Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ КНР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОГО ВУЗА 9
1.1. Сущность процесса адаптации иностранных студентов в образовательное
пространство российского вуза 9
1.2. Особенности традиционной китайской системы образования 17
1.3. Формирование профессиональных компетенций менеджера в КНР и России 26
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ 34
2.1. Образовательная среда СибГАУ как пространство для социальной
адаптации иностранных студентов 34
2.2. Конструктивные педагогические технологии эффективной социальной
адаптации студентов из КНР в российском вузе 44
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ КНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ», К РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СИБГАУ) 61
3.1. Модель процесса педагогического сопровождения социальной адаптации
китайских студентов в СибГАУ 61
3.2. Анализ результатов реализации организационно-педагогических условий
педагогического сопровождения социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ 70
3.3. Разработка рекомендаций на основе результатов опытно-экспериментальной работы по педагогическому сопровождению социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ КНР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОГО ВУЗА 9
1.1. Сущность процесса адаптации иностранных студентов в образовательное
пространство российского вуза 9
1.2. Особенности традиционной китайской системы образования 17
1.3. Формирование профессиональных компетенций менеджера в КНР и России 26
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ 34
2.1. Образовательная среда СибГАУ как пространство для социальной
адаптации иностранных студентов 34
2.2. Конструктивные педагогические технологии эффективной социальной
адаптации студентов из КНР в российском вузе 44
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ КНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ», К РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СИБГАУ) 61
3.1. Модель процесса педагогического сопровождения социальной адаптации
китайских студентов в СибГАУ 61
3.2. Анализ результатов реализации организационно-педагогических условий
педагогического сопровождения социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ 70
3.3. Разработка рекомендаций на основе результатов опытно-экспериментальной работы по педагогическому сопровождению социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Благодаря новым тенденциям в образовательном пространстве у студентов повышается интерес к получению высшего образования за рубежом. Как результат, огромное количество иностранных студентов обучается в вузах России. В частности, в российских вузах получает профессиональное образование китайская молодежь. Это связано с тем, что Россия является страной, где фундаментальные научные знания являются основой вузовского образования. Кроме того, Россию и Китай связывают долгосрочные экономические интересы, что укрепляет сотрудничество в области культуры и образования.
Современная тенденция развития сотрудничества между КНР и Россией, наметившаяся в последнее время, приводит к необходимости подготовки таких специалистов, как менеджеры по программе «Международный менеджмент», основная функция которых состоит в осуществлении управления на международном уровне. От таких специалистов требуется высокий уровень активности, самостоятельности, гибкости, нестандартности мышления, общей и профессиональной культуры.
В этой сложной ситуации вопрос об адаптации китайских студентов к новой социокультурной среде, представленной новым социумом, городом и теми культурно-детерминированными реалиями, с которыми они сталкиваются в ином сообществе и получение профессиональных знаний приобретает особую значимость.
Особенности процесса приспособления человека к новой этнокультурной среде изучались В.Г. Крысько, А.Р. Лурия, А.А. Налчаджяном, Р.Е. Потером, Л.А. Самоваром, Г.У. Солдатовой, Л.А. Стефании, Л.А. Шайгеровой и другими исследователями.
Психолого-педагогические условия адаптации студентов в вузе изучались Т.А. Жуковой, А.Н. Макаровой, П.А. Просецким, С.Г. Рудковой. Факторы, условия, принципы, критерии адаптации иностранных студентов в вузе и вынужденных мигрантов рассматривались М.И. Витковской, М.А. Ивановой, Н.Л. Ивановой, Н.К. Маяцкой, И.А. Мнацаканян, Г.Г. Павловец, С.Ю. Родоновой, Н.А. Савотиной, И.В. Троцук, Т.П. Чернявской, Н.Д. Шаглиной, и другими исследователями. Адаптацию китайских студентов в вузах России освещали Вэй Син, Н.И. Гузарова, Т.С. Петровская и другие.
