Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня
|
Введение 3
Глава 1 . Теоретическое обоснование проблемы изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Понятие «связная речь» и ее развитие у дошкольников в онтогенезе 6
1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 11
1.3. Методика формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 16
1.4. Обзор методик диагностики связной речи у дошкольников 24
Глава 2 . Экспериментальное исследование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 31
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 41
Глава 3. Логопедическая работа по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 54
3.1. Основные направления, цель, задачи и организация логопедической работы 54
3.2. Содержание логопедической работы 56
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 70
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение 83
Глава 1 . Теоретическое обоснование проблемы изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Понятие «связная речь» и ее развитие у дошкольников в онтогенезе 6
1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 11
1.3. Методика формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 16
1.4. Обзор методик диагностики связной речи у дошкольников 24
Глава 2 . Экспериментальное исследование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 31
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 41
Глава 3. Логопедическая работа по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 54
3.1. Основные направления, цель, задачи и организация логопедической работы 54
3.2. Содержание логопедической работы 56
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 70
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение 83
Актуальность исследования. В современной логопедии огромное значение имеет изучение у детей уровня развития связной речи, более полно отражающей общую степень сформированности устной речи . Связная речь рассматривается как сложнейшая форма речи, которая характеризуется возможностью производить развернутое изложение конкретного содержания, которое должно осуществляться обучения логично, последовательно и грамматически верно. У нормально развивающихся детей в старшем дошкольном возрасте связная речь имеет достаточно высокий уровень. Именно это необходимо для последующего эффективного в школе, для гармоничного развития личности ребенка.
На сегодняшний момент количество детей с системным речевым нарушением - общим недоразвитием речи резко возросло, при поступлении в школу эти дети затрудняются в процессе усвоения образовательной программы, в силу несформированности всей речевой системы, в частности не владеют навыками связной речи в достаточном для данного возраста объеме. Детям дошкольного возраста с ОНР делают много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов, нарушением логической последовательности, стереотипией, обусловленных недостаточной степенью сформированности связной речи детей.
Анализ специальных исследований, проведенных В.К. Воробьева, В.П. Глухова, Т.А. Ивлякова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, А.В. Семенович и т. д., по проблеме развития связной речи у дошкольников с ОНР говорит о том, что особенности построения, расстройство понимания и порождения связного высказывания является устойчивым постоянным компонентом в структуре речевого нарушения дошкольников данной категории. В настоящее время методический аппарат логопедии не может быстро реагировать на увеличение детей с общим недоразвитием речи и преодолеть речевое нарушение в короткие сроки. Вышеизложенное устанавливает актуальность выбранной темы и необходимость совершенствования работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи для последующего эффективного обучения детей в школе.
Цель исследования - выявить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и подобрать, модифицировать, апробировать на практике методику формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Объект исследования - связная речь старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предметом исследования является формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что последовательная систематическая целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня позволяет более успешно преодолеть нарушения формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической, логопедической, научно-методической литературы по проблеме изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Изучить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты.
3. Подобрать и модифицировать методику формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Осуществить формирующий эксперимент по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
5. Провести контрольный эксперимент, направленный на выявление эффективности предложенной методики коррекционной работы.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы, позволяющие наиболее углубленно и тщательно изучить круг обозначенных проблем: анализ литературных источников по теме исследования, анализ анамнестических данных, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ, обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и систематизации данных о специфике развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, которые впоследствии могут быть использованы для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования: предложены методические приемы, повышающие эффективность проводимой логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, которые могут быть использованы в практической деятельности учителей- логопедов дошкольных образовательных учреждений.
На сегодняшний момент количество детей с системным речевым нарушением - общим недоразвитием речи резко возросло, при поступлении в школу эти дети затрудняются в процессе усвоения образовательной программы, в силу несформированности всей речевой системы, в частности не владеют навыками связной речи в достаточном для данного возраста объеме. Детям дошкольного возраста с ОНР делают много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов, нарушением логической последовательности, стереотипией, обусловленных недостаточной степенью сформированности связной речи детей.
Анализ специальных исследований, проведенных В.К. Воробьева, В.П. Глухова, Т.А. Ивлякова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, А.В. Семенович и т. д., по проблеме развития связной речи у дошкольников с ОНР говорит о том, что особенности построения, расстройство понимания и порождения связного высказывания является устойчивым постоянным компонентом в структуре речевого нарушения дошкольников данной категории. В настоящее время методический аппарат логопедии не может быстро реагировать на увеличение детей с общим недоразвитием речи и преодолеть речевое нарушение в короткие сроки. Вышеизложенное устанавливает актуальность выбранной темы и необходимость совершенствования работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи для последующего эффективного обучения детей в школе.
Цель исследования - выявить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и подобрать, модифицировать, апробировать на практике методику формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Объект исследования - связная речь старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предметом исследования является формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что последовательная систематическая целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня позволяет более успешно преодолеть нарушения формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической, логопедической, научно-методической литературы по проблеме изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Изучить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты.
3. Подобрать и модифицировать методику формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Осуществить формирующий эксперимент по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
5. Провести контрольный эксперимент, направленный на выявление эффективности предложенной методики коррекционной работы.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы, позволяющие наиболее углубленно и тщательно изучить круг обозначенных проблем: анализ литературных источников по теме исследования, анализ анамнестических данных, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ, обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и систематизации данных о специфике развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, которые впоследствии могут быть использованы для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования: предложены методические приемы, повышающие эффективность проводимой логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, которые могут быть использованы в практической деятельности учителей- логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Связная речь служит смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает коммуникацию и взаимопонимание людей. Становление связной речи , изменение ее функций является результатом сложной деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими людьми. Функции речи формируются параллельно со становлением мышления, они тесно связаны с содержанием, которое ребенок отражает с помощью языка.
