Введение
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы формирование представлений о
зимующих птицах детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Зимующие птицы как объект живой природы дошкольного образования 10
1.3. Условие жизни зимующих птиц 15
1.4. Прогулки как формы ознакомления детей с зимующими птицами 18
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА II РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление первичного уровня сформированности представлений о зимующих птицах 22
2.2. Совершенствование формирования представлений у детей
среднего дошкольного возраста о зимующих птицах 27
2.3. Определение эффективности прогулок в формировании
представлений о зимующих птицах 36
Выводы по 2 главе 359
Заключение 41
Библиография 42
Приложении 48
Актуальность темы исследования. Птицы с давних пор являются одним из основных объектов живой природы программы дошкольного образования. Птицы представляют интерес не только детей, также взрослых, восхищение вызывало их пение, яркое оперение и способность к полету [ 31, с.112].
Имеется и практичная сторона общения с птицами: домашние птицы используют для получения яиц, мяса, пуха; декоративные птицы, а также попугаи и певчие птицы разводят как обитатели живого уголка, как правило, окружены заботой и любовью детей и взрослых, к ним относятся как к членам семьи. Многие дикие птицы входят в группу охотничье-промысловых животных, а их хищных собратьев используют для охоты.
Птицы - доступные объекты для детей, их можно наблюдать в любое время года. На примере птиц дети изучают многообразие живых организмов в природе и их приспособления к изменениям условий окружающей среды.
Однако, в последнее время в связи с распространением птичьего гриппа, многие птицы, особенно приозерные были истреблены. В детских учреждениях также певчих и декоративных птиц стало меньше. Ознакомление птиц с детьми является необходимым как воспитания позитивного отношения подрастающего поколения к животным.
Дети среднего дошкольного возраста в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта будут знакомиться с ближайшей, доступной для их возраста, миром природы. В этой связи по отношению к территории птиц можно разделить на три группы: 1) оседлых — остающихся в одном и том же районе в течение всего года; они могут весь год держаться на своем гнездовом участке или меняют местообитания, но протяженность перемещений обычно не превышает несколько десятков километров; 2) кочующих — совершающих после сезона размножения ненаправленные кочевки протяженностью в сотни километров, но обычно не вылетающих за пределы той природной зоны, в которой они гнездятся; 3) перелетных — улетающих на зимовки за тысячи километров от мест гнездования, в другие природные зоны [ 46, с.156].
В настоящей работе нас будет интересовать именно зимующие птицы в нашей местности. Зимовать будут те птицы, которые могут найти пищу в условиях нашей местности. Насекомоядные птицы не могут зимовать, так как суровые зимние условия заставляют насекомых проводит зиму в состоянии оцепенения. Следовательно, остаются зимовать наиболее приспособленные к морозам зерноядные, всеядные и хищные птицы.
Зимующие птицы в поисках пищи обычно приближаются к населенным пунктам. Суровые зимние условия переносят немного видов птиц. Это обстоятельство облегчает наблюдение за зимующими птицами. Поэтому дети среднего дошкольного возраста также имеют возможность наблюдать на прогулках зимующих птиц. Кормушки для птиц посещают незначительное число птиц. Установление кормушек для птиц и наблюдение за ними во время прогулок основной вид деятельности детей при ознакомлении с зимующими птицами [ 32, с.235].
Совершенствование методов и педагогических приемов общения детей среднего дошкольного возраста с птицами, зимующими в местности, где живут дети, является особо актуальным разделом дошкольного образования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия для успешного формирования представлений о зимующих птицах детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить педагогические условия для успешного формирования представлений о зимующих птицах детей среднего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и методика экологического образования детей.
Объект исследования: процесс формирования представлений о зимующих птицах у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: представления о зимующих птицах детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предположили, что поэтапно организованные прогулки являются эффективным педагогическим условием для успешного формирования представлений о зимующих птицах у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования::
1. Изучить и проанализировать по теме исследования психолого-педагогическую и научно - методическую литературу;
2. Выявить первичное представление у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах;
3. Разработать и апробировать прогулки, направленные на формирование представлений о зимующих птицах детей среднего дошкольного возраста;
4. Обобщить полученные результаты.
Основными методами в нашей исследовательской работы являются анализ сведений изученной литературы, беседа, методика проведения прогулки, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка, обобщение.
Организация исследования: Экспериментальной базой исследования является МАДОУ детский сад «Сказка» г. Ак-Довурака Барун - Хемчикского кожууна Республики Тыва.
