Брак и семья в средние века: возможности изучения на уроках истории и обществознания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ БРАКА И СЕМЬИ В ЭПОХУ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 10
1.1. Брак и брачность в средние века 10
1.2. Роль церкви в институте семьи 16
1.3. Женщина и семья в средневековье 22
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БРАКА И СЕМЬИ В СРЕДНИЕ
ВЕКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ 27
2.1. Методологические особенности преподавания истории средних веков в общеобразовательной школе на примере 6 класса 27
2.2. Определение форм, приемов и методов при организации учебной
деятельности на тему «Брак и семья в средние века» по всеобщей истории в 6 классе 35
2.3. Разработка методической копилки для использования на уроках по
всеобщей истории на тему «Брак и семья в средние века» в 6 классе..40 Глава 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БРАКА И СЕМЬИ В СРЕДНИЕ ВЕКА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 45
3.1. Тема «Семья и брак» в курсе обществознания в средней школе.. .45
3.2. Формы и методы, используемые учителями в преподавании темы
«Семья и брак» в курсе обществознания в средней школе 50
3.2. Интеграция темы «Семья и брак в средние веках» в курс обществознания на темы «Семья и брак» в средней школе. Возможные
методы и приемы в образовательной деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Глава 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ БРАКА И СЕМЬИ В ЭПОХУ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 10
1.1. Брак и брачность в средние века 10
1.2. Роль церкви в институте семьи 16
1.3. Женщина и семья в средневековье 22
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БРАКА И СЕМЬИ В СРЕДНИЕ
ВЕКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ 27
2.1. Методологические особенности преподавания истории средних веков в общеобразовательной школе на примере 6 класса 27
2.2. Определение форм, приемов и методов при организации учебной
деятельности на тему «Брак и семья в средние века» по всеобщей истории в 6 классе 35
2.3. Разработка методической копилки для использования на уроках по
всеобщей истории на тему «Брак и семья в средние века» в 6 классе..40 Глава 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БРАКА И СЕМЬИ В СРЕДНИЕ ВЕКА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 45
3.1. Тема «Семья и брак» в курсе обществознания в средней школе.. .45
3.2. Формы и методы, используемые учителями в преподавании темы
«Семья и брак» в курсе обществознания в средней школе 50
3.2. Интеграция темы «Семья и брак в средние веках» в курс обществознания на темы «Семья и брак» в средней школе. Возможные
методы и приемы в образовательной деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность. История средневекового города составляет важнейший раздел медиевистики. Проблема семьи и брака наиболее актуальна сейчас, в связи с развитием различных идеологических течений среди молодежи, пропагандирующих негативное отношение к институту семьи, браку и продолжению человеческого рода (чайлдфри, радикальный феминизм и т.д.). Мне стало интересно, возможно ли использовать тему «Семья и брак в средних веках» на уроках всеобщей истории, и есть ли возможность использовать данную тему в курсе обществознания.
Проблема пополнения методических копилок преподавателя истории актуальна всегда. Для педагогов существует множество информационных сайтов и методических пособий с готовыми заданиями, раздаточным материалом, текстовыми источниками, технологическими картами уроков. Это очень облегчает подготовку к проведению урока и организации образовательного процесса. Но каждый педагог постоянно должен пополнять свою «копилку», использовать новые методы и приемы, для того чтобы образовательный процесс был интересен и эффективен. Актуальность рассматривания данной темы заключается так же в требованиях Федерального государственного стандарта, направленных на освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), а также требования ФГОС направленные на организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур.
Т.к. мне интересна тема «Семьи и брака в средние веках», я решила попробовать самостоятельно разработать методический материал (собственную небольшую «копилку») для изучения на уроках всеобщей истории. Дополнительно заинтересовалась возможностью интегрирования данной темы в курс обществознания, т.к. я считаю, что курсы истории и обществознания не могут существовать обособлено.
