ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КРАСНОЯРСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX - НАЧАЛА XX ВВ 7
1.1. Сеть педагогических учебных заведений, классов, курсов
г. Красноярска конца XIX - начала XX ВВ 7
1.2. Преподавательский состав 25
1.3. Учащиеся, их состав и успеваемость 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ 45
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, КЛАССАХ Г. КРАСНОЯРСКА 45
2.1. Содержание образования 45
2.2. Организация учебного процесса 67
2.3. Организация воспитательного процесса 88
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 106
Актуальность исследования истории педагогического образования в г. Красноярске периода конца XIX - начала XX вв. является очевидной. Исследование актуально как с точки зрения истории культуры государства, так и с точки зрения развития современной педагогической науки.
В последнее десятилетие двадцатого века стало все больше и больше появляться научных исследований, чему способствует рост общественного интереса к истории педагогике. Обращение к историческим корням современной системы образования закономерно и связано, в первую очередь, с реформированием системы отечественного образования. В конце прошлого столетия имели место попытки возрождения элитных типов школ, например, лицеев, гимназий. В связи с этим необходимостью стал экскурс к истории появления и особенностям функционирования этих учебных заведений. Появление возможности создания альтернативных типов школ привело к исследованию истории коммерческих училищ, специализированных женских частных школ и т.д.
Для понимания особенностей функционирования современной системы образования важными являются все этапы ее становления и развития. Наиболее актуальными в настоящее время являются исследования по истории образования России начала двадцатого века, в период интенсивного экономического роста и политических изменений, в период становления гражданского общества. Политические, экономические и социальные изменения, происходящие в России в течение последнего десятилетия, дают основания для проведения исторических аналогий. Изучение, в частности, истории образования г. Красноярска конца XIX - начала XX вв. предоставляет возможность показать новые, неисследованные стороны процесса становления и развития системы образования России в целом. Подобное исследование позволит наглядно проиллюстрировать процесс преломления государственных реформ на местах, выявить основные тенденции развития системы образования, показать тесную взаимосвязь экономических, политических, социальных процессов и изменений, происходящих в системе образования.
Научная привлекательность данной темы заключается в том, что, сегодня происходит осознание приоритетности региональных факторов для реформирования системы образования на местах. Поэтому история образования отдельных регионов, в частности г. Красноярска, является необходимостью.
Вопросам истории образования России в целом посвящено значительное число научных работ. Существующую научно-педагогическую литературу по истории образования государства (и отдельных регионов) можно условно разделить на три основных блока: дооктябрьский, советский и современный.
Последние и наиболее интересные публикации по истории образования г. Красноярска исследуемого периода являются исследования Е.В. Ким, А.И. Шилова В данных работах использован богатый фактографический материал, систематизированный с точки зрения принадлежности к определенному временному периоду. К бесспорным плюсам исследований относится использование ряда ранее неизученных документов архивных фондов Сибири.
Обзор и анализ историко-педагогической литературы по теме исследования свидетельствует о том, что количество работ разного уровня по вопросам развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв. незначительно. Специальных и особенно фундаментальных работ, посвященных именно исследованиям по истории педагогического образования в г. Красноярске в конце означенного периода, почти нет, несмотря на несомненный научный интерес этой проблемы.
Таким образом, существует противоречие между потребностью современного образования в исследовании исторического опыта развития педагогического образования в г. Красноярске и крайне незначительно разработанностью этого направления.
Возникает проблема: чем характеризуется процесс развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.?
Эта проблема не ставилась и не подвергалась целенаправленному изучению для более полной оценки педагогического опыта прошлого с точки зрения нужд современной школы и педагогической науки.
Актуальность данной проблемы и ее не разработанность в историко-педагогических исследованиях послужила основанием для выбора темы выпускного исследования «Педагогическое образование в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.».
Таким образом, вышесказанное послужило основанием для выбора темы нашего исследования «Педагогическое образование в г. Красноярске в конце XIX-начале XX вв.».
Объект исследования: система образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.
Предмет исследования: педагогическое образование как фактор развития системы образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.
Цель исследования: охарактеризовать развитие педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX-начале XX вв.; определить значение данного историко-педагогического опыта для развития системы образования на современном этапе.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
- определить исторические условия развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.
- выделить и раскрыть основные этапы развития педагогического образования в г. Красноярске означенного периода.
- выявить основные тенденции развития содержания образования и учебно-воспитательного процесса в педагогических учебных заведениях г. Красноярска в конце XIX - начале XX вв.
