Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №169270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Понятие развивающей предметно-пространственной среды в
психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в условиях дошкольной образовательной организации 11
1.3. Современные подходы к проектированию развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной
организации 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной
среды группы дошкольной образовательной организации 30
2.2. Основные методы и методики изучения речи детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 37
2.3. Дизайн-проект предметно-пространственной среды группы
дошкольной образовательной организации в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста 43
2.4. Результаты исследования развития речи у детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 50
2.5. Результаты исследования детей старшего дошкольного возраста с
нарушением речи после реализации Дизайн-проекта 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77


Федеральный закон «Об образовании в РФ», определивший
дошкольное образование как важную ступень социализации и
индивидуализации детей, а также обновление Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребовали изменений во всей дошкольной системе. В частности, необходимо создание таких условий, которые обеспечили бы психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, творческим потенциалом.
Развивающая предметно-пространственная среда- часть
образовательной среды с зонированным организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа исходя из безопасности, с учетом коррекции недостатков его развития [1]. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда» - это специфические для каждой образовательной организации
специализированная программа по коррекции и развитию дестабилизирующих процессов в жизнедеятельности ребенка в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы) [3].
Предметное окружение в работах большинства учёных — педагогов и психологов определяется как основа структуры образовательной среды, причастность к которой требует работы мысли, воображения, в результате чего происходит непосредственное развитие ребенка. Таким образом, окружающее становится средой развития ребенка благодаря воздействию
на все стороны личности ребенка, что вызывает дополнительные эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям. В целом окружающая среда- составная часть предметно-пространственной среды дошкольника [4].
Стандарты ФГОС дошкольного образования содержат такие основополагающие принципы, которые необходимо учитывать при разработке современной развивающей предметно-пространственной среды, как - вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность, что в общем определяет социализацию и развитие ребенка [5]. Таким образом, стимулирование игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей возможно посредством обновления игрового материала, внедрения новых предметов. Такое полинасыщение образовательного пространства способствует максимальной реализации образовательного потенциала детей, созданию комфортных условий для разных видов деятельности ребёнка. Благодаря эффективной организации развивающей предметно-пространственной среды педагоги имеют возможность качественно работать над раскрытием индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Из всех когнитивных особенностей человека одной из самых важных является использование языка как основного средства хранения и передачи знания от одного поколения к другому, средств искусства, общения. Язык- система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. В свою очередь речь - конкретный процесс использования языковых знаков. Это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.
Развитие речи у ребенка следует согласно определенным закономерностям. Первые три года - специфический возрастной период для ее развития. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. В целом ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный или дофонемный-от рождения до 1,5 - 2 лет, этап самостоятельной речи - 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи - школьный период.
Особенное значение приобретает развитие речи для человека в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), что особенно важно для формирования наибольшей части личностных аспектов ребенка, позиции «Я». Однако зачастую у детей в данном возрасте наблюдается общее недоразвитие речи, проявляющееся в различных сложных речевых расстройствах, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы как с звуковой, так и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте. Причинные факторы возникновения подобных расстройств лежат в плоскости как биологического, так и социального характера.
К биологическим факторам относят инфекции, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, патологии различного периода. Вместе с тем общее недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, а также связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях общее недоразвитие речи является следствием комплексного воздействия различных факторов. Наиболее сложным и стойким вариантом является общее недоразвитие речи, обусловленное ранним органическим поражением мозга. Учитывая это, а также вышеотмеченные обстоятельства можно говорить об актуальности темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы- выявить особенности проектирования развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект выпускной квалификационной работы - развивающая предметно-пространственная среда.
Предметом выпускной квалификационной работы является дизайн- проект развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: проектирование предметно
пространственной среды позволит обеспечить развивающий эффект в области речевого развития детей дошкольного возраста, если:
- произведено путем последовательной поэтапной разработки (сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта);
- выполнено в форме целостного дизайн-проекта, который разработан с участием педагогического коллектива ДОО.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
- на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятие «развивающая предметно - пространственная среда дошкольной образовательной организации»;
- систематизировать существующие в программах и методических пособиях подходы к проектированию развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации;
- рассмотреть методы изучения речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
- провести эмпирическое исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации;
- разработать и внедрить в практику дизайн-проект предметнопространственной среды группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с иными нарушениями развития в области речевого развития дошкольников.
Основополагающим материалом для изучения и исследования составили теоретические труды педагогов:
- исследователей и практиков дошкольного дела, такие как О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова, Л.С. Выготский и др;