В педагогической литературе проблема сопровождения адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, В.П. Бондаревым, Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаевым, И.Г. Каблуковой, О.А. Карабановой, Н.Н. Михайловой, В.И. Слободчиковым, А.И. Юдиной, С.М. Юсфиным, как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
Однако в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к решению интересующей нас проблемы сопровождения социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе «Международный менеджмент», к российской системе образования, что позволило выделить противоречие между необходимостью в согласовании ценностной основы китайских студентов с ценностями, принятыми в новой социокультурной среде, и отсутствием технологии по соотнесению значений нового сообщества с имеющимися сценариями собственного поведения в ходе профессиональной подготовки.
Необходимость разрешения данного противоречия определила актуальность проблемы по обеспечению эффективности педагогического сопровождения социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе «Международный менеджмент», к российской системе образования.
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить условия педагогического сопровождения социальной адаптации китайских студентов, обучающихся по программе «Международный менеджмент», к российской системе образования на примере СибГАУ.
Объект исследования - образовательный процесс в российском вузе.
Предмет исследования - педагогическое сопровождение социальной адаптации китайских студентов в российском вузе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования ставились для решения следующие задачи:
Задачи исследования:
- на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание и сущность процесса социальной адаптации китайских студентов, обучающихся по программе «Международный менеджмент», в российском вузе;
- охарактеризовать механизм социальной адаптации китайских студентов в образовательной среде российского вуза;
- обосновать комплекс педагогических технологий эффективной социальной адаптации студентов из КНР в образовательное пространство российского вуза;
- выделить и обосновать педагогические условия, принципы и критерии адаптации китайских студентов в российском вузе в ходе их подготовки по программе «Международный менеджмент».
- разработать методические рекомендации по оптимизации процесса адаптации китайских студентов, обучающихся по программе «Международный менеджмент», в СибГАУ.
Гипотеза исследования:
Процесс интеграции и адаптации китайских студентов в российском вузе будет протекать успешнее, если:
- в ходе учебного процесса будут созданы педагогические условия, способствующие согласованию китайскими студентами собственных ценностных основ с социокультурными ценностями российского общества;
- в процессе профессиональной подготовки китайских студентов в российском вузе преподаватели будут учитывать культурно- детерминированные закономерности вхождения в иносоциокультурную среду и ценностную основу китайских студентов;
- процесс педагогического сопровождения интеграции и адаптации китайских студентов в российском вузе учитывает направленность программы.
Теоретической и методологической базой исследования являются: основные положения концепций адаптации и социализации личности; идеи аксиологического подхода, включая ценностное становление человека в социуме и роль ценностей в социализации личности, адаптации к среде, а также определение ценностной тождественности и релевантности; культурологический подход, раскрывающий категорию культуры, концепцию взаимодействия культур и принцип межкультурного взаимодействия; ведущие идеи деятельностного подхода в определении взаимодействия студентов-иностранцев с представителями нового социума.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: методы теоретического анализа (теоретический анализ философской, культурологической, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме); эмпирические методы исследования (анкетирование студентов-иностранцев, опрос, наблюдение, беседы); методы психодиагностического исследования; методы математической статистики; методы экспериментального исследования (педагогический эксперимент), моделирование.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации, направленные на преодоление трудностей, связанные с адаптацией китайских студентов в российском вузе и приспособлением к новой социокультурной среде, на согласование ценностной основы китайских студентов с ценностями российского сообщества. Описаны педагогические условия успешной адаптации и разработана программа сопровождения. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в СибГАУ для осуществления эффективной педагогической помощи китайским студентам, имеющим проблемы адаптационного характера, в частности, в системе повышения квалификации преподавателей СибГАУ в ходе ознакомления с особенностями работы с китайскими студентами, обучающиеся по программе «Международный менеджмент».