Естественно, для того чтобы начать создавать методические разработки на данную тематику, прежде всего необходимо глубже изучить особенности содержания и методики обучения всеобщей истории, я решила остановить свое внимание на 6 классе общеобразовательной школы. Учитывая, что мы работаем со всеобщей историей (а по моему педагогическому опыту она дается детям тяжелее, чем отечественная история), то для нас сугубо важен факт заинтересованности детей и понимания предмета. А для этого, нам и необходимо разобраться в особенностях и содержании методики преподавания в 6 классе.
Касаемо курса обществознания, он цикличен. В течении всего образовательного процесса темы для изучения возвращаются, видоизмененные, ориентированные на определенный возраст. Здесь в первую очередь необходимо определить какие цели и методы используются учителями в преподавании темы «Семья и брак» в средней школе, а далее выяснять возможность интеграции темы «Семья и брак в средние веках» в курс обществознания на вышеуказанную тему в средней школе. Также, необходимо уточнение возможных методов и приемов в образовательной деятельности...
Проблема пополнения методических копилок преподавателя истории актуальна всегда. Для педагогов существует множество информационных сайтов и методических пособий с готовыми заданиями, раздаточным материалом, текстовыми источниками, технологическими картами уроков. Это очень облегчает подготовку к проведению урока и организации образовательного процесса. Но каждый педагог постоянно должен пополнять свою «копилку», использовать новые методы и приемы, для того чтобы образовательный процесс был интересен и эффективен. Актуальность рассматривания данной темы заключается так же в требованиях Федерального государственного стандарта, направленных на освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), а также требования ФГОС направленные на организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур.
Т.к. мне интересна тема «Семьи и брака в средние веках», я решила попробовать самостоятельно разработать методический материал (собственную небольшую «копилку») для изучения на уроках всеобщей истории. Дополнительно заинтересовалась возможностью интегрирования данной темы в курс обществознания, т.к. я считаю, что курсы истории и обществознания не могут существовать обособлено.
Естественно, для того чтобы начать создавать методические разработки на данную тематику, прежде всего необходимо глубже изучить особенности содержания и методики обучения всеобщей истории, я решила остановить свое внимание на 6 классе общеобразовательной школы. Учитывая, что мы работаем со всеобщей историей (а по моему педагогическому опыту она дается детям тяжелее, чем отечественная история), то для нас сугубо важен факт заинтересованности детей и понимания предмета. А для этого, нам и необходимо разобраться в особенностях и содержании методики преподавания в 6 классе.
Касаемо курса обществознания, он цикличен. В течении всего образовательного процесса темы для изучения возвращаются, видоизмененные, ориентированные на определенный возраст. Здесь в первую очередь необходимо определить какие цели и методы используются учителями в преподавании темы «Семья и брак» в средней школе, а далее выяснять возможность интеграции темы «Семья и брак в средние веках» в курс обществознания на вышеуказанную тему в средней школе. Также, необходимо уточнение возможных методов и приемов в образовательной деятельности...
Основной целью выпускной квалификационной работы являлось выявление возможностей применения данных источников о средневековой семье и браке на уроках Всеобщей истории в 6 классе, и также определение возможностей использования исторических источников средневековья на темах «Семья и брак» в курсе обществознания. Для достижения этой цели были решены поставленные задачи.
Изучив необходимую литературу и проведя анализ исторических источников были определены характерные особенности брака и семьи в средневековья, для дальнейшего использования информации при создании методических разработок. Выявленные особенности, такие как потребительское отношение к браку, несформированный институт семьи, ущемление в правах и свободах средневековых женщин, главенствующая роль церкви в брачных отношениях, правовая регламентация брака, позволили определить информационную базу дальнейшего исследования.
Для определения возможности использования информации источников средневекового брака и семьи на уроках всеобщей истории с 6 классе были изучены нормативные документы, регламентирующие основное общее образование в Российской Федерации. Выделены требования к основному общему образованию, изучены методические рекомендации по организации изучения курса истории в средней общеобразовательной школе. В результате работы были разработаны образцы возможных заданий с использованием текстов исторических источников средневековья. В результате, определили, что использование материалов исторических источников средневекового брака и семьи на уроках всеобщей истории в 6 классе реально, и более того отвечает требованиям обновленного Федерального государственного стандарта основного общего образования.
