Педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии в России и за рубежом
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников-мигрантов 9
1.1. Психолого - педагогические основы профессионального
самоопределения личности 9
1.2 Социокультурные основы самоопределения школьников -
мигрантов в России и зарубежных странах 22
1.3 Концепция содержания образования, ориентированного на
самоопределение школьников-мигрантов на рабочие профессии 33
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 48
Глава II. Реализация педагогических условий, обеспечивающих самоопределение школьников-мигрантов на рабочие профессии 50
2.1. Система дидактических принципов (самоопределения школьников-
мигрантов в России и зарубежных (странах на рабочие профессии 50
2.2. Взаимодействие школ и бизнес-структур важнейшее условие |
успешного профессионального самоопределения школьников - мигрантов 66
2.3. Организация опытно-экспериментальной работы в России
направленной на выбор рабочих профессий 76
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 86
Заключение 88
Библиографический список 90
Приложения 98
ГЛАВА I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников-мигрантов 9
1.1. Психолого - педагогические основы профессионального
самоопределения личности 9
1.2 Социокультурные основы самоопределения школьников -
мигрантов в России и зарубежных странах 22
1.3 Концепция содержания образования, ориентированного на
самоопределение школьников-мигрантов на рабочие профессии 33
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 48
Глава II. Реализация педагогических условий, обеспечивающих самоопределение школьников-мигрантов на рабочие профессии 50
2.1. Система дидактических принципов (самоопределения школьников-
мигрантов в России и зарубежных (странах на рабочие профессии 50
2.2. Взаимодействие школ и бизнес-структур важнейшее условие |
успешного профессионального самоопределения школьников - мигрантов 66
2.3. Организация опытно-экспериментальной работы в России
направленной на выбор рабочих профессий 76
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 86
Заключение 88
Библиографический список 90
Приложения 98
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной ситуации количество мигрантов, приезжающих в Российскую Федерацию с каждым годом увеличивается. Как правило, это трудовая миграция: в связи с низким уровнем оплаты труда в родной стране. Проблема активной миграции ставит целый ряд политических, социальных и образовательных вопросов перед общественностью. Непосредственно, ставится вопрос места мигрантов в образовательном пространстве, так как приезжая в страну на работу трудовой мигрант берет с собой семью, в которой уже есть один - два ребенка раннего возраста. Тут возникает вопрос о предоставлении детям - мигрантам возможностей получения образования в России. На первый взгляд, это легкоразрешимый вопрос: официальная регистрация в России дает право на получения образования в школе. Однако, основная проблема, возникающая в полиэтнических школах, - это проблема интеграции и социализации таких детей в общешкольное пространство. Беря во внимание социализацию, мы должны учитывать, что посредством школы, обучающиеся осуществляют самоопределение, т.е находят свое место в обществе и то чем они хотят заниматься в жизни. Под влиянием рыночных отношений, утверждающихся в нашей стране, происходят важные изменения в характере и содержании труда. Все более значимым становится умение работать предприимчиво, действовать эффективно и расчетливо. Преуспеть в условиях рыночной экономики сможет лишь тот, кто научился определять цель деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, выбирать наиболее рациональный и нравственно оправданный путь продвижения, анализировать результаты и учиться на неудачах и трудностях, возникших во время деятельности.
На современном этапе задача педагога является не только предоставить обучающемуся багаж знаний по учебным предметам, но и научить его жить в современном обществе, то есть помочь адаптироваться к новым условиям, интегрироваться в образовательный процесс и помочь с самоопределением обучающегося мигранта, т. е. создать определенные педагогические условия. В данной работе мы рассматриваем как недавно прибывших мигрантов в страну, так и мигрантов второго и третьего поколения.
Цель исследования: теоретическое обосновать и опытно-экспериментальная проверить педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии в России.
Объект исследования: профессиональное самоопределение школьников-мигрантов.
Предмет исследования: педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии.