Достоверность и обоснованность полученных результатов в ходе диссертационного исследования обеспечивается теоретико-методологической аргументированностью, логикой построения исследования, опорой на систему теоретических и практических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, данным математической статистики.
Опытно-экспериментальную базу исследования 20 китайских студентов и 7 человек из числа преподавательского состава СибГАУ. Выборка носила неоднородный характер: студенты мужского и женского пола. Возраст испытуемых студентов составил от 18 до 22 лет.
Результаты исследования были апробированы в научных статьях, опубликованных по теме исследования, докладах на конференциях, в том числе и международных, в конкурсах научно-исследовательских работ молодых ученых. Автор исследования принимала участие: в 5-й региональной научно-практической конференции с международным участием «Адаптация мигрантов и социализация коренной молодежи вполикультурном образовательном пространстве России и зарубежных стран» (Красноярск, июнь 2016г.) и было подготовлено выступление с докладами «Интеграция в области высшего образования в странах Юго-Восточной Азии» и «К вопросу об обеспечении качества образования для развития экспорта образовательных услуг»; в X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современномобществе» (Красноярск, июнь 2016г.) с докладом «Глобальная социализация в академической мобильности студентов», в IV Международном форуме «Человек, семья, общество: история и перспективы развития» со статьей «Межкультурные аспекты высшего образования» (Красноярск, июнь 2015г.)
Структура диссертации отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 101 источник и 2 приложения.
Современная тенденция развития сотрудничества между КНР и Россией, наметившаяся в последнее время, приводит к необходимости подготовки таких специалистов, как менеджеры по программе «Международный менеджмент», основная функция которых состоит в осуществлении управления на международном уровне. От таких специалистов требуется высокий уровень активности, самостоятельности, гибкости, нестандартности мышления, общей и профессиональной культуры.
В этой сложной ситуации вопрос об адаптации китайских студентов к новой социокультурной среде, представленной новым социумом, городом и теми культурно-детерминированными реалиями, с которыми они сталкиваются в ином сообществе и получение профессиональных знаний приобретает особую значимость.
Особенности процесса приспособления человека к новой этнокультурной среде изучались В.Г. Крысько, А.Р. Лурия, А.А. Налчаджяном, Р.Е. Потером, Л.А. Самоваром, Г.У. Солдатовой, Л.А. Стефании, Л.А. Шайгеровой и другими исследователями.
Психолого-педагогические условия адаптации студентов в вузе изучались Т.А. Жуковой, А.Н. Макаровой, П.А. Просецким, С.Г. Рудковой. Факторы, условия, принципы, критерии адаптации иностранных студентов в вузе и вынужденных мигрантов рассматривались М.И. Витковской, М.А. Ивановой, Н.Л. Ивановой, Н.К. Маяцкой, И.А. Мнацаканян, Г.Г. Павловец, С.Ю. Родоновой, Н.А. Савотиной, И.В. Троцук, Т.П. Чернявской, Н.Д. Шаглиной, и другими исследователями. Адаптацию китайских студентов в вузах России освещали Вэй Син, Н.И. Гузарова, Т.С. Петровская и другие.
В педагогической литературе проблема сопровождения адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, В.П. Бондаревым, Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаевым, И.Г. Каблуковой, О.А. Карабановой, Н.Н. Михайловой, В.И. Слободчиковым, А.И. Юдиной, С.М. Юсфиным, как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
Однако в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к решению интересующей нас проблемы сопровождения социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе «Международный менеджмент», к российской системе образования, что позволило выделить противоречие между необходимостью в согласовании ценностной основы китайских студентов с ценностями, принятыми в новой социокультурной среде, и отсутствием технологии по соотнесению значений нового сообщества с имеющимися сценариями собственного поведения в ходе профессиональной подготовки.
Необходимость разрешения данного противоречия определила актуальность проблемы по обеспечению эффективности педагогического сопровождения социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе «Международный менеджмент», к российской системе образования.
