Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое взаимодействие в социально-историческом аспекте на примере российского образования конца XIX - начала XXI вв

Работа №169293

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сущность и компоненты педагогического взаимодействия 6
1.1 Определение и сущность педагогического взаимодействия 6
1.2 Компоненты педагогического взаимодействия 15
1.3 Модели поведения и стиль педагога 23
Глава 2 Развитие педагогических взглядов в Российском образовательном
процессе в течение 19-21 веков 34
2.1 Особенности формирования стиля педагогического взаимодействия в
образовательных учреждениях России в 19 веке 34
2.2 Трансформация стиля педагогического общения в 20 веке 42
Глава 3. Педагогическое взаимодействие на современном этапе 60
3.1 Проблемы и перспективы развития педагогического взаимодействия в
современный период в 21 веке 60
3.2. Анализ проблем и перспектив развития педагогического взаимодействия
в современный период 68
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение 1 84
Приложение 2

Особенности взаимодействия педагога и обучающегося оказывают существенное влияние на образовательный процесс. Актуальность проблемы педагогического взаимодействия продиктована сложившимися экономическими, социокультурными и образовательными условиями, которые нацелены на создание образовательного процесса на основе диалогичности, взаимовлиянии педагога и учащегося. Содержание деятельности учителя к организации педагогического взаимодействия со школьниками, руководством школы, коллегами, социальными партнерами (ОК 6), родителями (ПК 3.6), работниками образовательных организаций, работающих с классом, определено в концепции Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (ПК 3.8).
Актуальность данной проблемы подтверждается анализом нормативно-правовых документов, ФГОСов различных уровней, в которых четко обозначена тенденция устремленности воспитания субъектов образовательного процесса к духовным, нравственным и деятельностным связям, расширяющемуся и углубляющемуся общению, развитию всех участников и самого процесса.
Эта идея получила свое подтверждение в исследованиях А.П. Антиповой, Е.В. Бондаревской, Е.П. Белозерцева, Д.Ф. Барсуковой, В.Н. Белкиной, Р.А. Галустова, Л.П. Реутовой, И.Ф. Радионовой, В.В. Серикова и др.
Объектом данного исследования выступает педагогическое процесс.
Предметом данного исследования являются особенности педагогического взаимодействия в разные исторические периоды.
Целью данного исследования является сравнение особенностей педагогического взаимодействия в разные исторические периоды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и охарактеризовать сущность педагогического взаимодействия
2. Выделить и описать компоненты педагогического взаимодействия
3. Рассмотреть модели поведения и стиль педагога
4. Выявить особенности формирования стиля педагогического обучения образовательных учреждений в России в 19 веке
5. Описать трансформацию стиля педагогического общения в 20 веке
6. Определить проблемы и перспективы развития педагогического взаимодействия в современный период в 21 веке.
7. Осуществить анализ проблем и перспектив развития педагогического взаимодействия в современный период.
Теоретико-методологическую основу исследования составляли труды Н.А. Березовина, О. Веннецкой, В.В. Каплинского, В. Таначевой, H.A. Цырельчук и других. В рамках данных работ рассматриваются особенности педагогического общения, его структурные компоненты.
В работе использовались историко-педагогический и системный подход. Историко-педагогический подход позволил рассмотреть генезис педагогического взаимодействия в российской системе образования. Системный подход позволил охарактеризовать педагогическое взаимодействие в качестве системы, со своими элементами.
В работе использовались сравнительный и системный методы исследования, а также методы анализа, синтеза и абстракции.
Для изучения мнения учителей и студентов о педагогическом взаимодействии было проведено анкетирование, в котором участвовали 25 педагогов и 20 студентов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем рассмотрено педагогическое взаимодействие за весь период существования образовательной системы нашей страны.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать полученные результаты для составления методических пособий, разработки лекционно-семинарских занятий.
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогический процесс подразумевает возникновение между его участниками определенных стилей общения и взаимодействия. Установившийся стиль общения и взаимодействия оказывает большое влияние на личности участников педагогического процесса, особенно учащихся, а также на возможность возникновения разногласий и конфликтов.
Педагогическое взаимодействие - это процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, в результате чего порождается их взаимная связь и обусловленность. Стороны педагогического взаимодействия:
- Функционально-ролевая. Взаимодействие педагога и ученика обусловлено функциями педагогического процесса и ролями его участников (ученик - учится, педагог - дает знания и осуществляет контроль).
