Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях общеобразовательной школы 5
§ 1.1. Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса как
психолого-педагогическая проблема 5
§ 1.2. Особенности развития готовности к профессиональному
самоопределению учащихся 9 класса в условиях общеобразовательной школы 14
Выводы по главе 1 20
Глава 2. ГЛАВА 2. Психолого-педагогическая работа по повышению
готовности к профессиональному самоопределению 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 21
§ 2.1. Диагностика актуального уровня готовности к
профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 21
§ 2.2. Организация работы по повышению готовности к
профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней
общеобразовательной школы 27
§ 2.3. Анализ и интерпретация данных о повышении уровня готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях средней общеобразовательной школы 40
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 52
Актуальность исследования
В настоящее время мир стремительно меняется и развивается. Вместе с ним модернизируется и мир профессий: одни развиваются, создавая совершенно новые профессии, другие исчезают навсегда. В свою очередь ВУЗы и техникумы каждый год открывают новые направления подготовки, реализуют новые образовательные программы. Безусловно, уследить за всеми изменениями практически невозможно.
Необходимо также отметить и то, что в школьной программе нет занятий по профессиональной ориентации, а школьнику среди прочих занятий просто не хватает времени подумать о том, чего же ему хочется в действительности, с какой деятельностью он хочет связать свою жизнь.
В современной школе существует проблема низкой готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса в условиях общеобразовательной школы. Отсутствие представлений о многообразном мире профессий, о возможности их получения и понимания своих желаний и возможностей ставит выпускников школ в категорию повышенного риска: несформированность компетенций выбора профессиональной деятельности, и как следствие, неправильный выбор жизненного пути. Часто школьники переоценивают значимость высшего образования в ущерб квалификации рабочих профессий, из-за чего также есть возможность сделать неправильный выбор своего жизненного пути.
Низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению приводит к появлению неадекватных реакций, ошибок, к несоответствию функционирования психических процессов и тех требований, которые предъявляются обществом и ситуацией. Поэтому, когда перед старшеклассниками встает вопрос о выборе профессий, им, безусловно, нужна компетентная помощь в этом выборе.
Автор статьи «Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема» М.В. Ретивых приводит
следующие результаты проведенного им исследования: 60%
старшеклассников имеют неустойчивые профессиональные интересы, почти 70% школьников не знают своих профессиональных способностях и склонностях, более 50% выпускников общеобразовательных школ не имеют осознанного профнамерения.
Выявленное противоречие между потребностью обучающегося общеобразовательной школы в развитом уровне готовности к профессиональному самоопределению и недостаточностью условий по ее развитию, организуемых во внеучебном процессе образовательной организации позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса?..
На первом этапе эмпирического исследования нами был проведен анализ теоретической литературы, благодаря которому удалось обнаружить, что выбранный нами вопрос в настоящее время мало изучен, не хватает новых исследований для составления практических занятий, которые помогут в развитии готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса.
Большая часть современных исследований направлена на профессиональное самоопределение человека внутри какой-то определенной деятельности. Говоря о профессиональном самоопределении школьников, чаще всего упоминают 10-11 классы, когда скорое покидание школы и выбор жизненного пути становится неизбежным. В литературе мало изучен процесс готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса, а ведь перед ними стоит сложная задача: выбрать профильное обучение в школе или продолжиться свое обучение в профессиональном учебном заведении.
На основе изученной литературы мы выделили три компонента готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса: когнитивный, эмоционально-мотивационный; деятельностный.
Далее нами была проведена диагностика актуального уровня готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса Советского района г. Красноярска, которая показала, что большая часть подростков имеет низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению. Средний уровень был зафиксирован у четверти ребят и только три человека обладали высоким уровнем готовности.
На основании полученных данных мы, в процессе внеурочной работы, разработали и апробировали психолого-педагогические условия развития готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого
класса: занятия с элементами тренинга, ролевые, деловые и
профессиональные игры, дискуссию, организовали профессиональные пробы. Все эти занятия были направлены на развитие выделенных нами компонентов готовности к профессиональному самоопределению.
По окончании занятий мы провели диагностику уровня готовности к профессиональному самоопределению участников экспериментальной группы и получили положительную динамику в изменении уровня готовности к профессиональному самоопределению. Более половины (64%) подростков по результатам исследования имели высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению, а низкий уровень остался лишь у 8%.
Таким образом, результаты нашего исследования доказывают, что специально созданные условия, способствуют развитию готовности к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы, а представляют собой один из вариантов ее решения.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник для вузов / Г. С. Абрамова. — Москва : Издательство Юрайт, 2012. — 811 с.
2. Амосова, Т.В. Основные подходы к профессиональной готовности в отечественной психологии // Коми государственный педагогический институт. - 2013. №9. С. 65-69.
3. Ананьина, Е. В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Человек. Спорт. Медицина. 2016. №9 (64) С. 62-67.
4. Арон, Ирина Станиславовна Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник КГУ. 2015. №1. С. 233-237.
5. Бодров, В.А., Психология профессиональной пригодности : Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - 2-е изд. - М. : ПЕР СЭ, 2017. - 511с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - 4-е изд. М.: Институт практической психологии, Москва - Воронеж, 2014. - 351 с.
7. Гусинский, Е.Н. Введение в философию образования / Е.Н. Гусинский, Ю.И Турчанинова. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2013. - 224 с.
8. Деянова А.В., Юрьева Г.П. / Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZpedagogicheskie - usloviya-effektivnosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov (дата обращения: 02.05.2019).
9. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка / М.: Астрель: АСТ, 2017. — 1578 с.
10. Дубровина, И.В. / Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2014. С. 250-272.
11. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Тесей 2017. - 356 с.
12. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие для студентов-слушателей факультетов общественных профессий. / Н.Н. Захаров. М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
13. Зеер, Э.Ф. Дидактические конструкты психологии профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, Н.О. Садовникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. университет, 2012. - 125 с.
14. Катаева, Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества [Текст] / Л.И. Катаева, Т.А. Полозова // Мир психологии. 2010. - № 3(43).1. C. 147- 156.
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 2006. - 96 с...37