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить условия педагогического сопровождения социальной адаптации китайских студентов, обучающихся по программе «Международный менеджмент», к российской системе образования на примере СибГАУ.
Объект исследования - образовательный процесс в российском вузе.
Предмет исследования - педагогическое сопровождение социальной адаптации китайских студентов в российском вузе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования ставились для решения следующие задачи:
Задачи исследования:
- на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание и сущность процесса социальной адаптации китайских студентов, обучающихся по программе «Международный менеджмент», в российском вузе;
- охарактеризовать механизм социальной адаптации китайских студентов в образовательной среде российского вуза;
- обосновать комплекс педагогических технологий эффективной социальной адаптации студентов из КНР в образовательное пространство российского вуза;
- выделить и обосновать педагогические условия, принципы и критерии адаптации китайских студентов в российском вузе в ходе их подготовки по программе «Международный менеджмент».
- разработать методические рекомендации по оптимизации процесса адаптации китайских студентов, обучающихся по программе «Международный менеджмент», в СибГАУ.
Гипотеза исследования:
Процесс интеграции и адаптации китайских студентов в российском вузе будет протекать успешнее, если:
- в ходе учебного процесса будут созданы педагогические условия, способствующие согласованию китайскими студентами собственных ценностных основ с социокультурными ценностями российского общества;
- в процессе профессиональной подготовки китайских студентов в российском вузе преподаватели будут учитывать культурно- детерминированные закономерности вхождения в иносоциокультурную среду и ценностную основу китайских студентов;
- процесс педагогического сопровождения интеграции и адаптации китайских студентов в российском вузе учитывает направленность программы.
Теоретической и методологической базой исследования являются: основные положения концепций адаптации и социализации личности; идеи аксиологического подхода, включая ценностное становление человека в социуме и роль ценностей в социализации личности, адаптации к среде, а также определение ценностной тождественности и релевантности; культурологический подход, раскрывающий категорию культуры, концепцию взаимодействия культур и принцип межкультурного взаимодействия; ведущие идеи деятельностного подхода в определении взаимодействия студентов-иностранцев с представителями нового социума.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: методы теоретического анализа (теоретический анализ философской, культурологической, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме); эмпирические методы исследования (анкетирование студентов-иностранцев, опрос, наблюдение, беседы); методы психодиагностического исследования; методы математической статистики; методы экспериментального исследования (педагогический эксперимент), моделирование.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации, направленные на преодоление трудностей, связанные с адаптацией китайских студентов в российском вузе и приспособлением к новой социокультурной среде, на согласование ценностной основы китайских студентов с ценностями российского сообщества. Описаны педагогические условия успешной адаптации и разработана программа сопровождения. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в СибГАУ для осуществления эффективной педагогической помощи китайским студентам, имеющим проблемы адаптационного характера, в частности, в системе повышения квалификации преподавателей СибГАУ в ходе ознакомления с особенностями работы с китайскими студентами, обучающиеся по программе «Международный менеджмент».
Достоверность и обоснованность полученных результатов в ходе диссертационного исследования обеспечивается теоретико-методологической аргументированностью, логикой построения исследования, опорой на систему теоретических и практических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, данным математической статистики.
Опытно-экспериментальную базу исследования 20 китайских студентов и 7 человек из числа преподавательского состава СибГАУ. Выборка носила неоднородный характер: студенты мужского и женского пола. Возраст испытуемых студентов составил от 18 до 22 лет.
Результаты исследования были апробированы в научных статьях, опубликованных по теме исследования, докладах на конференциях, в том числе и международных, в конкурсах научно-исследовательских работ молодых ученых. Автор исследования принимала участие: в 5-й региональной научно-практической конференции с международным участием «Адаптация мигрантов и социализация коренной молодежи вполикультурном образовательном пространстве России и зарубежных стран» (Красноярск, июнь 2016г.) и было подготовлено выступление с докладами «Интеграция в области высшего образования в странах Юго-Восточной Азии» и «К вопросу об обеспечении качества образования для развития экспорта образовательных услуг»; в X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современномобществе» (Красноярск, июнь 2016г.) с докладом «Глобальная социализация в академической мобильности студентов», в IV Международном форуме «Человек, семья, общество: история и перспективы развития» со статьей «Межкультурные аспекты высшего образования» (Красноярск, июнь 2015г.)