Гипотеза исследования: Процесс профессионального самоопределения детей-мигрантов будет успешен если:
- на теоретическом уровне будут актуализированы понятия
«профессиональное самоопределение» и «педагогические условия профессионального самоопределения обучающихся», раскрыт их педагогический смысл и содержание на фоне существующих проблем профессионального самоопределения, определены критерии результативности;
- педагогические условия профессионального самоопределения будут иметь теоретические обоснования, носить системный непрерывный характер, отраженный последовательными этапами и обеспечиваемый образовательным пространством школы в виде академического образования и неформальных образовательных инициатив;
- в систему профессиональной подготовки специалистов будут внедрены принципы отбора педагогических условий профессионального самоопределения, обеспечивающая формирование субъектной
профессиональной позиции и стремления к профессионально¬личностному саморазвитию обучающихся мигрантов в образовательном пространстве школы и будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) теоретически обосновать систему педагогических условий самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии;
2) разработать принципы отбора содержания обучения, направленного на самоопределение школьников-мигрантов на рабочие профессии;
3) обосновать и внедрить дидактическую систему, направленную на формирование профессионального самоопределения школьников- мигрантов в соответствии с их предрасположенностью к труду.
Научная новизна исследования:
- Разработка научно обоснованных принципов педагогических условий самоопределения обучающихся мигрантов;
- Определение критериев и выявление диагностических показателей уровня самоопределения обучающихся;
- Разработка образовательной программы, включающий в себя вопрос «адаптации, интеграции и самоопределения».
Теоретическая значимость. В диссертации решена научно - педагогическая проблема формирования профессионального самоопределения школьников - мигрантов за счет:
- дополнения теоретических аспектов профессионального образования научно-педагогическим знанием, отражающим значение личностно- ориентированного самоопределения обучающихся мигрантов в школе;
- уточнения понятия «педагогическая условия профессионального самоопределения» в контексте его применения на школьном этапе как способа педагогической деятельности, направленного на формирование субъектной профессиональной позиции школьника - мигранта посредством совместной с обучающимся актуализации индивидуальных профессионально-ориентированных образовательных запросов и организационно-педагогического обеспечения профессионально -
личностного развития обучающегося в образовательном пространстве школы;
- обоснования организационно-педагогических условий, определяющих образовательное пространство школы ресурсом становления субъектной профессиональной позиции, обеспечивающим возможность профессионально - ориентированного выбора и профессионально-личностной самореализации обучающихся;
Практическая значимость заключается в том, что:
- статистическими методами проведено исследование потребностей профессионального самоопределения обучающихся мигрантов с позиции индивидуализации общеобразовательного образования;
- проведен анализ существующих способов диагностики личностных характеристик обучающихся мигрантов и выбрана оптимальная методика профориентационной диагностики, выявляющая личностные особенности, профессиональные интересы, мотивацию и способности обучающихся;
- представлена модель отбора принципов педагогических условий профессионального самоопределения в образовательном пространстве школы, системообразующим компонентом которой является этап идентификации, позволяющий выявить потенциально выгодные для обучающегося мигранта области профессионального развития;
- введена в образовательное пространство школы система профориентационных мероприятий, нацеленных на развитие профессионального самоопределения.
Методы исследования:
Теоретический и эмпирический анализ научных публикаций; опрос с использованием различных видов анкетирования, бесед; наблюдение; анализ деятельности обучающихся; педагогический естественный эксперимент; анализ и синтез, обобщение. Статистическая обработка экспериментальных данных.
Так же в работе представлен метод наблюдения:
1) по воспринимаемому объекту - прямое.
2) по исследовательским средствам - непосредственное.
3) по воздействию на объект - нейтральное.
4) по отношению к общей совокупности изучаемых явлений - сплошное.
5) по временным параметрам - периодическое.
6) по способу восприятия - включенное.
Использовались виды наблюдения: прямое, непрямое, скрытое наблюдение.
Будет апробирован предварительный эксперимент типа “до - после”. Данный тип предусматривает проведение наблюдения или измерение параметров, как до проведения экспериментального воздействия, так и после него.
Методологические подходы исследования:
В данной работе представлено несколько методологических подходов, так как все представленные методологические подходы связанны с темой исследования.