образовательной
среды (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.);
- практические исследования в части проектирования предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации (Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский и др.)
Также в работе были применены методики Р.С. Немова, такие как «Назови слова», «Расскажи по картинке», предназначенные для определения активного словарного запаса ребенка. Практическое исследование состояло из трех этапов. Первый этап - начальная диагностика. Второй этап- проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Третий этап - выявление динамики развития речи у дошкольников в игровой деятельности.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе воспитателей в ДОУ, а именно в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированной направленности» города Сосновоборска.
Структура выпускной квалификационной работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты данного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы. На основе теоретического анализа методической психолого-педагогической и литературы в работе уточнено понятие «развивающая предметно-пространственная среда» дошкольной образовательной организации, которая позиционируется как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Систематизированы в существующие в программах и методических пособиях подходы к проектированию развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации на основании которых можно считать, что в условиях обновления дошкольного образования важнейшей задачей любого педагогического коллектива в части реализации основной образовательной программы дошкольного образования становится проектирование развивающей предметно-пространственной среды, которая является эффективным средством формирования личности дошкольника, первоисточником его знаний и социального опыта. Разработан и находится в процессе реализации Дизайн-проект предметно-пространственной среды дошкольной
образовательной организации в области речевого развития дошкольников.
Предметный мир детства, по словам С.Л. Новосёлова, «это не только игровая среда, но шире среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.
В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из -за нехватки необходимых развивающих предметных сред, это - серьезная угроза успеху реализации любой образовательной программы. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое,
порождается апатия, а желание занять себя может приобрести
компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление» [42].
Среда развития ребенка дошкольного возраста - это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения, родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющей.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно -развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом.
Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде - это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.
Результаты проведенного исследования стали актуальны для деятельности дошкольного учреждения и получили в кругу педагогического коллектива широкое одобрение.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. Постановка и предпринятая попытка решить намеченный круг задач создают условия для дальнейшего совершенствования педагогического процесса дошкольного учреждения, профессионального роста педагогов в области проектирования развивающей предметно-пространственной среды.



1. Авдулова, Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 8. С. 63-68
2. Алексеева, В.Ю. Предметно-развивающая среда в дошкольной
образовательной организации как условие развития детей дошкольного возраста // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI
международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 74-77.
3. Артюшков, И.В. Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. 2012. №4. С. 66-75.
4. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М, 2014. 178 с.
5. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2013. 159 с.
6. Ахтырская, Ю.В. Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в контексте реализации ФГОС ДО (из практики работы ДОО «Организация предметно-пространственной среды») // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 1 (7). С. 98-99.
7. Бейтс, Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. М., 2012. 103 с.
8. Бережнова, О.В. Проектируем основную образовательную
программу дошкольного образования: организационный раздел //
Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 5. С. 1832.
9. Боденко, Л.А. Педагогические условия общекультурного62 становления младшего школьника в образовательной среде автор.дис. канд.пед.наук. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 45 с.
10. Брунер, Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М.,
2013. 50 с.
11. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театральноигровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2009. - №7. С.66-70.
12. Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2010. 218 с.
13. Вербенец, А.М. Особенности и условия развития дизайн деятельности старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 10. С. 50-69.
14. Ветчинкина, Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. 2009. №3. С.14-15.
15. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993. 272 с...56



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