Для использования данных средневековых источников в курсе обществознания в 6-9 классах на темах «Семья и брак» изначально
определялись требования Федерального образовательного стандарта, рассматривались примерные образовательные программы по
обществознанию, методические рекомендации для педагогов обществознания основного общего образования. В Федеральном государственном стандарте указаны метапредметные результаты, которые возможно достичь путем использования исторических источников в курсе обществознания.
В результате представлены варианты методических разработок для изучения тем «Семья и брак» в курсе обществознания для 6,7,8 классов с использованием материалов исторических источников средних веков.
Также, в выпускной квалификационной работе представлены готовые фрагменты исторических источников для изучения тематических блоков «Средневековое европейское общество», «Культура средневековой Европы» в курсе Всеобщей истории 6 класса; для возможного использования в курсе обществознания в тематических блоках «Человек в малой группе» (6 класс), «Мораль и моральный выбор. Право и мораль», «Основы семейного права» (7 класс), «Домашнее хозяйство», «Роль религии в жизни общества» (8 класс), «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и ее функции» (9 класс).
Подводя итог выпускной квалификационной работы, сделан вывод о реальности и практической значимости использования исторических источников как при изучении курса истории, так и в процессе изучения обществознания среднего общего образования.
Изучив необходимую литературу и проведя анализ исторических источников были определены характерные особенности брака и семьи в средневековья, для дальнейшего использования информации при создании методических разработок. Выявленные особенности, такие как потребительское отношение к браку, несформированный институт семьи, ущемление в правах и свободах средневековых женщин, главенствующая роль церкви в брачных отношениях, правовая регламентация брака, позволили определить информационную базу дальнейшего исследования.
Для определения возможности использования информации источников средневекового брака и семьи на уроках всеобщей истории с 6 классе были изучены нормативные документы, регламентирующие основное общее образование в Российской Федерации. Выделены требования к основному общему образованию, изучены методические рекомендации по организации изучения курса истории в средней общеобразовательной школе. В результате работы были разработаны образцы возможных заданий с использованием текстов исторических источников средневековья. В результате, определили, что использование материалов исторических источников средневекового брака и семьи на уроках всеобщей истории в 6 классе реально, и более того отвечает требованиям обновленного Федерального государственного стандарта основного общего образования.
Для использования данных средневековых источников в курсе обществознания в 6-9 классах на темах «Семья и брак» изначально
определялись требования Федерального образовательного стандарта, рассматривались примерные образовательные программы по
обществознанию, методические рекомендации для педагогов обществознания основного общего образования. В Федеральном государственном стандарте указаны метапредметные результаты, которые возможно достичь путем использования исторических источников в курсе обществознания.
В результате представлены варианты методических разработок для изучения тем «Семья и брак» в курсе обществознания для 6,7,8 классов с использованием материалов исторических источников средних веков.
Также, в выпускной квалификационной работе представлены готовые фрагменты исторических источников для изучения тематических блоков «Средневековое европейское общество», «Культура средневековой Европы» в курсе Всеобщей истории 6 класса; для возможного использования в курсе обществознания в тематических блоках «Человек в малой группе» (6 класс), «Мораль и моральный выбор. Право и мораль», «Основы семейного права» (7 класс), «Домашнее хозяйство», «Роль религии в жизни общества» (8 класс), «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и ее функции» (9 класс).
Подводя итог выпускной квалификационной работы, сделан вывод о реальности и практической значимости использования исторических источников как при изучении курса истории, так и в процессе изучения обществознания среднего общего образования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Население Красноярской агломерации: демографическое исследование. Возможности использования темы при работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - Феминистская деятельность Симоны де Бовуар
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018