- Культурологический подход (Г.В. Елизарова, В.И. Петрищев, В.И. Тесленко) ориентируется на развитие как общечеловеческой, так и профессиональной культуры личности и предусматривает межкультурную направленность подготовки в современных условиях.
- Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.
- Деятельностный подход (И.Б. Ворожцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.
- Компетентностный подход (А.В. Адольф, О.В. Евтихов, Г.Н. Сериков) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.
Теоретическую базу работы составляют понятия, идеи, взгляды и концепции различных исследователей, изложенные в трудах по изучению самоопределения личности обучающихся (В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, З.Б. Багатовой, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, Ю.А. Горячев, О.В. Гукаленко, А.В. Дмитриева, С.А. Дудко, В.Ф. Захаров, Н.Б.Крыловой, М.Н.Кузьмина, Л.Е. Курнешова, 3.А.Мальковой, A.C. Макаренко, Е.А. Назаровой, Л.Л. Рыбаковский, Т.В. Савченко, Т.Г. Стефаненко, , Л.Л.Супруновой, Л.М.Сухоруковой, P.M. Barrett, P.A. Creed, J. Dewey, O. Klein, R. Spears, R. Sonderegger, S. Reicher)
Специальные исследования, посвященных адаптации и интеграции обучающихся мигрантов (А.В. Адольф, В.С. Айрапетов, Т.П. Грасс, С.В. Кинелев, О.А. Красношлыкова, Е.Я. Орехова, В.И. Петрищев, F.Heckmann, K. McCarthy, A. Rivas, A. Portes, и др.)
Структура диссертации включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
На современном этапе задача педагога является не только предоставить обучающемуся багаж знаний по учебным предметам, но и научить его жить в современном обществе, то есть помочь адаптироваться к новым условиям, интегрироваться в образовательный процесс и помочь с самоопределением обучающегося мигранта, т. е. создать определенные педагогические условия. В данной работе мы рассматриваем как недавно прибывших мигрантов в страну, так и мигрантов второго и третьего поколения.
Цель исследования: теоретическое обосновать и опытно-экспериментальная проверить педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии в России.
Объект исследования: профессиональное самоопределение школьников-мигрантов.
Предмет исследования: педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии.
Гипотеза исследования: Процесс профессионального самоопределения детей-мигрантов будет успешен если:
- на теоретическом уровне будут актуализированы понятия
«профессиональное самоопределение» и «педагогические условия профессионального самоопределения обучающихся», раскрыт их педагогический смысл и содержание на фоне существующих проблем профессионального самоопределения, определены критерии результативности;
- педагогические условия профессионального самоопределения будут иметь теоретические обоснования, носить системный непрерывный характер, отраженный последовательными этапами и обеспечиваемый образовательным пространством школы в виде академического образования и неформальных образовательных инициатив;
- в систему профессиональной подготовки специалистов будут внедрены принципы отбора педагогических условий профессионального самоопределения, обеспечивающая формирование субъектной
профессиональной позиции и стремления к профессионально¬личностному саморазвитию обучающихся мигрантов в образовательном пространстве школы и будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) теоретически обосновать систему педагогических условий самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии;
2) разработать принципы отбора содержания обучения, направленного на самоопределение школьников-мигрантов на рабочие профессии;
3) обосновать и внедрить дидактическую систему, направленную на формирование профессионального самоопределения школьников- мигрантов в соответствии с их предрасположенностью к труду.
Научная новизна исследования:
- Разработка научно обоснованных принципов педагогических условий самоопределения обучающихся мигрантов;
- Определение критериев и выявление диагностических показателей уровня самоопределения обучающихся;
- Разработка образовательной программы, включающий в себя вопрос «адаптации, интеграции и самоопределения».