Достаточно часто встречающимся видом расстройств средств коммуникации является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При общем недоразвитии страдают либо задерживаются в развитии базовые стороны речи: лексического, грамматического и звукового компонента. У детей с ОНР обнаруживаются расстройства в связной речи.
Связная речь является особой сложной формой коммуникации. У дошкольников с ОНР данная форма самостоятельно не развивается , При пересказе и рассказе дошкольники данной испытывают сложности при построении фразы , прибегают к перефразировкам и жестам, теряют главную нить содержания, путают события, испытывают трудности в основной мысли, не завершают фразы. Такая речь беспорядочна, бедна выразительностью оформления.
С целью выявления уровня сформированности связной речи у дошкольников с ОНР был организован констатирующий эксперимент на базе МАДОУ ЦРР «Детский сад № 29 комбинированного вида» г. Кызыла.В исследовании приняли участие 10 детей 6 лет, с заключением психолого- медико-педагогической комиссией (ПМПК) ОНР III уровня.
На базе осуществленных заданий этого эксперимента мы получили результаты, которые дают возможность сделать вывод о том , что дошкольники с ОНР имеют недостаточное формирование связной речи: не могут говорить связно и полно излагать собственные мысли, с некоторыми трудностями строят сложные развернутые предложения, пересказывают рассказы и сказки. Эта данные говорят об устойчивости имеющихся расстройств речи у дошкольников с ОНР.
Проведенное исследование доказало необходимость работы по формирования связной речи у дошкольников с ОНР. Формирование связной речи служит нужным условием эффективности обучения ребенка в школе. Это связано с постоянно возрастающим значением чтения как особого вида деятельности, который обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, активизирует формирование его интеллектуальной сферы, совершенствует личность.
Логопедическая работа по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня состоит из таких этапов как:
I этап. Подготовительные упражнения, необходимые для составления различных видов развернутых высказываний;
II этап. Занятия по пересказу;
III этап. Обучение рассказыванию по картинам;
IV этап. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Посте формирующего эксперимента нами были проведен контрольный эксперимент. Данный эксперимент включал в себя осуществление заданий , аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сопоставляли с результатами констатирующего эксперимента.
На базе осуществленных заданий контрольного эксперимента, нацеленных на исследование особенностей связной речи, мы обнаружили улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента.
Итак, полученные положительные результаты эксперимента в процессе применения разработанной и апробированной эксперименте системы логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и дали возможность осуществить цель исследования.
Достаточно часто встречающимся видом расстройств средств коммуникации является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При общем недоразвитии страдают либо задерживаются в развитии базовые стороны речи: лексического, грамматического и звукового компонента. У детей с ОНР обнаруживаются расстройства в связной речи.
Связная речь является особой сложной формой коммуникации. У дошкольников с ОНР данная форма самостоятельно не развивается , При пересказе и рассказе дошкольники данной испытывают сложности при построении фразы , прибегают к перефразировкам и жестам, теряют главную нить содержания, путают события, испытывают трудности в основной мысли, не завершают фразы. Такая речь беспорядочна, бедна выразительностью оформления.
С целью выявления уровня сформированности связной речи у дошкольников с ОНР был организован констатирующий эксперимент на базе МАДОУ ЦРР «Детский сад № 29 комбинированного вида» г. Кызыла.В исследовании приняли участие 10 детей 6 лет, с заключением психолого- медико-педагогической комиссией (ПМПК) ОНР III уровня.
На базе осуществленных заданий этого эксперимента мы получили результаты, которые дают возможность сделать вывод о том , что дошкольники с ОНР имеют недостаточное формирование связной речи: не могут говорить связно и полно излагать собственные мысли, с некоторыми трудностями строят сложные развернутые предложения, пересказывают рассказы и сказки. Эта данные говорят об устойчивости имеющихся расстройств речи у дошкольников с ОНР.
Проведенное исследование доказало необходимость работы по формирования связной речи у дошкольников с ОНР. Формирование связной речи служит нужным условием эффективности обучения ребенка в школе. Это связано с постоянно возрастающим значением чтения как особого вида деятельности, который обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, активизирует формирование его интеллектуальной сферы, совершенствует личность.
Логопедическая работа по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня состоит из таких этапов как:
I этап. Подготовительные упражнения, необходимые для составления различных видов развернутых высказываний;
II этап. Занятия по пересказу;
III этап. Обучение рассказыванию по картинам;
IV этап. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Посте формирующего эксперимента нами были проведен контрольный эксперимент. Данный эксперимент включал в себя осуществление заданий , аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сопоставляли с результатами констатирующего эксперимента.
На базе осуществленных заданий контрольного эксперимента, нацеленных на исследование особенностей связной речи, мы обнаружили улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента.
Итак, полученные положительные результаты эксперимента в процессе применения разработанной и апробированной эксперименте системы логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и дали возможность осуществить цель исследования.
Подобные работы
- Связная монологическая речь у старших дошкольников с ОНР III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 111 УРОВНЯ С
РАЗЛИЧНЫМ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития у старших дошкольников с ОНР (III уровень) диалогической речи (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024