- определить значение результатов исследования педагогического образования в г. Красноярске изучаемого периода для современной системы образования.
Методологической основой исследования являются следующие принципы: принцип историзма, принцип единства исторического и логического, принцип творческого конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме, принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства внешних воздействий и внутренних условий развития, принцип системности.
Для решения поставленных задач исследовательской работы были использованы следующие методы: историко-ретроспективный, историко-реконструктивный, историко-типологический, сравнительно-исторический, системно-структурный, хронологический, историко-генетический, анализ, обобщение.
В качестве источниковой базы исследования послужили законодательные акты изучаемого периода: царского правительства, Сибирского правительства, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, циркуляры, распоряжения, постановления, программно-методические документы и материалы Министерства Народного Просвещения, историко-педагогическая литература, педагогическая периодика и публицистика досоветского периода, литература по истории России и Сибири; экономическая, этнографическая литература и труды по статистике и истории культуры и т.д., способствующие более полному воссозданию конкретно-исторических условий развития образования педагогического образования исследуемого периода; монографии, диссертации и статьи досоветского и советского периодов; учебники, учебные и методические пособия, архивные документы Красноярского края (Государственного Архива Красноярского края (ГАКК)).
Важные сведения были получены в трудах, имеющих исторический, экономический, этнографический, статистический характер, способствующих более полному воссозданию конкретно-исторических условий развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX-начале XX вв. Большой группой источников стали монографические труды и труды исследователей народного образования сибирского региона, отражающие становление народного образования, развития педагогической мысли исследуемого периода. Это работы Н.Н. Бакай, Д.Г. Жолудева, Е.В. Ким, Н.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, А.И. Пискунова, А.И. Шилова и др.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при создании современных педагогических учебных заведениях: при определении их содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, в том числе прохождение педагогической практики.
Научная новизна исследования. В отечественной историко-педагогической науке педагогическое образование в г. Красноярске в конце XIX - начала XX вв. подвергнута специальному и комплексному изучению, представлена как самостоятельная теоретическая проблема, раскрыта специфика ее развития. Также определены этапы, вскрыты особенности, логика развития педагогического образования в г. Красноярске означенного периода. Определены ведущие тенденции развития региональной системы педагогического образования, историческая справедливость в оценке системы педагогического образования в конце XIX - начала XX вв.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы (6 параграфов), заключение и библиографический список.
Процесс развития педагогического образования в г. Красноярске проходил в условиях капиталистических производственных отношений. Педагогического образование г. Красноярска в конце XIX - начала XX вв. в виду экономических, социальных и культурных потребностей общества развивалось непрерывно, динамично, но неравномерно. Система педагогического образования г. Красноярска соответствовала общероссийской и отличалась многотипностью учебных заведений.
В конце XIX - начала XX вв. в г. Красноярске сформировалась и небезуспешно функционировала система педагогического образования, в которую входили учебные заведения, классы, курсы, относящиеся к светскому (МНП) ведомству. К первому относились, кроме учительских семинарий, учительские институты, восьмые педагогические классы женских гимназий, педагогические курсы и классы при женских прогимназиях и начальных училищах повышенного типа.
Система педагогического образования в конце XIX - начале XX вв. развивалась непрерывно и динамично, но при этом неравномерно. На основании изученного материала можно выделить два этапа ее развития: 1873-1907 гг.; 1907-1920 гг., характеризующийся созданием системы среднего и начального профессионального образования, качественными изменениями в учебном и воспитательном процессах, направленностью на развитие личности учащегося.
В развитии педагогического образования проявились следующие тенденции: полный учет возрастных особенностей учащихся; построение учебных курсов по концентрическому принципу; расширение межпредметных и внутрипредметных связей; целенаправленное обучение учащихся самостоятельно мыслить, более осознанно усваивать материал через требование учебных программ; усиление научности школьных курсов и одновременно их практической направленности, отказ от односторонних формальных целей образования и выработка таких навыков и умений, которые позволили бы учащимся применять полученные знания в практической жизни.
Развитие содержания среднего образования раскрывает во временном плане тенденцию более полного учета и реализации прогрессивных идей как при построении учебных курсов разных типов общеобразовательной и профессиональной школы, так и отдельных учебных предметов. Все большую значимость и достойное положение в учебных планах гимназий и реальных училищ стали занимать предметы, содержание которых имело патриотическую направленность. В целом развитие содержания среднего образования было ориентировано на создание благоприятных условий для духовного развития учащихся и подготовки их теоретической и практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Среди ведущих факторов развития системы педагогического образования можно выделить: социально-экономический, политический, культурно-просветительский, общий научный прогресс и логику развития педагогической науки, общественно-педагогическое движение.