- Личностная. В процессе педагогического взаимодействия ученик и педагог воспринимают личные и индивидуальные качества друг друга. Оптимальный педагогический процесс сочетает в себе обе стороны педагогического взаимодействия.
Для оптимизации педагогического взаимодействия необходимо организовать процесс таким образом, чтобы преобладала кооперация, для этого педагогу как организатору всего процесса необходимо ориентироваться на личность учащегося и выстраивать с ним положительные взаимоотношения.
Выделяют два стиля педагогического взаимодействия между ребенком и педагогом:
- Субъектно-объектное взаимодействие,
- Субъектно-субъектные отношения
Субъектно-объектное взаимодействие. При данном стиле взаимодействия педагог - субъект, а ребенок (ученик или воспитанник) - объект. Педагог выступает как организатор педагогического процесса, а ребенок как исполнитель задач и требований, поставленных перед ним педагогом. При правильно организованном субъектно-объектом взаимодействии у ребенка формируются такие качества как: дисциплинированность, ответственность, уважительное отношение к педагогу; ребенок получает необходимые знания, умения и накапливает опыт. Однако отрицательным момент является то, что при таком стиле взаимодействия у детей возможно снижение мотивации к педагогическому процессу, так как от ребенка не требуется проявление инициативы, ограничена самостоятельность.
Субъектно-субъектные отношения противоположны субъектно-объектному взаимодействию, так как дети выступают при таком стиле взаимодействия как равные участники педагогического процесса. Педагогический процесс направлен на развитие таких способностей у детей как инициативность, коллективизм, нестандартное мышление, творчество и т.п. В итоге вся осуществляемая деятельность приобретает для ребенка личную значимость, формируя у него активность и самостоятельность. Педагог, имеющий личностно-ориентированную установку педагогического взаимодействия способствует развитию у ребенка сознательности, формированию личного «Я» во взаимосвязи с другими членами общества. Общение с детьми в рамках данного подхода ведется в диалоге, педагог не ставит себя выше детей.
В российской педагогической науке представления о принципах, формах и методах педагогического взаимодействия трансформировались под влиянием внешних и внутренних факторов. Педагогическое взаимодействие - реализуемое в различных системах отношений («педагог - ученик», «педагог - педагог», «ученик - ученик») взаимодействие людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности. 
осуществляться по различным основаниям, в том числе с точки зрения его структурных характеристик. При этом те подходы, которые обоснованы учеными при рассмотрении структуры межличностного взаимодействия, применимы и к анализу педагогического взаимодействия.
На основе характера проявляемых психических процессов выделяют эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты педагогического взаимодействия. В зависимости от формы активности в структуре педагогического взаимодействия выделяют три компонента:
- совместную деятельность;
- систему отношений между субъектами педагогического процесса;
- педагогическое общение.
На педагогическое взаимодействие особое влияние оказывает позиция педагога по отношению к учащимся. Стиль отношения, являющийся внутренним психологическим фоном, на котором развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей, может быть по-разному гармонизирован: положительному внутреннему отношению может соответствовать адекватная система педагогических воздействий (устойчиво-положительный стиль), отрицательному - отрицательная (устойчиво-отрицательный стиль). Вместе с тем могут быть и внутренне рассогласованные стили отношения: пассивно-положительный, пассивно-отрицательный, неустойчивый.
Таким образом, стиль общения и взаимодействия между педагогом и детьми имеет большое значение для продуктивности педагогической деятельности.
Для изучения особенностей формирования педагогического взаимодействия в современный период было проведено анкетирование, в котором приняли участие 25 учителей и 20 студентов.



1. Амельков A.A. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия. - Мозырь: Содействие, 2016. - 108 с.
2. Анянова И.В. Модели профессионального поведения учителя // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. - С. 65-69.
3. Баликоева М.И. Использование педагогических ситуаций для
оптимизации отношений в системе «преподаватель-студент» // Современная Европейская наука 2014: Материалы XI Международной научно¬
практической конференции. Великобритания. 2014. - С. 10-14.
4. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: - Тюмень, 2018. - 224 с.
5. Березовин Н.А. Психология педагогического общения :учеб.- метод. пособие для студентов пед. специальностей и педагогов / Н. А. Березовин, H.A. Цырельчук. - Минск: МГВРК, 2018. - 464 с.
6. Бессарабова А. Чего ждать от учителя с перебитыми руками? / А. Бессарабова // Новая газета. - 2016. - №40. - С. 6.
