ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПОДРОСТКОВ 12- 14 ЛЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ Z 6
1.1. Психологические особенности поколения Z 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 12-14 лет 12
1.3. Физиологические особенности подростков 12-14 лет .... 24
1.4. Понятие об эмоциях, мозговые механизмы эмоций и их функции 26
1.5. Темперамент, характер, типы личности 32
Заключение по первой главе 37
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 44
2.1. Организация исследований 44
2.2. Методы исследований 45
ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 12-14 ЛЕТ В РАМКАХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА 47
3.1. Выявление особенностей взаимодействия педагогов с
современным поколением подростков (на основе анкетирования) 47
3.2. Выявление особенностей вербального и невербального поведения педагогов при взаимодействии с современным поколением подростков (наблюдение) 55
3.3. Повышение уровня технической подготовленности и
развития физических качеств спортсменов посредством применения средств коммуникации 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК --
Поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми.
Поколение Z сейчас находятся в пубертатном периоде развития и для педагогов создалась новая задача, требуются новые методические приемы эффективного взаимодействия с подростками поколения Z.
На развитие подростка оказывает влияние множество факторов: физические и психические изменения, становление в социуме, родительское воспитание до подросткового периода и понимание процессов родителями данного периода развития, технологический прогресс и многое другое. В данный момент существует множество методических приёмов, помогающих педагогу установить взаимодействие с подростками, но они уже не подходят к детям последнего поколения.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагога и подростка поколения Z.
Предмет исследования: педагогические приемы построения речевых коммуникаций педагога при взаимодействии с обучающимися - подростками поколения Z.
Цель исследования: подобрать и проверить эффективность педагогических приемов построения речевых коммуникаций педагога в повышении эффективности образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники и выявить особенности развития подросткового возраста и особенности представителей поколения Z.
2. Проанализировать процесс общения между педагогом и подростком и выявить средства и методы, применяемые педагогом, проблемы взаимопонимания.
3. Проанализировать вербальные и невербальные средства общения,
используемые педагогами дополнительного образования при взаимодействии с подростками 12-14 лет.
4. Внедрить и проверить экспериментально дистанционную форму проведения занятий с очного на дистанционное, включение электронных технологий визуальной информации (видео) и графических изображений для повышения уровня технической и физической подготовленности обучающихся.
Гипотеза исследования: предполагается, что улучшится понимание процесса выполнения технических действий, качество выполнения технических действий и уровень физической подготовленности повысится, если будут применены педагогические приемы построения речевых коммуникаций педагога при взаимодействии с обучающимися - подростками поколения Z, форма проведения учебно-тренировочного занятия будет изменена с очного на дистанционное (в связи с режимом самоизоляции 2020).
Научная новизна: впервые форма учебно-тренировочных занятий занимающихся каратэдо при «Центре «Патриот»», г. Железногорска, была изменена форма проведения занятий с очного на дистанционное, включены электронные технологии визуальной информации(видео) и графические изображения, направленные на повышение уровня технической и физической подготовленности спортсменов.
Практическая значимость: изменение формы проведения учебно-тренировочных занятий и включение в процесс занятия электронной технологии визуальной информации каратистов, педагогические приемы построения речевых коммуникаций педагога, улучшают понимание процесса выполнения технических действий и повышают качество выполнения технических действий.
Процесс перехода человечества к новой социально-экономической формации, которую ученые называют и информационным обществом, и информационной цивилизацией, и информационной эпохой, а также обществом знания носит глобальный характер, поскольку затрагивает все страны и все сферы человеческой деятельности, является магистральным направлением развития цивилизации. Мир вступил в новую стадию своего развития, при этом, как и всегда, крайне неравномерно и противоречиво [10].