Теоретическая значимость. В диссертации решена научно - педагогическая проблема формирования профессионального самоопределения школьников - мигрантов за счет:
- дополнения теоретических аспектов профессионального образования научно-педагогическим знанием, отражающим значение личностно- ориентированного самоопределения обучающихся мигрантов в школе;
- уточнения понятия «педагогическая условия профессионального самоопределения» в контексте его применения на школьном этапе как способа педагогической деятельности, направленного на формирование субъектной профессиональной позиции школьника - мигранта посредством совместной с обучающимся актуализации индивидуальных профессионально-ориентированных образовательных запросов и организационно-педагогического обеспечения профессионально -
личностного развития обучающегося в образовательном пространстве школы;
- обоснования организационно-педагогических условий, определяющих образовательное пространство школы ресурсом становления субъектной профессиональной позиции, обеспечивающим возможность профессионально - ориентированного выбора и профессионально-личностной самореализации обучающихся;
Практическая значимость заключается в том, что:
- статистическими методами проведено исследование потребностей профессионального самоопределения обучающихся мигрантов с позиции индивидуализации общеобразовательного образования;
- проведен анализ существующих способов диагностики личностных характеристик обучающихся мигрантов и выбрана оптимальная методика профориентационной диагностики, выявляющая личностные особенности, профессиональные интересы, мотивацию и способности обучающихся;
- представлена модель отбора принципов педагогических условий профессионального самоопределения в образовательном пространстве школы, системообразующим компонентом которой является этап идентификации, позволяющий выявить потенциально выгодные для обучающегося мигранта области профессионального развития;
- введена в образовательное пространство школы система профориентационных мероприятий, нацеленных на развитие профессионального самоопределения.
Методы исследования:
Теоретический и эмпирический анализ научных публикаций; опрос с использованием различных видов анкетирования, бесед; наблюдение; анализ деятельности обучающихся; педагогический естественный эксперимент; анализ и синтез, обобщение. Статистическая обработка экспериментальных данных.
Так же в работе представлен метод наблюдения:
1) по воспринимаемому объекту - прямое.
2) по исследовательским средствам - непосредственное.
3) по воздействию на объект - нейтральное.
4) по отношению к общей совокупности изучаемых явлений - сплошное.
5) по временным параметрам - периодическое.
6) по способу восприятия - включенное.
Использовались виды наблюдения: прямое, непрямое, скрытое наблюдение.
Будет апробирован предварительный эксперимент типа “до - после”. Данный тип предусматривает проведение наблюдения или измерение параметров, как до проведения экспериментального воздействия, так и после него.
Методологические подходы исследования:
В данной работе представлено несколько методологических подходов, так как все представленные методологические подходы связанны с темой исследования.
- Культурологический подход (Г.В. Елизарова, В.И. Петрищев, В.И. Тесленко) ориентируется на развитие как общечеловеческой, так и профессиональной культуры личности и предусматривает межкультурную направленность подготовки в современных условиях.
- Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.
- Деятельностный подход (И.Б. Ворожцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.
- Компетентностный подход (А.В. Адольф, О.В. Евтихов, Г.Н. Сериков) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.
Теоретическую базу работы составляют понятия, идеи, взгляды и концепции различных исследователей, изложенные в трудах по изучению самоопределения личности обучающихся (В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, З.Б. Багатовой, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, Ю.А. Горячев, О.В. Гукаленко, А.В. Дмитриева, С.А. Дудко, В.Ф. Захаров, Н.Б.Крыловой, М.Н.Кузьмина, Л.Е. Курнешова, 3.А.Мальковой, A.C. Макаренко, Е.А. Назаровой, Л.Л. Рыбаковский, Т.В. Савченко, Т.Г. Стефаненко, , Л.Л.Супруновой, Л.М.Сухоруковой, P.M. Barrett, P.A. Creed, J. Dewey, O. Klein, R. Spears, R. Sonderegger, S. Reicher)
Специальные исследования, посвященных адаптации и интеграции обучающихся мигрантов (А.В. Адольф, В.С. Айрапетов, Т.П. Грасс, С.В. Кинелев, О.А. Красношлыкова, Е.Я. Орехова, В.И. Петрищев, F.Heckmann, K. McCarthy, A. Rivas, A. Portes, и др.)
