РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. Многодетная семья: понятие, признаки, типы, проблемы 6
1.2. Общеобразовательное учреждение: понятие, признаки, виды 17
1.3. Взаимодействие общеобразовательного учреждения с многодетными семьями 19
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ И
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 27
2.1. Характеристика испытуемых и обоснование выбора
диагностических методик 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 31
Выводы по Главе 2 36
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ 38
3.1. Обоснование программы 38
3.2. Результаты реализуемой коррекционной программы 40
Выводы по Главе 3 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Ежегодно в России растет количество многодетных семей. Многодетной семьей принято считать семьи, где воспитывается трое и более детей. Так по данным статистики на 2017 год количество многодетных семей в нашей стране составило более 1,5 миллионов. Около 100 тысяч семей воспитывают от пяти до семи детей [7].
Многодетные семьи достаточно разные по своему материальному положению, количественному составу, благополучию в целом, что говорит о их потребности в поддержке со стороны государства. Довольно часто многодетные семьи держаться особняком и испытывают различного рода трудности [8, 10].
Кроме трудностей в материально-бытовом плане, многодетные семьи испытывают трудности во внутрисемейных отношениях. Многие задаются вопросом, как организовать семейный досуг, как уделить внимание всем детям, как правильно воспитать детей и ещё целым рядом проблем разной значимости [11; 14].
Существуют различные социальные учреждения по помощи многодетным семьям - социальная опека, центры поддержки материнства. Со стороны общеобразовательного учреждения также должна осуществляться поддержка многодетных семей посредством социального педагога. Но взаимодействие общеобразовательных учреждений с многодетными семьями на сегодняшний день практически не осуществляется, хотя общеобразовательное учреждение является наиболее доступным местом для многодетных семей.
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия
общеобразовательного учреждения и многодетной семьи.
Объект исследования: взаимодействие общеобразовательного
учреждения и многодетной семьи.
общеобразовательного учреждения и многодетной семьи.
Задачи:
1. Анализ литературы об особенностях многодетных семей.
2. Анализ литературы о структуре общеобразовательных учреждений.
3. Подбор испытуемых для проведения исследования.
4. Разработка анкеты по удовлетворенности многодетных семей взаимодействием с общеобразовательным учреждением.
5. Организация и проведение констатирующего этапа исследования по выявлению удовлетворенности многодетных семей взаимодействием с общеобразовательным учреждением.
6. Разработка коррекционной программы мероприятий по работе общеобразовательного учреждения с многодетными семьями и проведение формирующего эксперимента. Оценка его эффективности.
Гипотеза: Предполагается, что многодетные семьи практически не взаимодействуют с общеобразовательным учреждением по решению своих проблем. Организация родительского клуба может снять часть проблем и повысить уровень социального благополучия многодетных семей.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении теоретических представлений о многодетной семье и ее взаимодействии с общеобразовательным учреждением, а также о формах взаимодействия общеобразовательного учреждения по спектру проблемных вопросов многодетных семей...
Целью нашего исследования было выявить особенности взаимодействия общеобразовательного учреждения и многодетной семьи.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что многодетные семьи практически не взаимодействуют с общеобразовательным учреждением по решению своих проблем. Организация родительского клуба может снять часть проблем и повысить уровень социального благополучия многодетных семей.
Базой исследования выступило общеобразовательное учреждение Емельяновского района Красноярского края, в котором обучаются дети многодетных семей, проживающих на территории Емельяновского района Красноярского края, - МБО Никольская СОШ.
В проведении эксперимента нами использованы следующие методы:
1. Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания, разработанная Л.Я.Олиференко. (См. Приложение А)
2. Анкета удовлетворенности многодетными семьями формами поддержки семьи. (См. Приложение Б)
По результатам проведения анкетирования на предмет удовлетворенности многодетными семьями формами поддержки семьи нами были получены следующие результаты.
Количество семей воспитывающих троих детей составляет 75%, 15% семей воспитывает четверых детей и 10% семей воспитывает пятерых детей.
На вопрос о мотивах планирования многодетности преобладающим ответом был - рождение третьего и последующих детей есть случайность (60%).
На вопрос что более заботит родителей в их семье, половина респондентов ответила, что низкий достаток. Здоровье детей заботит 10% семей, 15% семей переживают за отдых детей, а также за трудности в оплате учебных заведений.
По результатам анкетирования, большинство семей проводят досуг посредством просмотра телепередач (65%), читают печатные издания и общаются с близкими 10% и 15% семей соответственно.
Контрольный вопрос о проблемах, с которыми часто встречаются многодетные семьи, подтвердил результаты предыдущего вопроса. 50% семей испытывают материальные трудности, сфера образования заботит 20% семей, в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются 5% семей, проблемы с трудоустройством испытывают 10% семей...
1. Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство / В.В. Абраменкова //Научно-популярный журнал "Семья России". - 2006. - С.12.
2. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. - 2009. - №№8-9. - С.22-25.
3. Аседова Э.М. Многодетная семья и ее проблемы / Э.М. Аседова // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. / Под ред.З.М. Магомедовой. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - С.36-38.
4. Белозерских С.П. Взаимодействие образовательной организации и
многодетной семьи// Вестник современных исследований,
ЭЛЕКТРОННОЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «Вестник современных исследований» Выпуск № 7-1 (22), 2018, - с. 77-79.
5. Белозерских С.П. Взаимодействие общеобразовательной организации и
многодетной семьи // ЦЕНТР НАУЧНОЙ МЫСЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Материалы XXIX Международной научно-практической конференции (31 июля 2018 г.) / отв. ред.
Д.А.Чемезов. М.: 2018, с.66-69.
6. Бочарова Н.И. Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 208 с.
7. Введение в социальную работу: Учебное пособие / Под ред. С.В. Тетерский - М.: Академический Проект, 2000. - 469 с.
8. Вертянкина Л.Ф. Социально - педагогическая работа с многодетной
семьей. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya- pedagogika/library/2013/11/22/rabota-sotsialnogo-pedagoga-s- mnogodetnoy-semey (дата обращения: 28.06.2018).
9. Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 202-217с.
10. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.: МГУ, 2006. - 127 с.
11. Заяц О. В. Опыт организационно - административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. - 105 с.
12.Зритнева, Е.И, Клушина, Н.И. Семьеведение. М- 2006. - 200 с.
13. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие. - СПб: Питер. 2008. - 135 с.
14. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н.Н. Андреева. - М.: Академия, 2009. - 168 с.
15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: «Академия», 2003. - 192 с...40