Теоретическая и практическая значимость работы. Настоящая работа учитывает принцип интеграции разных видов деятельности детей в трудовом воспитании. Методы и педагогические приемы формирования трудовых умений и навыков рассматривается как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка: социально¬коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы [ 46, с.115]
Апробация. Основные положения и выводы работы доложены на научно-практической конференции студентов ТувГу (Кызыл, апрель, 2015).
Методическую основу исследования составил работу под ред. В.А. Вераксы (2014) по теории и технологии экологического образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы».
Объем и структура выпускной квалифицированной работы: состоит из введения, двух глав, библиографического списка из пятидесяти девять наименований, заключения из четырех выводов. Работа изложена в сорока семи страницах компьютерного текста, содержит три рисунка и пяти таблиц, а также приложение объемом одиннадцати страниц.
Дети среднего дошкольного возраста в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта будут знакомиться с ближайшей, доступной для их возраста, миром природы. В этой связи по отношению к территории птицы оседлой группы, остающиеся в одном и том же районе в течение всего года наиболее доступны для них, то есть это зимующие птицы, которые могут найти пищу в условиях местности. Наблюдая на прогулках в течении зимы дети принимают участие в подкармливании зимующих птиц. В результате формируется представление о зимующих птицах у детей среднего дошкольного возраста. Это поэтапно целенаправленна и экспериментально подтверждается в настоящей работе.
Сравнительный анализ экспериментов показал, что высокий уровень на 30 %. До и после формирующего эксперимента изменился от 30 % до 60 % и повысился, снизился на 20 %. Таким образом, использование прогулок при ознакомлении с зимующими птицами позволило сформировать представления о зимующих птицах у детей среднего дошкольного возраста, т.е. прогулки создают эффективное педагогическое условие для успешного формирования представлений о зимующих птицах у детей среднего дошкольного возраста.
1. Алешина, Н.В. Ознакомление Дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2004- 158 с.
2. Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. — Л.: Дет.лит., 1990. — 11 с.: ил.Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. - СПб.: Северо-Запад, 1993. - 446 с.
3. Бианки В.В. Лесные домишки / Рис. А.Шангелдян. — М.: Стрекоза,
2000. — 127 с.: ил. Гриффин Д. Перелеты птиц - М., Мир, 1966 г. 162 с.
4. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - С. 80-82.
5. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - С. 111-113.
6. Веракса, Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез,2006:-68 с.
7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] / В.В Гербова. - М., 1984.-112 с.
8. Глебова, Г. Экологическое воспитание в детском саду [Текст]/ Г. Глебова // Башкы. - 2002. - №2. - С. 61.
9. Гончарова, Г.С. Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности [Текст] / Г.С. Гончарова // Дошкольная педагогика. - 2008. №7 (48).- С.27-29.
10. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: [Текст] / Л.Г. Горькова., А.В. Кочергина., Л.А. Обухова. Средняя, старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2011. - 240 с.
11. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]:
программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128 с.
12. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у тетей и подростков [Текст]: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
13. Доронов, С. Игоа как Берушка домдмлтнocтд дошкольников о примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» [Текст] / С. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2011-115 с.
14. Дыбина, О.Б. Ребенок и окружающий мир [Текст] / Дыбина О.Б. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 254 с.
15. Ежкова, Н. ДОНКОЛЬНЫЙ ьозpгcт: оPнaзoоaорe с учстом
эмоционального компонента [Текст] / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. 2004. № 8.
16.ЗГУРСКРЯ, Л. Знакомим с окружающим миром [Текст] / Л. Згурская // Дошкольное образование. - 2004. - № 1. - С. 52-58.
17. Иванова, Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: Методическое пособие / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
18. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
19. Игра «К«охочет етать скaзфчниоoм м» [Текст] т / Педсовет, т. 2002. - №9.
20. Коомина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н.В. Кломина. - М.: Сфера, 2005.
21. Корзун, А.В.. Эколоігиіеское воспитание детей и стариіего
дошкольного возраста средствами ТРИЗ - педагогики. [Текст] / А.В. Корзун., С.В. Кишко - Мозырь, 2003.- 345 с.
22. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Василевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа / авт. - сост. Н.В. Лободина. -Изд. 2-е - Волгоград: Учитель, 2012. - 364 с.
23. Кудрявцев В.Т. Дошкольное образование должно жить! [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. - 2001. № 3.
24. Кондратьева, Н.Н. Мы [Текст]: Программ;! экологического
образования детей / Н.Н. Кондратьева, и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2000. -220 с.
25:Комарова, Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. — М. Педагогическое общество России, 2005.-254 с.
