с.
34. Громцева, А. К. Самообразование как социальная категория. Учебно-метод. пособие к спецкурсу. Л.: , 1976. - 88 с.
35. Грязнов, Б. С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. -256 с.
36. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
- 423 с.
37. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. - 299 с.
38. Декарт, Р. Трактат «О страстях души» // избр. произв. М.: 1950.
39. Демурова, Е. Ю. Для молодой заведующей детским садом. М.: Просвещение, 1969. - 189 с.
40. Дидора, М. И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения: дис. канд. психол. наук. Киев.: 1982. - 174 с.
41. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / общ. ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
42. Дмитриева, Ю. Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности // Вопросы психологии личности и общественной психологии: уч. записки. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1964. - С. 141 - 158.
43. Добролюбов, H.A. Полное собрание сочинений: - Т. 3. ГИХХ. 1936. - 22 с.
44. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой. М.: Просвещение. 1988. - 256 с.
45. Елагина, М. С. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста: дис. канд. псих. наук. М.: 1977. - 180 с.
46. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Учпедгиз, 1961. - 239 с.
47. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993. - 203 с.
48. Запорожец, A. B. Избр. психол. труды: Т. 1. М.: Педагогика, 1986. - 207 с.
49. Зворыгина, Е. В. Педагогические принципы руководства игрой в раннем возрасте. С тез. докл. всесоюзн. научно-практической конференции. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в домашних условиях. М.: 1982. - 53 с.
50. Зимонина, О.В. Организационно-педагогические условия формирования самостоятельности у детей подготовительной группы: автореферат диссертации на соискание кандидата педагогических наук / О.В. Зимонина. [Режим доступа]: www.childpsy.ru/dissertations/id/18523.php.
51. Зотов, Ю. Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
52. Иванников, В. В. К сущности волевого поведения / Психологический журнал. 1985. - №3. - 54 с.
53. Иванова, Н. С. Технология группового сбора как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. - №3. - С. 586 -590.
54. Изотова, Ф. В. Формирование самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1967. - 23 с.
55. Иванова, Н.С. Предметно-пространственная среда современного
ДОО как основа для формирования самостоятельности дошкольников // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. Концепт. 2015. [Режим доступа] www.e-
koncept.ru/telecof/65189.html.
56. Иванова, Н.С. Технология группового сбора как средство развития
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. Концепт. 2015 [Режим доступа] www.e-
koncept.ru/telecof/65188.html
57. Ильенков, Э. В., Школа должна учить мыслить. 2-е изд., стер. МПСИ, 2009. - 673 с.
58. Кабанова-Меллер, Е. H. Практические формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд. АПН РСФСР», 1962. - 376 с.
59. Кант, И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - 450 с.
60. Кергомар, П. История дошкольной педагогики. М.: Просвещение, 1989. - 95 с.
61. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. - 159 с.
62. Ковалев, А.Г., Мясищев, В.Н. Психологические особенности человека. Т.1. Характер. Л.: 1957. - 188 с. 

совершенствования учебно-воспитательного процесса в ВУЗе в условиях перестройки высшей школы. Л.: Изд. ВКАС, 1990. - 74 с.
64. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. - 114 с.
65. Кон, И. C. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. - 67 с.
66. Кононова, И. М. Развитие речевого подражания с 1 год жизни // дошк. восп. 1981. - №8. - С. 36 - 38.
67. Корнилов, К. Н. О самостоятельной работе студентов в ВУЗах. М.: 1987. - С. 54 - 82.
68. Корчак, Я. Воспитание личности: кн. для учителя / сост., авт. вступ. ст. и коммент. В. Ф. Кочнов. М.: Просвещение, 1992. - 285 с.
69. Костюк, Г. С. Принципы развития в психологии / Методологические и теоретические проблемы в психологии // отв. ред. Е. В. Шорохов. М.: Наука, 1969. - С. 29 - 37.
70. Котырло, В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев: «Знание» УССР,1977. - 48 с.
71. Крулехт, М. В. США: как приобщают детей к труду в дошкольных учреждениях // Дошк. Воспитание. 1990. - №6. - С. 98 - 99.
72. Крутецкий, В. А. Психология. М.: 1989. - 336 с.
73. Крылова, H. М. Формирование системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста (6-ой год жизни): автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1982. - 17 с.
74. Кузовкова, К.П. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1971. - 18 с.
75. Кулюткин, Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984, - №5. - C. 41 - 44.
76. Кухарев, Н. В. Формирование умственной самостоятельности. Минск: Нар. асвета, 1972. - 184 с.
77. Ларин. А. П. Самостоятельность и ее роль в развитии личности // Матер. 4-ой научн. конф.: Ученые записки. Великие Луки, 1962. - С. 28 - 32.
78. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология. Уч. пособие для студентов институтов. М.: Просвещение, 1964. - 478 с.
79. Лейкина, Б.С. Развитие и воспитание личности ребенка. Л.: 1973. - 43 с.
80. Лемберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся // Сов. педагогика. 1962. - №2. - С.16 - 28.
81. Ленин, В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Полн. собр. соч., Т.29. - С.77 - 218.
82. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. т.2. М.: Педагогика, 1983. - 222 с.
83. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
84. Логинова, В. И. Системный подход к определению содержания знаний дошкольника в трудовой деятельности / Ср-ва и методы воспитания детей дошк. возр. в труде: Ст. научн. тр. М: НИИ дошк. восп. 1984. - С. 44 - 61.
85. Локк, Д. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. - 161 с.
86. Лошкарева, Н. А. Проблемы формирования системы учебных умений и навыков учащихся. Сов. пед. , 1980, - №3. - С. 60 - 67.
87. Люблинская, A.A. Воспитание самостоятельности у детей // дошк. восп. 1962, - №2, - С. 66 - 72.
88. Малер, М., Мак-Девитт, Дж. Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. - № 2.
89. Марутян, С. А. Воспитание самостоятельности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре: автореф. дис. канд. пед. наук. Ереван: 1987. - 25 с.
90. Матусик, А. И. Воспитание организаторских умений у детей 6-7 лет-дисс. канд. пед. наук. М.: 1965. - 218 с.
91. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика. 1984. - 144 с.
92. Матюшкин, А. М. Анализ и обобщение отношений / Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М.: АПН СССР, 1960. - С. 168 - 199.
93. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
94. Менчинская, Н. А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: 1971. - 11 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