Введение 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность мышления и его виды 6
1.2. Особенности логического мышления младших школьников 22
1.3. Развитие мышления в процессе обучения математике 31
Выводы по первой главе 40
Глава 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1. Определение актуального уровня развития логического мышления у
младших школьников 41
2.2. Развитие логического мышления младших школьников посредством
математических заданий 51
Выводы по второй главе 64
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 64
Современные федеральные государственные образовательные стандарты провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной систесы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самовершенствованию».
Потому сегодня в школах должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать, умение отказаться от устаревших идей, а также тому, когда и как их заменять. А это невозможно без хорошо развитого мышления.
Известно что, мышление человека - одна из самых интереснейших и сложных проблем, которая когда-либо волновала человечество.
Уже в период античности в философии Парменид (5 в. до нашей эры) противопоставлял процессы деятельности органов чувств и деятельности мышления, полагая, что только мышление может дать истинное и достоверное знание. Платон (4 в. до нашей эры) подчеркивал, что роль разума в том и состоит, чтобы примирить порывы двух иррациональных частей души (выражаясь языком современной психологии - высшей и низшей мотивации), т.е. снять мотивационный конфликт в поведении человека.
В понимание мышления внесли свой вклад такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, А.З. Зак и многие другие. Они рассматривали мышление - как высший познавательный процесс, и доказали, что мышление можно и нужно развивать.
Проблему мышления рассматривали и зарубежные психологи. Жан Пиаже , Д. Дьюи и др. подверг нув тщательному анализу весь механизм человеческой мысли обнаружили, что уже в детстве ребенку требуются навыки логического анализа.
Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе, только взаимообусловленное их развитие способствует развитию мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без которых не происходит полноценного усвоения учебного материала.
Стало быть уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать приёмы умственной деятельности. И, как нам кажется, наиболее благоприятной средой для этого является такая предметная область как математика.
Всё вышесказанное послужило выбору темы нашего исследования «Математические задания как фактор развития логического мышления у младших школьников».
Цель исследования: подобрать средства, направленные на развитие логического мышления у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у младших школьников.
Предмет исследования: математические задания, направленные на развитие логического мышления у младших школьников.
Гипотеза: если подобрать комплекс заданий, направленный на
развитие логических операций сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, то можно добиться у младших школьников более высокого уровня логического мышления.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования;
2. выявить особенности развития мышления у младших
школьников;
3. определить актуальный уровень развития логического мышления у третьеклассников;
4. составить комплекс математических заданий, направленный на развитие операций логического мышления;
5. обработать результаты исследования.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование;
- математическая обработка результатов исследования.
Теоретическую и практическую значимость исследования видим в систематизации материала по проблеме развития логического мышления у младших школьников, а предложенный нами комплекс математических заданий может быть использован в практике работы учителей.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы можем утверждать, что мышление очень сложный и многоаспектный познавательный процесс. Его рассматривают и как процесс, и как целенаправленное использование, развитие и превращение знаний, и как совокупность психических процессов, состояний, действий человека, направленных на решение различных задач. В итоге все сходятся во мнении о том, что мышление есть наивысшая человеческая способность, которая дана для познания мира.
Традиционная классификация мышления выделяет нагляднодейственное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые представляют собой ступени развития мышления.
Первым у ребёнка появляется наглядно-действенное, затем нагляднообразное, и только в начальной школе появляются зачатки словеснологического мышления.
При появлении нового вида мышления, старые не исчезают, а совершенствуются.
В качестве критериев логического мышления выступают такие мыслительные операции, как синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование.
Результаты нашего исследования показали недостаточную развитость операции логического мышления - абстрагирования. Так как все логические операции находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, то можно сделать вывод, что в целом снижается уровень развития логического мышления.
Для повышения уровня развития каждой логической операции и логического мышления в целом, нами был составлен комплекс математических заданий, разделенный на пять блоков. Данные задания могут включаться в содержание урока как отдельный этап и называться «логическими пятиминутками».
Разработанный нами комплекс заданий мы рассматриваем как некую рекомендацию по развитию логического мышления младших школьников для учителей начальной школы.
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания
творческой личности. Казань: Изд -во КГУ, 2000, 238 с.;
2. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников /Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - 24 с.;
3. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - №9. - с. 15-17;
4. Белошистая, А.В., Левитес, В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография/ А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.;
5. Бирбраер А.В. Визуальное моделирование логических задач как средство развития мышления // Открытое и дистанционное образование.
2011. № 1. С. 54-58;
6. Брунчукова, Н.М. Использование игр-телепередач на уроках математики /Н.М. Брунчукова // Начальная школа. - 2010. - №6. - с. 42-45;
7. Брушлинский. Психология мышления и понятие множества
[Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:
http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st019.shtml
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.;
9. Гальперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского. М., 2002.
10. Гончарова О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах / О. С. Гончарова // Молодой ученый. —
2012. — №10. — С. 329-331;
11. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Приемы логического мышления как компонент интеллектуальной деятельности учащихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 1. С. 65-66;
12. Гороховская Г.Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников. // Начальная школа №6. 2008. С.40;
13. Гуляева Т.А. Развитие логического мышления младших
школьников // Вопросы гуманитарных наук. 2011. № 3. С. 159-161;
14. Гусейнов А.З., Ревина Е.Г. Развитие логического мышления младших школьников как педагогическая проблема // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 2. С. 142-143;
15. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». - М.: В. Секачёв, 2001. - 80с.;...56