Структура диссертации включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
В диссертационном исследовании представлено теоретическое обоснование понятия «самоопределение» и «профессионального самоопределения», то как эти понятия развивались и как они представлены в настоящий момент.
Также представлено и практическое решение проблемы формирования самоопределения обучающихся мигрантов в общеобразовательных учрежденьях, что обусловлено реформами в сфере современного российского образования и поиском новых инновационных моделей, а также изменениями требований, предъявляемых экономической ситуацией в стране.
Теоретически обоснована система педагогических условий профессионального самоопределения школьников мигрантов. Обоснована и внедрена дидактическая система, направленная на формирование профессионального самоопределения школьников-мигрантов в соответствии с их предрасположенностью к труду.
На основе анализа существующих концепций профессионального самоопределения в исследовании рассмотрены ключевые принципы, которые включают принципы, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, адаптации; принципы, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; принципы, относящиеся к деятельности человека.
Рассмотрен опыт российских и зарубежных общеобразовательных учреждений и специализированных центров в вопросе профессионального самоопределения. Выявлены общие характеристики и проблемы, с соответствующими особенностями каждого, рассматриваемого государства.
В результате опытно-экспериментальной работы выявлены основные проблемы адаптации обучающихся мигрантов в общеобразовательном учреждении;
- созданы экспериментальные материалы, внедряющие формирования компетенции профессионального самоопределения обучающихся мигрантов;
- разработан и апробирован эксперимент направленны на формирование компетенции профессионального самоопределения обучающихся мигрантов;
- разработана дидактическая система, направленная на формирование профессионального самоопределения обучающихся мигрантов.
Проведенное экспериментальное обучение и его анализ наглядно подтверждают эффективность использования разработанной программы профессионального самоопределения, которую учитель . Видно, как вырос успех у экспериментальной группы, по сравнению с первым срезом, так как учитель при поиске и разработке нового материала, использовал разработанную дидактическую систему. Подкрепляя работу использованием социокультурных основ профессионального
самоопределения обучающихся-мигрантов. С помощью полученных результатов данного эксперимента, намечены дальнейшие способы улучшения и продвижения программы.
Также представлено и практическое решение проблемы формирования самоопределения обучающихся мигрантов в общеобразовательных учрежденьях, что обусловлено реформами в сфере современного российского образования и поиском новых инновационных моделей, а также изменениями требований, предъявляемых экономической ситуацией в стране.
Теоретически обоснована система педагогических условий профессионального самоопределения школьников мигрантов. Обоснована и внедрена дидактическая система, направленная на формирование профессионального самоопределения школьников-мигрантов в соответствии с их предрасположенностью к труду.
На основе анализа существующих концепций профессионального самоопределения в исследовании рассмотрены ключевые принципы, которые включают принципы, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, адаптации; принципы, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; принципы, относящиеся к деятельности человека.
Рассмотрен опыт российских и зарубежных общеобразовательных учреждений и специализированных центров в вопросе профессионального самоопределения. Выявлены общие характеристики и проблемы, с соответствующими особенностями каждого, рассматриваемого государства.
В результате опытно-экспериментальной работы выявлены основные проблемы адаптации обучающихся мигрантов в общеобразовательном учреждении;
- созданы экспериментальные материалы, внедряющие формирования компетенции профессионального самоопределения обучающихся мигрантов;
- разработан и апробирован эксперимент направленны на формирование компетенции профессионального самоопределения обучающихся мигрантов;
- разработана дидактическая система, направленная на формирование профессионального самоопределения обучающихся мигрантов.
Проведенное экспериментальное обучение и его анализ наглядно подтверждают эффективность использования разработанной программы профессионального самоопределения, которую учитель . Видно, как вырос успех у экспериментальной группы, по сравнению с первым срезом, так как учитель при поиске и разработке нового материала, использовал разработанную дидактическую систему. Подкрепляя работу использованием социокультурных основ профессионального
самоопределения обучающихся-мигрантов. С помощью полученных результатов данного эксперимента, намечены дальнейшие способы улучшения и продвижения программы.