Структура диссертации отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 101 источник и 2 приложения.
Социальная адаптация китайского студента представляет собой процесс его приспособления к условиям новой среды. Данный процесс в России осложняется сложившимися стереотипными представлениями о России, а также напрямую зависит от менталитета китайского студента. Для успешного освоения учебной программы китайскими студентами к работе с ними привлекаются педагоги и преподаватели, которые, учитывая особенности студентов, помогают китайским студентам раскрыть свой потенциал и преодолеть трудности адаптации.
Для китайских студентов характерна замкнутость, стеснение, они практически неотрывны от группы свои друзей-соотечественников. Кроме того, сложившееся испокон веков непоколебимое уважение к учителю во многом мешают им вести дискуссии, доказывать отличную от преподавателя точку зрения и обсуждать спорные вопросы.
Образовательные системы КНР и России во многом схожи, что во многом упрощает процесс интернационализации. Задачей СибГАУ является подготовка менеджеров, соответствующих мировым стандартам, а также воспитание в них необходимых профессиональных качеств. Исходя из данных, полученных при изучении образовательных программ Далянского университета и СибГАУ, следует отметить, что в СибГАУ недостаточно внимания уделяется профессиональной подготовке специалистов.
Педагогическое сопровождение китайских студентов ставит перед собой задачу минимизации негативного восприятия новой культуры, создает условия при которых китайский студент активно принимает участие в общественной жизни вуза. Цель сопровождения достигается при помощи методологических подходов, принципов и методов социальной адаптации. В работе были рассмотрены такие подходы как: гуманистический, личностно - ориентированный, деятельностный, системный, аксиологический. Успешность подходов зависит от эмоционального состояния китайского студента, чем благоприятнее окружающая среда, окружение, тем быстрее происходит процесс адаптации. Результатом социальной адаптации китайских студентов является их понимание ментальности людей других культурных и конфессиональных взглядов. Существует ряд методов, способствующих социальной адаптации: дискуссионные методы, игровые методы, проектные методы, методы моделирования, тренинговые методы. Они облегчают процесс социальной адаптации китайских студентов в российскую академическую и социокультурную среду.
Эмпирически доказано, что китайские студенты действительно испытывают трудности, отражающие многие аспекты их социальной адаптации. У преобладающего числа китайских студентов основные показатели внутреннего и внешнего критериев социальной адаптации находятся на низком уровне. Среди них: понимание ценностей и толкование культурных поведенческих паттернов русских людей (социокультурный аспект социальной адаптации), формальные и неформальные отношения и связанные с ними проблемы коммуникативного характера (социально¬психологический аспект социальной адаптации), процесс обучения и связанные с ним дидактические трудности (педагогический аспект социальной адаптации). Полученные результаты подтвердили актуальность исследуемой проблемы на практике и обусловили необходимость поиска эффективных путей ее решения.
Модель педагогического сопровождения социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ имеет следующие блоки: целевой, технологический, оценочно-критериальный. Опираясь на гуманистический, личностно-ориентированный, деятельностный, системный и аксиологический подходы можно выделить принципы социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ. К таким принципам относится: индивидуализация и учет ценностного основания китайских студентов, диалогичность, стимулирование активности и толерантное взаимодействие.