Исследователи, работы которых можно во множестве найти в интернете, отмечают целый ряд особенностей представителей «цифрового поколения»:
- дети чуть ли не с момента рождения общаются с внешним миром преимущественно через экраны мобильных телефонов и дисплеи компьютеров;
- им трудно заводить друзей в реальном мире; виртуальное общение преобладает над личным; дети быстро вступают в «онлайновый» контакт, однако реальные дружеские связи для них затруднены;
- при виртуальном общении визуальный язык заменяет привычный для предыдущего поколения обычный текст;
- каждый день дети и подростки, теперь уже и студенты, успевают просмотреть множество экранов, поэтому у них растет скорость восприятия информации, однако они с трудом удерживают внимание на одном предмете;
- для них гораздо привычнее читать короткие новости, чем какую-нибудь статью; образ их мыслей отличается фрагментарностью, а суждения - поверхностностью;
- авторитет родителей уменьшается в пользу всезнающего интернета, увеличивается психологическая дистанция между ребенком и взрослым, а вместе с этим страдает процесс передачи опыта от родителей к детям. Недостаток позитивных эмоциональных контактов в семье и избыток информации приводят к нарушениям развития нервной системы: дети легко возбудимы, впечатлительны, непоседливы, менее послушны;
- многие подростки зачастую плохо ориентируются даже в собственном городе, хотя быстро найдут нужное место на своем мобильнике;
- растет число детей «поколения Z», страдающих от избыточного веса;
- у них размыты социальные и гендерные ориентации, возникают проблемы самоидентификации, зыбкими становятся понятия брака и семьи;
- отсутствует реальный жизненный опыт, дети не могут решать даже небольшие проблемы, они вырастают чувствительными и пессимистическими, немногие смогут добиться независимости собственными усилиями;
- Z - поколению присуще «витание в фантазиях», им с трудом удается отделить черты виртуальных героев от реальных; основная причина оторванности от реальности - навязчивая массовая культура;
- почти всю информацию дети «поколения Z» получают из сети, что придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны;
- дети этого поколения ориентированы на потребление и более индивидуалистичны, чем дети предыдущего поколения; они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом менее амбициозны [13].
Проблема кризиса подросткового возраста - одна из центральных и острых дискуссионных проблем современной психологии. Некоторые авторы склонны рассматривать весь период отрочества как критический. Другие выделяют относительно кратковременные кризисные интервалы. Чаще всего в этом случае речь идет о кризисе 13 лет и кризисе 17 лет. Третьи считают кризис случайным явлением, характеризующим скорее индивидуальную историю жизни человека, чем возрастную закономерность [25].
Следует особо отметить, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека [15].
В течение этого (кризисного) периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе (первая фаза подросткового возраста - 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста - 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности) [15].
В жизнь ребенка вступает в эту пору новый мощный фактор в виде полового созревания, полового инстинкта. Прежнее устойчивое равновесие, сложившееся в эпоху первого школьного возраста, оказывается нарушенным; новое равновесие еще не найдено. Это нарушенное равновесие и поиски нового и составляют основу кризиса, переживаемого ребенком в этом возрасте. Однако, что представляет собой этот кризис? Ответ на этот вопрос до сих пор не установлен еще наукой с окончательной точностью. Одни видят природу этого кризиса в астеничности, ослабленности конституции и поведения ребенка, возникающей в этот критический период. Другие, напротив, полагают, что в основе кризиса лежит мощный подъем жизнедеятельности, захватывающей все стороны развития ребенка, и что самая критичность этого возраста является только следствием этого творческого подъема. Мы знаем, что в этом возрасте подросток усиленно растет, быстрым темпом приближаясь по размерам и строению своего тела к взрослому. Этот же общий подъем сказывается и на поведении, и на внутренней жизни подростка [18].
Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективных методов обучения [1].
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества [33].
Несмотря на то что организм к 13 - 15 годам становится половозрелым, это еще не говорит о физической, и тем более о духовной, социальной зрелости в данном возрасте [21].
Большинство исследователей рассматривает эмоцию как сложный психофизиологический феномен, который можно связать с: 1) переживаемым и/или осознаваемым чувством (состоянием) - феноменология эмоций; 2) висцеральными процессами, сопровождающими эмоции; 3) выразительными характеристиками эмоций (экспрессия лица, интонация, жесты и позы) [23].
