Развитие готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях общеобразовательной школы
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях общеобразовательной школы 5
§ 1.1. Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса как
психолого-педагогическая проблема 5
§ 1.2. Особенности развития готовности к профессиональному
самоопределению учащихся 9 класса в условиях общеобразовательной школы 14
Выводы по главе 1 20
Глава 2. ГЛАВА 2. Психолого-педагогическая работа по повышению
готовности к профессиональному самоопределению 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 21
§ 2.1. Диагностика актуального уровня готовности к
профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 21
§ 2.2. Организация работы по повышению готовности к
профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней
общеобразовательной школы 27
§ 2.3. Анализ и интерпретация данных о повышении уровня готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 40
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 52
Глава 1. Теоретические основы изучения готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях общеобразовательной школы 5
§ 1.1. Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса как
психолого-педагогическая проблема 5
§ 1.2. Особенности развития готовности к профессиональному
самоопределению учащихся 9 класса в условиях общеобразовательной школы 14
Выводы по главе 1 20
Глава 2. ГЛАВА 2. Психолого-педагогическая работа по повышению
готовности к профессиональному самоопределению 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 21
§ 2.1. Диагностика актуального уровня готовности к
профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 21
§ 2.2. Организация работы по повышению готовности к
профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней
общеобразовательной школы 27
§ 2.3. Анализ и интерпретация данных о повышении уровня готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 40
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 52
Актуальность исследования
В настоящее время мир стремительно меняется и развивается. Вместе с ним модернизируется и мир профессий: одни развиваются, создавая совершенно новые профессии, другие исчезают навсегда. В свою очередь ВУЗы и техникумы каждый год открывают новые направления подготовки, реализуют новые образовательные программы. Безусловно, уследить за всеми изменениями практически невозможно.
Необходимо также отметить и то, что в школьной программе нет занятий по профессиональной ориентации, а школьнику среди прочих занятий просто не хватает времени подумать о том, чего же ему хочется в действительности, с какой деятельностью он хочет связать свою жизнь.
В современной школе существует проблема низкой готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса в условиях общеобразовательной школы. Отсутствие представлений о многообразном мире профессий, о возможности их получения и понимания своих желаний и возможностей ставит выпускников школ в категорию повышенного риска: несформированность компетенций выбора профессиональной деятельности, и как следствие, неправильный выбор жизненного пути. Часто школьники переоценивают значимость высшего образования в ущерб квалификации рабочих профессий, из-за чего также есть возможность сделать неправильный выбор своего жизненного пути.
Низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению приводит к появлению неадекватных реакций, ошибок, к несоответствию функционирования психических процессов и тех требований, которые предъявляются обществом и ситуацией. Поэтому, когда перед старшеклассниками встает вопрос о выборе профессий, им, безусловно, нужна компетентная помощь в этом выборе.
Автор статьи «Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема» М.В. Ретивых приводит
следующие результаты проведенного им исследования: 60%
старшеклассников имеют неустойчивые профессиональные интересы, почти 70% школьников не знают своих профессиональных способностях и склонностях, более 50% выпускников общеобразовательных школ не имеют осознанного профнамерения.
Выявленное противоречие между потребностью обучающегося общеобразовательной школы в развитом уровне готовности к профессиональному самоопределению и недостаточностью условий по ее развитию, организуемых во внеучебном процессе образовательной организации позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса?..
В настоящее время мир стремительно меняется и развивается. Вместе с ним модернизируется и мир профессий: одни развиваются, создавая совершенно новые профессии, другие исчезают навсегда. В свою очередь ВУЗы и техникумы каждый год открывают новые направления подготовки, реализуют новые образовательные программы. Безусловно, уследить за всеми изменениями практически невозможно.
Необходимо также отметить и то, что в школьной программе нет занятий по профессиональной ориентации, а школьнику среди прочих занятий просто не хватает времени подумать о том, чего же ему хочется в действительности, с какой деятельностью он хочет связать свою жизнь.
В современной школе существует проблема низкой готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса в условиях общеобразовательной школы. Отсутствие представлений о многообразном мире профессий, о возможности их получения и понимания своих желаний и возможностей ставит выпускников школ в категорию повышенного риска: несформированность компетенций выбора профессиональной деятельности, и как следствие, неправильный выбор жизненного пути. Часто школьники переоценивают значимость высшего образования в ущерб квалификации рабочих профессий, из-за чего также есть возможность сделать неправильный выбор своего жизненного пути.
Низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению приводит к появлению неадекватных реакций, ошибок, к несоответствию функционирования психических процессов и тех требований, которые предъявляются обществом и ситуацией. Поэтому, когда перед старшеклассниками встает вопрос о выборе профессий, им, безусловно, нужна компетентная помощь в этом выборе.
Автор статьи «Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема» М.В. Ретивых приводит
следующие результаты проведенного им исследования: 60%
старшеклассников имеют неустойчивые профессиональные интересы, почти 70% школьников не знают своих профессиональных способностях и склонностях, более 50% выпускников общеобразовательных школ не имеют осознанного профнамерения.
Выявленное противоречие между потребностью обучающегося общеобразовательной школы в развитом уровне готовности к профессиональному самоопределению и недостаточностью условий по ее развитию, организуемых во внеучебном процессе образовательной организации позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса?..
На первом этапе эмпирического исследования нами был проведен анализ теоретической литературы, благодаря которому удалось обнаружить, что выбранный нами вопрос в настоящее время мало изучен, не хватает новых исследований для составления практических занятий, которые помогут в развитии готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса.
Большая часть современных исследований направлена на профессиональное самоопределение человека внутри какой-то определенной деятельности. Говоря о профессиональном самоопределении школьников, чаще всего упоминают 10-11 классы, когда скорое покидание школы и выбор жизненного пути становится неизбежным. В литературе мало изучен процесс готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса, а ведь перед ними стоит сложная задача: выбрать профильное обучение в школе или продолжиться свое обучение в профессиональном учебном заведении.
На основе изученной литературы мы выделили три компонента готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса: когнитивный, эмоционально-мотивационный; деятельностный.
Далее нами была проведена диагностика актуального уровня готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса Советского района г. Красноярска, которая показала, что большая часть подростков имеет низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению. Средний уровень был зафиксирован у четверти ребят и только три человека обладали высоким уровнем готовности.
На основании полученных данных мы, в процессе внеурочной работы, разработали и апробировали психолого-педагогические условия развития готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого
класса: занятия с элементами тренинга, ролевые, деловые и
профессиональные игры, дискуссию, организовали профессиональные пробы. Все эти занятия были направлены на развитие выделенных нами компонентов готовности к профессиональному самоопределению.
По окончании занятий мы провели диагностику уровня готовности к профессиональному самоопределению участников экспериментальной группы и получили положительную динамику в изменении уровня готовности к профессиональному самоопределению. Более половины (64%) подростков по результатам исследования имели высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению, а низкий уровень остался лишь у 8%.
Таким образом, результаты нашего исследования доказывают, что специально созданные условия, способствуют развитию готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы, а представляют собой один из вариантов ее решения.
Большая часть современных исследований направлена на профессиональное самоопределение человека внутри какой-то определенной деятельности. Говоря о профессиональном самоопределении школьников, чаще всего упоминают 10-11 классы, когда скорое покидание школы и выбор жизненного пути становится неизбежным. В литературе мало изучен процесс готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса, а ведь перед ними стоит сложная задача: выбрать профильное обучение в школе или продолжиться свое обучение в профессиональном учебном заведении.
На основе изученной литературы мы выделили три компонента готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса: когнитивный, эмоционально-мотивационный; деятельностный.
Далее нами была проведена диагностика актуального уровня готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса Советского района г. Красноярска, которая показала, что большая часть подростков имеет низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению. Средний уровень был зафиксирован у четверти ребят и только три человека обладали высоким уровнем готовности.
На основании полученных данных мы, в процессе внеурочной работы, разработали и апробировали психолого-педагогические условия развития готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого
класса: занятия с элементами тренинга, ролевые, деловые и
профессиональные игры, дискуссию, организовали профессиональные пробы. Все эти занятия были направлены на развитие выделенных нами компонентов готовности к профессиональному самоопределению.
По окончании занятий мы провели диагностику уровня готовности к профессиональному самоопределению участников экспериментальной группы и получили положительную динамику в изменении уровня готовности к профессиональному самоопределению. Более половины (64%) подростков по результатам исследования имели высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению, а низкий уровень остался лишь у 8%.
Таким образом, результаты нашего исследования доказывают, что специально созданные условия, способствуют развитию готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы, а представляют собой один из вариантов ее решения.
Подобные работы
- Кейс-метод в профессиональном самоопределении обучающихся средней школы
при изучении предмета технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения
старшеклассников в условиях общеобразовательной
школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Психологическое сопровождение профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - Обучение английскому языку как способ влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников (Московский международный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование готовности к профессиональному самоопределению воспитанников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