Учителя, окончившие педагогические курсы при уездных училищах и соответствующие курсы и классы при женских прогимназиях, тем более получившие право на преподавание в начальной школе по экзамену, имели слабую общеобразовательную и недостаточную педагогическую подготовку, далеко не в полной мере отвечали требованиям, предъявляемым к уровню квалификации учителя сельской начальной школы. Поэтому эти формы подготовки учителей начальной школы к моменту начала революции 1905-1907 гг. прекратили свое существование. Однако педагогические курсы и классы при женских прогимназиях и уездных училищах в свое время сыграли известную положительную роль в обеспечении начальных школ правоспособными учителями и предотвращении развала системы начального образования.
педагогических классов, учительских семинарий и институтов от потребностей народного образования региона в учителях начальной школы потребовало организации педагогических курсов, которые теперь открывали с трехлетним сроком обучения на базе городских (высших) начальных училищах. Эти курсы, давая более высокую общеобразовательную и особенно педагогическую подготовку своим слушателям, заметно повысили их профессиональную конкурентоспособность.
Вершиной педагогического образования и профессиональной подготовке учителя начальной школы являлись учительская семинария, учительский институт. Последний при этом давал более высокую общеобразовательную и предметную подготовку, готовил квалифицированные кадры для начальной школы повышенного типа.
Педагогический персонал восьмых педагогических классов женских гимназий, учительских семинарий и институтов отличался высокой профессиональной компетентностью, состоял из лиц преимущественно с высшим образованием, дороживших своим авторитетом в педагогических и общественных кругах.
В целом, процесс развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв. шел по следующим линиям: постепенная централизация профессионального и педагогического дела в руках МНП; расширение номенклатуры типов учебных заведений; укрепление учебно-материальной базы; выравнивание женского образования с мужским в количественном и качественном отношениях; укрепление штатов высококвалифицированными учителями; расширение и углубление демократических начал в учебных заведениях; сближение учебных заведений, семьи и общества; расширение и углубление содержания педагогического образования; движение к созданию условий для духовного развития учащихся, их способностей, стимуляции познавательной активности воспитанников; расширение возможности дифференциации и индивидуализации обучения; внедрение идей передовой педагогической мысли в учебно-воспитательный процесс; повышение уровня учебно-воспитательного процесса.
Выполненное исследование показывает, что педагогического образование г. Красноярска в конце XIX - начале XX вв., имея относительную самостоятельность и значительные образовательные особенности, являясь в то же время неотъемлемой частью единого образовательного пространства России, благотворно использовала, претворяла в жизнь богатейший опыт отечественной школы и педагогики, одновременно представляя разнообразный материал для разработки жизненно важных вопросов, решения проблем в педагогической теории и практике; актуализирует историческую важность единства и целостности образовательного пространства и при этом необходимости известной самостоятельности и сохранения уникальности образовательной системы.
1. Абаимов В. Странички из истории училищ // Сибирская школа. 1916. № 4. С. 70-73.
2. Бакай Н.Н. К двадцатипятилетию Красноярской женской гимназии (1896-1894гг.). Красноярск, 1895. 78 с.
3. Беляк Д.Н., Романова Н.С. Воспитательный процесс в женских учебных заведениях г. Красноярска в конце XIX - начале XX вв. // Актуальные проблемы образования: история и современность. 2016. № 6. С. 210-218.
4. Беляк Д.Н., Романова Н.С., Шилов А.И. Сеть профессиональных школ г. Красноярска в конце XIX - начале XX вв. // Актуальные проблемы образования: история и современность. 2016. № 6. С.218-234.
5. Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в Енисейской губернии за 1891. Красноярск, 1892. 40 с.
6. Вестник Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. СПб., 1905. № 1-3.
7. Восточно-Сибирский календарь на 1885 год. Иркутск, 1884. 48 с.
8. Ганелин Ш.И. История педагогики. М., 1940. 408 с.
9. Джуринский А.И. История педагогики. М., 1999. 432 с.
10. Долидович О.И. Женское образование в Сибири в XIX - начале XX в. // Мартьяновские краеведческие чтение (2005-2006 гг.) / отв.завып. Н.А. Голованенко; науч.ред. Л.Н. Ермолаева. Минусинск, 2007. ВВП. 4. С. 30-35.
