Введение 3
Глава 1. Дистанционное обучение как психолого-педагогическая проблема теории и практики образования
1.1 Понятие, виды, организационные формы, средства реализации дистанционного обучения 8
1.2. Технологии дистанционного обучения в системе среднего
профессионального образования и методы оценки его эффективности 38
Выводы 63
Глава 2. Организация и реализация дистанционного обучения в учреждении среднего профессионального образования
2.1. Организация исследования 64
2.2. Анализ результатов 68
2.3. Формирование профессиональных компетенций обучающихся
среднего профессионального образования в условиях дистанционного
обучения. Организационно-методические условия обеспечения
дистанционного обучения 75
Выводы 78
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А 88
В связи с начавшейся в марте 2020 года пандемией коронавируса COVID-19, приказом Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего
дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» было рекомендовано при реализации образовательных программ среднего профессионального образования предусмотреть:
- организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде;
- использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Рекомендации были выполнены и организации среднего профессионального образования РФ перешли на дистанционный формат обучения.
На данный момент, эксперты иммунологи и эпидемиологи Энтони Фаучи и Дэвид Моренс утверждают что «на основании накопленного за последнее время опыта можно прийти к выводу, что мы вступили в эпоху пандемий», а также что «нельзя исключить повторения подобных пандемий в ближайшем и отдаленном будущем» [54]. Исходя из этого, можно прогнозировать новый внезапный переход учреждений среднего профессионального образования в режим дистанционного обучения на неопределенный срок.
При этом, согласно указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо в 2024 году обеспечить модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что выбранная нами тема является актуальной на сегодняшний день.
Проблема заключается в следующем: переход к дистанционному обучению в профессиональном образовании произошел неожиданно, в силу сложившихся обстоятельств и далеко не все образовательные учреждения оказались к этому готовы.
В опросе, проходившем в апреле 2020 года, приняло участие более 1000 респондентов из 65 субъектов Российской Федерации.
За первые две недели реализации дистанционного обучения в экстренном порядке в большинстве ПОО был сделан ряд шагов, не требующих больших ресурсных и временных затрат: основная часть задач, подлежащих решению для организации полноценного ДО, оценивалась респондентами как решённая частично.; Исходя из этого, возникает вопрос: возможна ли в действительности организация учебного процесса без снижения качества освоения обучающимися профессиональных компетенций.
Целью исследования является разработка и подтверждение в рамках опытно-экспериментальной работы организационно-методических условий управления дистанционным обучением в среднем профессиональном образовании.
Объектом исследования являются: образовательный процесс
учреждения среднего профессионального медицинского образования.
Предмет исследования: Организационно-методические условия управления дистанционным обучением в учреждении профессионального медицинского образования.
Задачи исследования:
1. провести анализ эффективности существующих методов дистанционного обучения в среднем профессиональном медицинском образовании.
2. оценить состояние форм и условий управления дистанционным обучением в учреждении проф. образования
3. выделить организационно-методические условия управления дистанционным обучением в учреждении профессионального медицинского образования.
4. провести опытно-экспериментальную работу по совершенствованию методов и форм организации практического дистанционного обучения в профессиональном медицинском образовании.
5. оценить уровень эффективности практического дистанционного обучения с точки зрения освоения профессиональных компетенций.
Гипотеза исследования
Существуют организационно-методические условия обеспечения дистанционного практического обучения в профессиональном медицинском образовании, позволяющие достичь высокого уровня освоения профессиональных компетенций.
Методы исследовательской работы:
1. Организационные:
а. сравнительный - выяснить наиболее эффективные организационнометодические приемы освоения обучающимися дистанционной среды в целях повышения качественных показателей в обучении;
2. Эмпирические:
а. описательные - наблюдение, тестирование, экспертная оценка (ситуационные задачи);
6. экспериментальные - внедрение новой формы организации дистанционного практического обучения.
3. Методы обработки данных.....
По результатам констатирующей части эксперимента были сделаны выводы о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций, оцениваемый по балльно-рейтинговой системе, во время обучения в дистанционном формате, при существующей организации образовательного процесса, не может превысить 37% от уровня, обеспечиваемого при традиционной форме обучения.
Итоговый рейтинг каждой определенной образовательной технологии напрямую зависел от возможности создания условий для использования того или иного показателя при оценке результата освоения профессиональной компетенции в процессе дистанционного обучения.
Основной причиной столь низкого уровня является невозможность выполнения обучающимися практических манипуляций, поскольку реализация программы профессиональных модулей предполагает работу в специально оборудованной зуботехнической лаборатории. Обучающиеся, находясь вне условий лаборатории, не имеют доступа к профессиональному оборудованию и условиям его эксплуатации, соответственно у преподавателей остается возможность работать только с теми показателями сформированности профессиональной компетенций, которые возможно оценить с помощью рассылки ситуационных задач и тестов в электронном формате.
Одним из интересующих нас направлений решения проблемы снижения качества освоения профессиональных компетенций при переходе организаций СПО на дистанционный формат обучения, стало создание новых организационно-методических условий управления дистанционным обучением с использованием практических симуляционных методов.
Оптимальной формой дистанционных практических занятий, используемых в процессе обучения зубных техников, может являться «виртуальная лаборатория».
Данный формат занятий обеспечил имитацию (симуляцию) производственного процесса на компьютерной модели непосредственно дома у обучающихся, был реализован без дорогостоящего ПО и с минимальным набором технических средств и продемонстрировал повышение показателей освоения профессиональных компетенций до 58 %.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).
2. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 972 (ред. от 24.07.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33767).
3. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5 (100). С. 40-46.
4. Белов В.В., Власов Н.Н. Способ определения компетенций в современных тренажерных системах ОТРК // Cloud of science. 2019. №4. С. 701-717.
5. Братищенко В.В. Кешиков В.В. Модель с латентными параметрами для оценивания компетенций студентов по данным текущей успеваемости // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 5. С. 811-817.
6. Булах К.В., Андрющенко М.И. Метод кейс-стади в разработке личностных моделей в компетентностной подготовке будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. №3 (263).C. 37-45.
7. Булатов С.А. Современный вузовский симуляционно-тренинговый центр - проблема организации освоения практических умений врача с учетом личностно ориентированного подхода в обучении // Оренбургский медицинский вестник. 2018. №4 (24). C. 69-73.
8. Бурцева Л.П. Проектирование компетентностно-ориентированных заданий для развития и оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся // Знание. 2016. № 11-3 (40). С. 66-69.
9. Бушмакина Н.С. Комплексные ситуационные задания по инженерной графике для студентов бакалавриата - будущих строителей // Интеграция образования. 2014. Т. 18., № 2 (75). С. 49-54.
10. Бычкова О.И., Дулатова З.А. О средствах оценки сформированное™ компетенций у студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. №4. C. 69-79.
11. Возможности технологии дистанционного обучения в ВУЗе / М.Н. Булаева, А.В. Гущин, И.Р. Воронина // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33). C. 48-51.
12. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2008. - 61 с.
13. Джамалудинов М.О. Практическое руководство по организации и проведению симуляционной игры: методич. пособие. - Каспийск, 2018. 31 с.
14. Дидактические возможности современных информационных технологий в подготовке специалиста-химика / Е.В. Береснева, М.А. Зайцев, Р.В. Селезенев, Л.В. Даровских, М.М. Соломонович // ИТС. 2018. №1 (90). C. 177-192.
15. Долгая О.И. Дистанционное обучение за рубежом на современном этапе // Школьные технологии. 2019. №2. С. 9-16....60