Введение
Глава I. Жанр баллады в теоретико-литературной и историко-культурной перспективе
1.1. Возникновение и развитие жанра баллады в русской литературе
1.2. Формирование элементов поэтики жанра баллады и принципы классификации баллад в русской литературе
1.3. Творчество русского поэта В.А. Жуковского, «золотой век» в развитии жанра баллады
Глава II. Структурные и поэтические особенности баллад в творчестве поэтов-акмеистов
2.1. Специфика и особенности балладного творчества поэтов Серебряного века, в частности поэтов-акмеистов
2.2. Балладные мотивы в творчестве Н. С. Гумилева
2.3. Балладные мотивы в творчестве О. Мандельштама и Г. Иванова
Заключение
Список литературы
В конце XIX - начале ХХ века в русской литературе наметились тенденции, связанные с появлением новых жанровых форм (символистские романы и повести, образцы «новой драмы», и одновременно - революционные песни-агитки). Вместе с этим некоторые традиционные жанры по-прежнему остались востребованными. Баллада - один из ведущих жанров романтической литературы, за пределами которой баллада довольно успешно существует, и в наши дни является достаточно актуальной, в частности, в творчестве бардов и рок-поэтов. Одновременно отметим, что романтическая баллада как жанр обладает вполне устойчивым набором признаков (тематический спектр, ряд устойчивых мотивов и образов, структурно-композиционный аспект, символика, пафос). Наличие ряда элементов в структуре того или иного произведения позволяет с определенной долей уверенности атрибутировать конкретный текст как собственно балладу, либо как текст иной жанровой природы, но сохраняющий в своей структуре балладные элементы. Случаев варьирования балладного сюжетно-образного материала великое множество, но многочисленные научные работы в этой области представляются довольно разрозненными. Достаточно хорошо изучен период развития жанра баллады и его сюжетных трансформаций, стилистики, ритмики (работы JI.H. Душиной, Р.В. Иезуитовой, H.A. Лобковой, Н.Б. Реморовой и других). Развитие балладной поэтики в последующие десятилетия в отечественной филологической науке анализировалось лишь выборочно, фрагментарно. Наиболее значительными исследованиями в данной области оказываются работы С. Бройтмана, С. Бурдиной, Л. Гинзбург, О. Зырянова, Г. Кондакова, Б. Леонова, Д. Магомедовой, Ю. Стенника, А. Субботина и других. Именно этими аспектами обусловлена актуальность нашего исследования и - одновременно - его новизна - исследовать специфику реализации балладных сюжетно-образных мотивов в творчестве поэтов Серебряного века как самого репрезентативного периода развития поэзии в русской литературе ХХ столетия.
Балладное творчество поэтов-акмеистов по сравнению с предыдущими этапами развития жанра, в своих истоках восходящего к романтической балладе первой трети века, представляет собой не очень богатую, но достаточно заметную и пеструю картину, исключение составляет творчество Н. Гумилева. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на баллады таких авторов, как А. Ахматовой, О. Мандельштам, и многих других поэтов того периода, творчество которых составляет важный и своеобразный этап в развитии жанра баллады. Нами не было выявлено ни одного специального исследования по заявленной проблематике...
Проанализировав основные аспекты развития жанра баллады в русской литературе, мы пришли к выводу, что баллада как литературный жанр обладает следующими характерными признаками: сюжетна, динамична, она предпочитает обращаться к чудесному и ужасному; в ней органично сплетается эпическое начало с лирическим. Романтизм в русской литературе утверждался именно с помощью баллад. Нами были рассмотрены основные типы баллад: фольклорная или традиционная баллада и литературная баллада; классификации по тематике: мифические, исторические,
социальные и семейно-бытовые. На основе поэтического творчества В.А. Жуковского (основателя жанра баллады в русской литературе) выявлена специфика балладных текстов, выделены классификации баллад поэта: хронологическая, стилистическая и тематическая; оригинальная и переводная.
Рассматривая баллады поэтов Серебряного века, мы заключили, что балладные тексты были востребованы в творчестве поэтов независимо от направления и художественной школы. При этом у каждого поэта были свои особенности при обращении к этому жанру. Например, З.Н. Гиппиус подробно рассматривает проблемы истинности и ложности чувства, обличение небытия, духовной и интеллектуальной деградации общества, судьбы, Рока («Мережи», «Луна и туман»). У В.Я. Брюсова своеобразно эволюционирует тема любви, приобретая новые смысловые оттенки: любовь- рабство в балладе «Раб», любовь-утеха в «Пеплуме», любовь-страсть в «Помпеянке», любовь-равноправие в «Путнике», можно отметить появление и темы одиночества, темы самоценности личности («Путник», «У моря»), совершенно новых для балладного творчества. В балладной лирике И. Северянина уходит прежнее духовно-философское содержание, свойственное жанру, автор стремится внести красоту в приземленный мир («Ну что же, вот тебе награда: / Даю тебе край светлых фей»). Балладное творчество М. Цветаевой состоит из переводов немецких народных баллад («Орешина», «Доныне о бедных детях», «Мне белый день чернее ночи...») и английских («Робин Гуд спасает трех стрелков», «Робин Гуд и Маленький Джон»), в которых при сохранении в них первозданного инонационального колорита, несомненно, привнесено и нечто «цветаевское», что всегда отличает ее произведения от других: образная система, особая строфика, синтаксис и характер мыслевыражения.
Проведенный анализ тематики, сюжетно-композиционной организации, образной системы и жанрово-стилистических особенностей баллад поэтов-акмеистов Серебряного века позволяет сделать следующие выводы...
1. Ахматова, А.А. Сочинения : в 2 т. / А. А. Ахматова. - Т. 1. Стихотворения и поэмы. - М., 1990. - 42, 122, 147, 169 с.
2. Брюсов, В.Я. Собр. соч. : в 7т. / В.Брюсов; под общ.ред.
П.Г. Антокольского. - Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892-1909. - М., 1973. - 74 с.
3. Гумилев, Н.С. Сочинения : в 3 т. / Н. С. Гумилев. - Т. 1. Стихотворения. Поэмы. - М., 1991. - 178, 193-299 с.
4. Жуковский, В.А. Избранные сочинения. - М., 1982.
5. Жуковский, В.А. Стихотворения. - М., 1985. - 78 с.
6. Мандельштам, О. Сочинения в 2-х тт. Том 1: Стихотворения, переводы. / Сост. С. Аверинцев и П. Нерлер. - М. : Художественная литература, 1990. - 127 с.
7. Повесть временных лет / (пер. с др.-рус. Д. С. Лихачева ; примеч. О.В. Творогова). - Петрозаводск : Карелия, 1991. - 45-57 с.
8. Северянин, И.В. Лирика / И.В. Северянин. - Минск, 1999. - 278-279 с.
9. Цветаева, М.И. Стихотворения / М.И. Цветаева. - М., 1986. - 72-74 с.
Научные работы:
10. Аллен, Л. Этюды о русской литературе / Л. Аллен. -Л. : Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1989. 28 с.
11. Балашов, Д.М. История развития жанра русской баллады. -
Петрозаводск, 1966.
12. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М., 1972. - 178-179 с.
13. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерманн. - М. : изд-во Республика. - 1996.
14. Бобрицких, Л.Я. Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. -
2011, № 2. - 3-9 с.
15. Бобрицких, Л.Я. Сюжетно-композиционные особенности баллад Н. Гумилева / Филологические записки. - Воронеж : ВГУ, 2001. - Вып. 17. - 13-25 с...72