7. Бодалев A.A. Психология общения. - М.: Изд-во ин-та практ. психологии. - Воронеж: МОДЭК, 2015. - 254 с.
8. Бушмаков А.В. Учитель и школа сто лет назад [Электронный
ресурс] - Режим доступа:http://www.archive.perm.ru/projects/articles-and-publications/1116123-the-teacher-and-the-school-a-hundred-years-ago/ (дата
обращения 15.04.2019)
9. Веннецкая О., Таначева В. Проблемы и практика социального партнерства в условиях введения ФГОС ДО в сельском детском саду // Управление дошкольным образовательным учреждением. - М.: Издательство «Творческий Центр Сфера». 2014. №3. - С. 43-47.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 672 с.
11. Дорохов Д.А. Научное управление обществом как система // Д.А. Дорохов, В.А. Тонких, О.Е. Фарберова // Социально-экономические проблемы инновационного развития: Материалы VI Международной научно-практической конференции преподавателей, научных работников и специалистов. Ответственный за выпуск: В.В. Сыроижко. 2015. - С. 104-109.
12. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер. 2009. - 576 с.
13. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/ Под редакцией Бадарча Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2016. - 320 с.
14. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Рос-педагентство, 2015. - 108 с.
15. Каплинский В.В. Структурные компоненты педагогического общения как основа классификации коммуникативных умений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2013.
16. Кафидулина Н.Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования // Интерактивное образование. - 2018. - №1-2. - С. 9.
17. Клячко, Т.Л., Синельников-Мурылёв, С.Г. Стратегия для России: образование / Клячко Т.Л., Синельников-Мурылёв С.Г. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 118 с.
18. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Доступность качественного дошкольного образования в России // Народное образование. - 2018. - №1-2. - С. 7-13.
19. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. - Минск: ФУ АИНФОРМ, 2017. - 312 с.
20. Кондратьева C.B., Ковалевский П.А., Ковалев Б.П., Даукша Л.М. Профессионализм в педагогическом общении / под ред. С. В. Кондратьевой. - Гродно, 2017. - 240с.
21. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм личности
преподавателя - М.: Просвещение, 2015. - 325 с.
22. Кульневич С.В. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы / С.В. Кульневич, В.И. Гончарова, Е.А. Мигаль. - М.: Учитель, 2016. - 224 с.
23. Леонтьев A.A. Психология общения. - М.: Смысл, 2018. - 365 с.
24. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Наука, 2014.-358 с.
25. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - 300 с.
26. Психолого-педагогическая поддержка одаренных и талантливых детей и студенческой молодежи / Р.А. Галустов, А.А. Дикой, В.С. Глухов [и др.] // Техноло-го-экономическое образование: науч.-метод. журнал. Армавир, 2015. № 3. - С. 46-51.
27. Радионова И.Ф. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и образование. 2012. № 2(31). - С. 4-7.
28. Реутова Л.П. Методологические основы проектирования процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения бакалавра педагогики // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. Вып. 2. - С. 90-96.
29. Реутова Л.П. Методологические основы проектирования
процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения бакалавра педагогики // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Выпуск 2. - Майкоп:
МПУ, 2012. - С. 90-96.
30. Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2014. - 208 с.
31. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М: Владос, 2018. - 226 с.
32. Симонов В.П. Педагогическая диагностика в образовательных системах. - М.: Перспектива, 2017. - 264 с.
33. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2017. - 425 с.
34. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 544 с.
35. Тахохов Б.С., Магометов А.А. Воспитательная работа в
современном вузе: Монография, - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2018. - 177 с.
36. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении / М. В. Телегин. - М.: МГ1П1У, 2015. - 224 с.
37. Титова Л. Г. Деловое общение. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2015. - 271 с.
38. Фарберова О.Е. Российское гуманитарное образование:
актуальные проблемы и перспективы / О.Е. Фарберова, В.А. Тонких // Современные тенденции экономики, управления и образования: Материалы Всероссийской конференции. - Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП, 2015. - С. 185-190.
39. Фарберова О.Е. Современное состояние и перспективы развития
российского гуманитарного образования / О.Е. Фарберова, В.А. Тонких, В.П. Анисимов // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / гл. ред. О.Н. Широков -
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 188-197
40. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. - М.: Сфера, 2015. - 288 с.
41. Янцупов А.Я. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2018. - 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