Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ VI КЛАССА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №169277

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы76
Год сдачи2015
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 8
Глава I. Теоретические основы использования визуальных средств в обучении биологии 11
1.1 Роль средств обучения в образовании и их функции 11
1.2 Классификация и виды средств обучения 13
1.3 Особенности визуальных средств обучения на уроках биологии 18
Глава II. Методические особенности использования визуальных средств обучения в процессе формирования биологических знаний учащихся в основной школе 44
2.1 Современное состояние использование визуальных средств в практике
работы школы 44
2.2 Методика использования визуальных средств в обучении биологии 50
2.3 Анализ результативности работы учащихся с визуальными средствами
обучения 62
Выводы 65
Список литературы 66
Приложение 1 70
Приложение 2 71

Не секрет, что каждый учитель, планируя свой очередной урок, стремится, чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что “ярко” представлено на уроке, что интересно ученикам, то и запомнится больше всего. В решении данных задач хорошими помощниками могут выступать современные средства обучения, которые находятся в каждой школе. В настоящее время учитель не может правильно и полноценно провести урок, реализовать в полном объеме учебные программы и учебники, не прибегая к использованию современных средств обучения. Безусловно, особое место в комплексе современных средств обучения занимают визуальные средства: кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное телевидение.
Поскольку 90 % информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения, 9 % с помощью слуховых анализаторов и 1% с помощью других органов чувств, это еще раз подтверждает то, что дополнительная загрузка визуального и слухового анализаторов с помощью визуальных средств обучения дает значительную возможность усвоения большего объема информации.
Визуальные средства обучения всегда широко использовались во время обучения биологии, а особенно приобрели популярность с развитием компьютерных технологий. Современные ученики - это поколение детей, воспитанное под прямым влиянием этих самых технологий и уже давно прошли те времена, когда телевидение, домашний компьютер, коммуникационные сети и т.д. для многих были лишь мечтой.
Наше время - время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрена информатизация образования (комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий), которая направлена на более эффективное усвоение предметного содержания материала и способствует повышению знаний у учащихся.
На сегодняшний день из всех существующих визуальных средств обучения, ИКТ становится наиболее эффективным, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес к предмету и повышают уровень знаний учащихся. Во время таких уроков расширяется кругозор учащихся.
Поиск путей решения оптимальной организации современного урока биологии в основной школе с использованием различных визуальных средств, в частности ИКТ составил проблему исследования.
Заинтересовавшись этой проблемой, актуальность которой очевидна, мы поставили цель исследования: выявить влияние использования визуальных средств обучения на усвоение биологических знаний.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс по биологии в VI классе основной школы, включающий использование средств обучения.
Предмет исследования: визуальные средства обучения, в частности ИКТ, как средство формирования и усвоения биологических знаний.
Гипотеза исследования: усвоение знаний по разделу «Жизнедеятельность организмов» школьного курса биологии повысится, если в процессе обучения использовать визуальные средства, в частности ИКТ.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы использования визуальных средств в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить разнообразие визуальных средств обучения и их роль в формировании биологических знаний.
3. Разработать и апробировать ряд методических рекомендации с целью организации процесса использования визуальных средств обучения на уроках биологии в VI классе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анкетирование учителей и учеников;
- анализ контрольных работ учащихся;
- методы математической статистики.
Этапы исследования.
1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психологопедагогическая литература, определялась методика проведения эксперимента, осуществлялась диагностика начального уровня развития интереса учащихся к урокам биологии; проводилось анкетирование учителей биологии с целью выявления их отношения к использованию визуальных средств на своих уроках.
2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывались и апробировались рекомендации по организации процесса использования визуальных средств обучения на уроках биологии в VI классе.
3. Контрольный этап. На данном этапе проведен анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в ходе педагогического исследования, формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1) Анализ литературы показал, что визуальные средства обучения являясь основой чувственного восприятия учащихся, служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают, что занимают важное место в процессе образования. На сегодняшний день из всех существующих визуальных средств обучения, ИКТ становится наиболее эффективным, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
2) По данным исследования мы выяснили, что умелое сочетание традиционных и информационных визуальных средств на уроках биологии зависит от квалификации и мастерства преподавателя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование мультимедийных средств зависит и от знаний преподавателем педагогических основ по информатизации уроков.
3) Экспериментальное обучение показало, что комплексное использование визуальных средств обучения способствует лучшему усвоению знаний, об этом свидетельствуют контрольные срезы.
Следовательно, представленные нами методические рекомендации по использованию на уроках биологии ИКТ в качестве основного визуального средства обучения весьма эффективны.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами были решены, цель исследования была достигнута, гипотеза нашего исследования подтвердилась.



1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. М.: Центр тестирования, 2005.- 156 с.
2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебнообразовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004.-1117 с.
3. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. - 2011.- № 3, с. 74-78.
4. Апольских Е.И. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие - Барнаул: БГПУ, 2006. - с. 124
5. Балыкина Е. Н., Бузун Д. Н. Тестовые среды: теория и практика (на примере социально-гуманитарных дисциплин) : учеб.-нагляд. пособие с приложением CD-ROM. - Мн.: РИВШ, 2007.- 126 с.
6. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: ЭКСМО, 2012.- 384 с.
7. Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. - М.: Изд-во РУДН, 2012.- 241 с.
8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. -М.: Педагогика, 1989,- 192 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - с. 245-272.
10. Борзова З.В, Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии:Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005.- с.41.
11. Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. - Биология. - 2012.- № 6, с. 36-37.
12. Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии // Биология в школе. - 2012. - № 16- с.91
13. Бухаркина М. Ю./ В сб. Телекоммуникация в учебно-воспитательном процессе в школе: Метод. рек./Под редакцией Е. С. Полат — М-, 1993.- с.33-46
14. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 - 11 классы: дидактические материалы. - М.: Вентана - Граф, 2009.-72 с.
15. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: «5 за знания», 2006. -57с....46



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