В ходе опытно-экспериментальной работы было доказано, что успешность социальной адаптации китайских студентов достигается при реализации комплекса необходимых и достаточных организационно-педагогических условий педагогического сопровождения:
- приобщение китайских студентов к ценностям и культуре многонационального российского народа;
- организация досуговых мероприятий межкультурного взаимодействия обучающихся китайских студентов между собой и российскими студентами;
- проведение адаптационных мероприятий по формированию и развитию языковых умений, различных навыков, необходимых для приспособления к учебному процессу;
- развитие мотивации и устойчивого интереса к профессиональной деятельности.
Проведенное исследование подтвердило необходимость организации педагогического сопровождения для эффективной социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ.
Для китайских студентов характерна замкнутость, стеснение, они практически неотрывны от группы свои друзей-соотечественников. Кроме того, сложившееся испокон веков непоколебимое уважение к учителю во многом мешают им вести дискуссии, доказывать отличную от преподавателя точку зрения и обсуждать спорные вопросы.
Образовательные системы КНР и России во многом схожи, что во многом упрощает процесс интернационализации. Задачей СибГАУ является подготовка менеджеров, соответствующих мировым стандартам, а также воспитание в них необходимых профессиональных качеств. Исходя из данных, полученных при изучении образовательных программ Далянского университета и СибГАУ, следует отметить, что в СибГАУ недостаточно внимания уделяется профессиональной подготовке специалистов.
Педагогическое сопровождение китайских студентов ставит перед собой задачу минимизации негативного восприятия новой культуры, создает условия при которых китайский студент активно принимает участие в общественной жизни вуза. Цель сопровождения достигается при помощи методологических подходов, принципов и методов социальной адаптации. В работе были рассмотрены такие подходы как: гуманистический, личностно - ориентированный, деятельностный, системный, аксиологический. Успешность подходов зависит от эмоционального состояния китайского студента, чем благоприятнее окружающая среда, окружение, тем быстрее происходит процесс адаптации. Результатом социальной адаптации китайских студентов является их понимание ментальности людей других культурных и конфессиональных взглядов. Существует ряд методов, способствующих социальной адаптации: дискуссионные методы, игровые методы, проектные методы, методы моделирования, тренинговые методы. Они облегчают процесс социальной адаптации китайских студентов в российскую академическую и социокультурную среду.
Эмпирически доказано, что китайские студенты действительно испытывают трудности, отражающие многие аспекты их социальной адаптации. У преобладающего числа китайских студентов основные показатели внутреннего и внешнего критериев социальной адаптации находятся на низком уровне. Среди них: понимание ценностей и толкование культурных поведенческих паттернов русских людей (социокультурный аспект социальной адаптации), формальные и неформальные отношения и связанные с ними проблемы коммуникативного характера (социально¬психологический аспект социальной адаптации), процесс обучения и связанные с ним дидактические трудности (педагогический аспект социальной адаптации). Полученные результаты подтвердили актуальность исследуемой проблемы на практике и обусловили необходимость поиска эффективных путей ее решения.
Модель педагогического сопровождения социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ имеет следующие блоки: целевой, технологический, оценочно-критериальный. Опираясь на гуманистический, личностно-ориентированный, деятельностный, системный и аксиологический подходы можно выделить принципы социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ. К таким принципам относится: индивидуализация и учет ценностного основания китайских студентов, диалогичность, стимулирование активности и толерантное взаимодействие.
В ходе опытно-экспериментальной работы было доказано, что успешность социальной адаптации китайских студентов достигается при реализации комплекса необходимых и достаточных организационно-педагогических условий педагогического сопровождения:
- приобщение китайских студентов к ценностям и культуре многонационального российского народа;
- организация досуговых мероприятий межкультурного взаимодействия обучающихся китайских студентов между собой и российскими студентами;
- проведение адаптационных мероприятий по формированию и развитию языковых умений, различных навыков, необходимых для приспособления к учебному процессу;
- развитие мотивации и устойчивого интереса к профессиональной деятельности.
Проведенное исследование подтвердило необходимость организации педагогического сопровождения для эффективной социальной адаптации китайских студентов в СибГАУ.