Понимание сущности всякого психического процесса невозможно без знания мозговых механизмов, поэтому в психофизиологии эмоций необходимо выделить еще один важный аспект - центральные нейронные механизмы эмоций. При рассмотрении нейронных механизмов исследователи обращают основное внимание на устройство нейронной сети, связанной с тем или иным психическим процессом, и на функционирование этой сети, которое выражается в электрической активности отдельных нервных клеток. Функционирование нервной сети невозможно без связей между нейронами, которые осуществляются через синапсы, где главную роль выполняют специальные химические соединения. Медиаторы участвуют в работе всех нервных сетей мозга, включая нейронные сети, связанные с эмоциями. Поэтому в современной психофизиологии эмоций выделяют еще один аспект - нейрохимические механизмы эмоций [23].
Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности. Психологическая функция эмоций заключается в оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида. Эта оценка внутренне проявляется в форме эмоционального переживания, а внешне — в эмоциональной экспрессии. В основе эмоций лежат физиологические процессы активации различных кортикальных и вегетативных систем, но исследования показали, что физиологическое возбуждение — это необходимое, но недостаточное условие для возникновения специфических эмоций. В эмоции проявляется оценка индивидом возможностей для удовлетворения своих потребностей (не только в данной ситуации, но и в перспективе), поэтому эмоциональные процессы тесно связаны с мотивационными. Для возникновения эмоции как определенного психологического процесса необходима не только мотивация, сопровождающая мотивационное напряжение, но и когнитивная интерпретация ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели [38].
Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность [40].
Одна из наиболее характерных сторон личности - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Это обстоятельство во многом объясняет, к примеру, горечь утраты близкого человека, вместе с которым из нашей жизни невозвратно уходит сложный ансамбль человеческих качеств и черт, невосстановимый и неповторимый в других людях. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием и обучением [40].
Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного, продуманного педагогического воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей общества - с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности и на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства и качества, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Личность формируется и развивается в процессе активного взаимодействия подростка с окружающим миром благодаря его деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и жизненно важных отношений [39].
По итогам анкетирования мы можем сказать следующее: от педагогического мастерства педагога зависит эффективность усвоения учебного материала. Взаимопонимание между педагогом и учеником упрощает восприятие учеником, даваемой ему информации.
Не умение педагогом грамотно установить коммуникацию с учеником, часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций, нервозность в отношениях между преподавателем и учеником. Умение разрешить конфликтные ситуации зависит от уровня педагогического мастерства педагога и его культуры. Основными моральными-нравственными качествами, на которых основываются общение преподавателя с учениками, является уважение учащихся, отзывчивость, эмпатию, душевная чуткость и доброжелательность. Таким образом, общение между педагогом и учеником оказывает влияние на формирование личности в целом.
По итогам наблюдения мы можем сделать следующий вывод: умение педагога грамотно преподнести учебный материал обеспечивает лучшее понимание занимающимися технико-тактических приемов и эффективное применение их на практике. Сознательный выбор и применение педагогом на учебно-тренировочных занятиях средств вербального и невербального общения, демонстрирующих интерес к своему виду деятельности, доброжелательное отношение к занимающимся, способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, но и развитию коммуникативных возможностей обучающихся, обеспечивают эмоционально комфортное педагогическое общение.
Проанализировав итоги проведенного нами эксперимента, мы пришли к выводу, что внесенные в учебно-тренировочный процесс изменения не оказали ярко выраженного влияния на уровень развития физических качеств и технико-тактической подготовленности спортсменов экспериментальных групп. Результаты проведенного нами эксперимента позволяют сделать некоторые выводы, представляющие интерес для нашего исследования: несмотря на то, что подростков поколения Z считают «цифровым поколением» для них не заменимо очное общение с педагогом. Педагогический процесс предполагает не только передачу учебной информации, но и формирование у учащегося понятия о нормах и правилах поведения в обществе, морально-нравственных качеств, умения взаимодействовать с социумом.