12. Елиницкий К. Методика начального обучения отечественному языку для учительских семинарий и институтов, педагогических классов при женских гимназиях и начальных учителей. 33-е изд. 1916. 186 с.
13. Ельницкий К.В. Очерки по истории педагогики. СПб., 1891. 143 с.
14. Ельницкий К.В. Факторы воспитания // Вестник воспитания. 1893. № 6. С. 37-54.
15. Жолудев Д.Г. Краткая история школ Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции). Енисейск, 1961. 155 с.
16. Законопроекты Министерства народного просвещения // Сибирские вопросы. 1907. № 20. С. 24-41; № 21. С. 28-35.
17. Захаров В. Речь на годичном акте в день исполнившегося десятилетия со дня открытия Красноярского Епархиального женского училища, читанная 6 октября 1896 г.; краткая историческая справка к вопросу об открытии в енисейской епархии училища для девиц духовного звания. Красноярск, 1897. 21с.
18. Иванов Г. И. Начальный курс географии. Европа. СПб, 1910. 170 с.
19. Из истории подготовки народных учителей // Под ред.
И.Н. Бронникова и др. Красноярск, 1968. 112 с.
20. Износков И. Краткий курс естественной истории. Казань,1905. 366 с.
21. Инструкция для воспитанников Иркутской учительской семинарии. Иркутск, 1893. 22 с.
22. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири // Под ред. В.П. Сукачева. М., 1891. 322 с.
23. Иркутская летопись. 1857-1880. Иркутск, 1914. 428 с.
24. Катанов И. Отношение учащегося к обществу (сельскому) // Сибирская школа. 1917. № 2. С. 15-16.
25. Константинов Н. А. История педагогики. 5-е изд., доп. и перераб . М., 1982. 477 с.
26. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1917-1920 гг. М., 1958. С. 5-84, 453-455.
27. Краткий годовой отчет по Красноярской женской гимназии за 1913 год. Красноярск, 1914. 7 с.
28. Краткосрочные педагогические курсы для учителей и учительниц начальных министерских училищ Енисейской губернии, бывшие в Красноярске с 26 мая по 25 июня 1916 года (продолжение) // Сибирская школа. 1917. № 2. С. 98-102.
29. Кузьмин Н.Н. Учительские институты в России. Челябинск, 1975. 40 с.
30. Кузьмин Н.Н. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы: Лекции по истории педагогики. Курган, 1970. 102 с.
31. Культурно-бытовые процессы у русских в Сибири. ХУШ - начало ХХ века. Новосибирск, 1985. 237 с.
32. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594-1893: в 4 т. Енисейск,1893. Т.4.
33. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., 2002. 603 с.
34. Левченко М.И. Учительские институты в дореволюционной России // Уч. Зап. Магнитогорского пед. ин-та. Вып. 2. 1949. С. 168-199.
35. Линьков А. Новое учебное заведение // Сибирский архив. 1915. № 4-5. С. 511-515.
36. Линьков А. Речь. В день пятидесятилетнего юбилея Иркутской первой женской Ивана Степановича Хаминова гимназии (1860 г. 27 октября 1910) // Сибирский архив. 1912. № 10. С. 764-778.
37. Линьков А. Рост учебного дела в Восточной Сибири // Сибирский архив. 1912. № 7. С. 505-534.
38. Мешалкин П.Н. Красноярск: очерки истории города. Красноярск, 1988. 371 с.
39. Миропиев М. О педагогической подготовке учителей для средних учебных заведений // Русская школа. 1899. Т. 1. Кн. 1. С. 107-122.
40. Недоспасова Е.И. История педагогического образования в Восточной Сибири (1872-1910). Иркутск, 1949. 16 с.
41. Нечаев А. О постановке преподавания педагогики в женских гимназиях // Русская школа. 1899. Т. 1. Кн. 1. С. 145-163.
42. Обзор Иркутской губернии за 1888 год. Иркутск, 1889. 72 с.
43. Обзор Иркутской губернии за 1900 год. Иркутск, 1901. 86 с.
44. Обзор Иркутской губернии за 1901 год. Иркутск, 1902. 80 с.
45. Обзор Иркутской губернии за 1909 год. Иркутск, 1911. 110 с.
46. Обзор Иркутской губернии за 1910 год. Иркутск, 1912. 134 с.
47. Обзор Иркутской губернии за 1912 год. Иркутск, 1914. 120 с.
48. Обзор Иркутской губернии за 1913 год. Иркутск, 1915. 130 с.