26. Лаптева, Н.В. «Психалого - педогогическое иpoскоиpoррнин р образовании» [Текст] / Н.В. Лаптева. - Ярославль, 2001. -354 с.
27. Листок на ладони [Текст]: методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / под ред. Л.М. Маневцовой. - СПб.: « Детство - Пресс», 2005.-112 с.
28. Мир пpиpадь] и р^(5^т^(^і^: Meтoдитн экoлoгги^ecкoгo воспитания дошкольников [Текст]: учеб.пособие для пед. училищ / Л.А.Каменова, Н.Н, Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Тереньева; под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2000.¬319 с.
29. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию [Текст]: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач.шк / Л.П. Молодова. - М.: ООО «Соврменная школа», 2005.-512с.
30. Михеев А.В. . Іерелелы ртпц - М, Леснсн пpрмышлeннooоь, 1 981 г . 232с.
31. Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. М.: Топикал, 1996. С. 438.
32. Мир пвоиокДI и pеMeмок: Meмткдиф экфкогуичемфгу вввспотрни дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова,
E. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
33. Николаева, С.Н. Юный эколог [Текст]: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез», 2002.-128 с.
34. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / С.Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
35. Николаева, С.Н. Эевлег в дeтфкок саду [Teкбт]: пр огрксма пооып]ииие квалификации дошкольных работников / С.Н. Николаева. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.-120 с.
36. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой.- 2-у изд. - М.: Мозаика-синтез, 2014.
37. Петров, В.М. Зимние праздники, игры и забавы [Текст] / В.М. Петров,
F. H. Гришина, Л.Д. Короткова. - М., Творческий центр «Сфера», 2000.
38. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова М.: Карапуз, 2001 432 с.
39. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. -2001. /№7.-С.61-69.
40. Рыжова, Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2001, № 6.- С. 18-20.
41:Сижтна, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст]: методическое пособие / С.Д. Сажина.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
42. Серебрякова, р.А. ЭколАгическое тбp<нsов ание в ДОШНОЛЬНОМ оезвacоe [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.А. Серебрякова. - 2-е изд., стер,- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-208 с.
43:Скоролупова, О.А Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования [Текст] /О.А Скоролупова // Дошкольное образование, 2011.- №1 - С.5-11.
44:Скоролупова,О.А: Введение ФГОС дошкольного образование:
Разработка образовательной программы ДОУ [Текст]/ О:А:Скоролупова:-М:: Издательство «Скрипторий 2003», 2014.- 172 с.
45:Слободчиков, В.И. Основы психолооической антропологии.
Психология развития человека [Текст]: учебного пособия для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.-125 с.
46:Смирнова, Е.О., Tpcшсптв а дрироду. Экчноесчтcе:oн е бсаааводив е детском саду [Текст]: программа и конспекты занятий / Е.О. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. - СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 208 с.
47:Смирнова, Е.О. Оглянемся на собственный опыт [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. - 2005. № 5.
48:Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С. 21-25.
49:Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова^. - 2-ое изд.., - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-104 с.
50:Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада [Текст] / О.А Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.- 225 с.
51. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми среднего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / С.Н. Теплюк. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
52. Уолтерз, М. Животные [Текст]: Большая детская энциклопедия /
М.Уолтерз, Дж. Джонсон; пер с англ. Т.Н. Петриной. -М.: АСТ:Астрель, 2008.- 256 с.
53. ШишФина, В.А., Прогулки в природу: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений [Текст] / В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич.-2-еизд.-М.:Просвещение, 2003.-112 с.
54. Шишкина, В.А. Прогулки в природу / В.А. Шишкова. - М., 2002.- 322 с.
55. Федина, Н. О пpимбpнoй oвнoвнoй oГpерoвaасльнoй пpoгpaммe
«Успех» дошкольного образования [Текст] / Н. Федина // Дошкольное образование. -2011.-№1
56. Федеральные закон йФ «он образѳвании в HoсьийcкоC Федкой/Фе» еро 273-ФЗ[Электронный ресурс]:режим доступа:
http: //www. zakpnrf. i п1Ь/Уакоп-оЬ-оЬі'а/оѵапіі-ѵ-г1/
57. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Электронный ресурс]: книга для воспитателей дет.сада / С.Н. Николаева - М: Просвещение, 2002 - 208 с. - Режим доступа: http://www.prosv.ru
58. Детский садит |Флеі<троі і і іы й p«'сеос|. - ДОСРЧЖ : медоНт Іппскг
garten. narod.ru.
59. Материалы с сайта http://goldref.ru/