1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 432 с.
2. Мирошкина М.Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник - 2017. - № 6. - С. 30-35.
3. Кинг Д.А. Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали. Руководство по выживанию с детьми от 2 до 7 лет. - М.: Эксмо, 2017.
4. Дольто Ф. На стороне подростка. - «Рама Паблишинг», 1988. - 424 с.
5. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании - 2014. - № 2. - С. 24-30.
6. Твендж Д. М. Поколение селфи. Кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык. - М.: Эксмо, 2014.
7. Психология человека в современном мире.Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственный редактор - А. Л. Журавлев. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 400 с.
8. Канг Ш. Путь дельфина. Как вырастить счастливых и успешных детей не превращаясь в мать-тигрицу. - «Альпина нон-фикшн», 2015. - 344 с.
9. Рожина Е.Ю., Селиванова И.В. Поколение Z как потребители товаров и услуг // RussianJournalofEntrepreneurship- 2017. - № 24. - С. 4289-4300.
10. Удовик В. Е., Селютин А.В. Е Информационная революция и становление информационного общества// Известия МГТУ «МАМИ» - 2011.- № 2(12). - С. 263-267.
11. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика - 2016.
12. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации - 2016. - С. 96-105.
13. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица - 2016. - № 7. - С. 10-13.
14. Физиология человека: учеб. лит. для студ. мед. вузов / под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
15. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
16. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова.- М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
18. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: «Эксмо»,
2004. - 512 с.
19. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: «Смысл»,
2005. - 1136 с.
20. УльмерХ.Ф., Брюк К., Эве К., Карбах У., Детьен П., Вутке В., Цан Р., Тевс Г. Физиология человека / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М.: Мир, 1996. - 198 с.
21. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - с. 12-329.
22. Леви В.Л. Нестандартный ребенок или как воспитывать родителей
23. Психофизиология: учебник для вузов/ под ред. Ю. И.
Александрова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
24. Данилова Н.Н. Психофизилогия: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 368 с.
25. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 406 с.
26. Левада Ю. Поколение ХХ века: возможности
исследования//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены - 2001.
27. Мид М. Культура и мир детства. - Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. - 429 с.
28. Райс Ф., Ким Д. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер,2012. - 816 с.
29. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М.: Издательство «Наука», 1984. - 160 с.
30. Юнг К.Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского. - СПб.: Азбука, 2001. - 288 с.
31. Литвак М.Е. Как узнать свою судьбу. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2017. - 494 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 1946. - 720 с
33. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.
34. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.
35. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: 1 книга. - М.:
Издательство «Гуманит», 2000. - 240 с.
36. Григорьев В.Е. Социология науки: учебник. - М.: Издательство «Проспект», 2018. - 384 с.
37. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: 1 книга. - М.: Издательство «Гуманит», 2000. - 160 с.
38. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
39. Шарапов Л.В. Здоровьесберегающие качества подростков как средство формирования личности в сфере дополнительного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №3. - С. 17-18.
40. Петровский А.В. Общая психология.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 476 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
42. Великая Т.С. Возрастная психология: учебно-методическое пособие для студ. вузов. - Саратов, 2014. - 30 с.
43. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г.Рузской. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384с.
44. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: МАСС МЕДИА, 1995. - 48 с.
45. Панфилова А. П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.
46. Бурмистрова Е.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Драчёва Н.Ю., Власова С.В., Сухих Е.В., Лещенко Т.В., Жильцова В.К., Тишина С.С., Шапчиц В.Д., Пятаков Е.О., Подольский А.И. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст// Преподавание психологии - 2015. - № 2(43). - С. 71-82.
47. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
48. Фопель К. На пороге взрослой жизни. - М.: Генезис, 2008. - 208 с.
49. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - 351 с.
50. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости / Ун-т Российская акад. образования. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.