49. Обзор Иркутской губернии за 1914 год. Иркутск, 1916. 124 с.
50. Объяснительная записка к смете МНП за 1916 г. М., 1916. 122 с.
51. Отчет Красноярской городской управы за 1905 год. Красноярск, 1906.
52. Отчет Красноярской городской управы за 1907 год. Красноярск, 1908.
53. Отчёт о состоянии Красноярского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1902-1903 учебный год. Красноярск, 1904. 28с.
54. Отчет о состоянии Красноярского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1895-1896 учебный год // Енисейские епархиальные ведомости. 1897. № 4. С.70-76.
55. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. конец Х1Х-начало ХХ вв. / Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Ф.Г. Паначин, Б.К. Тебиев, М., 1991. 448 с.
56. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Х века / отв. ред. А.И. Пискунов. М., 1976. 600 с.
57. Памятная книжка Енисейской губернии на 1865 год. Красноярск, 1866. 314 с.
58. Памятная книжка Енисейской губернии на 1890 год. Красноярск, 1891. 396 с.
59. Памятная книжка Енисейской губернии на 1896 год. Красноярск, 1897.
60. Памятная книжка Енисейской губернии на 1903 год. Красноярск, 1904.
61. Памятная книжка Енисейской губернии на 1907 год. Красноярск, 1908.
62. Памятная книжка Енисейской губернии на 1915 год / Енисейский статистический комитет. Красноярск, 1915. С. 70-73.
63. Памятная книжка Енисейской губернии на 1915 год. Красноярск,
1916.
64. Памятная книжка Иркутской губернии на 1891 год. Иркутск, 1891.
65. Памятная книжка Иркутской губернии на 1894 год. Иркутск, 1894.
66. Памятная книжка Иркутской губернии на 1895 год. Иркутск, 1895.
67. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М., 1979. 216 с.
68. Панчуков А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. 512 с.
69. Патриотический порыв учащейся молодежи // Сибирская школа.
1917. № 2. С. 62-65.
70. Педагогические курсы в Красноярске// Сибирская мысль. 1912. 12 авг.
71. Педагогический сборник для учащих, деятелей по народному образованию и родителей. Вып. 1., 1915.
72. Пежемский П.И. Иркутская летопись. Иркутск, 1911.
73. Победоносцев К.П. Ученье и учитель: Педагогические заметки // Сов. Педагогика. 1991. № 3. С. 109-118, 145.
74. Потребности начального образования в Сибири: Всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь 1896-1897 годов. СПб, 1898. 143 с.
75. Правительственные распоряжения по министерству просвещения. М., 1909. 442 с.
76. Практическая школьная энциклопедия / под. ред. Н.В. Тулупова, П.М. Шестакова. М., 1912. С. 46-118.
77. Приложение к смете расходов и специальных средств МНП на 1917 год. Пг., 1916. С. 2-17.
78. Резолюция, принятая Всероссийским делегатским учительским съездом 9 апреля 1917 года. Пг., 1917. 15 с.
79. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902 гг.). СПб, 1903. С. 8-49.
80. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 годы; сост. Н.В. Куликаускене. Иркутск, 1993. 544 с.
81. Саблер В.К. Чем должен быть учитель начальной школы // Иркутские епархиальные ведомости. 1897. № 18 (прибавления). С. 445-451.
82. Сборник постановлений по МНП. 1871-1873 . Т. 5.
83. Сборник постановлений по МНП. 1881-1883. Т. 8.
84. Сборник постановлений по МНП. 1898-1900. Т. 14.
85. Сборник постановлений по МНП. 1901-1903. Т. 15.
86. Сборник постановлений по МНП. 1906. Т. 16.
87. Сборник распоряжений и разъяснений МНП. Томск, 1910. 150 с.
88. Селиванов. О постановке преподавания русского языка в 8 классе женских // Русская школа. 1899. № 3. С. 19-53.
89. Совещание инспекторов народных училищ Енисейской губернии 8¬16 июня 1915 года в Красноярске. Красноярск, 1915. 63 с.
90. Соколовский П. Русская школа в восточной Сибири и Приамурском крае. Харьков, 1914. 305 с.
91. Средняя школа // Настольный календарь. Томск, 1999. С. 102-106.
92. Стоюнин В.Я. Образование русской женщины // Избр. пед. соч.; сост. Г.Г. Савенок. М., 1991. С. 209-224.
93. Сунгурова М. Задачи деятельности народного учителя // Сибирская школа. 1916. № 6. С. 64-67.