ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 11
1.1. Понятие психологического климата и
его характеристики 11
1.2. Особенности психологического климата в
педагогических коллективах 18
1.3. Условия формирования оптимального психологического климата в
педагогических коллективах 32
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 41
2.1. Изучение психологического климата в педагогических коллективах
дошкольных образовательных организаций 41
2.2. Реализация условий формирования оптимального психологического
климата в педагогических коллективах дошкольных образовательных организаций 50
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В настоящее время в Российском обществе все больше внимания уделяется психологическому климату в педагогических коллективах. Связано это с тем, что выполнение требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагогов во
многом зависит от существующих форм их социального взаимодействия внутри образовательных организаций. Так, по действующему Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» сказано, что педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, творческие способности; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; систематически повышать свой профессиональный уровень...» [48]. Таким образом, специфика
профессиональной деятельности требует от педагогов полной психологической погруженности в трудовую деятельность, что влечет за собой усложнение их психической жизнедеятельности. Это, несомненно, оказывает влияние на субъективное благополучие личности педагога и его успехи, а также выступает фактором, определяющим качество современного образования.
На сегодняшний день существует описание различных способов выстраивания взаимодействия между коллегами. И те педагоги, которые заинтересованы в создании доброжелательных взаимоотношений с коллегами, открыты к сотрудничеству, готовы оказать поддержку, распространяют опыт такой работы. Однако не все педагоги способны выстроить доброжелательные отношения с коллегами, в силу своего неумения, неопытности, либо нежелания.
Однако важно отметить, что для успешного функционирования образовательной организации ее сотрудникам необходимо работать слаженной согласованно...
Проведенное нами исследование проблемы формирования оптимального психологического климата педагогического коллектива позволяет систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Психологический климат - это проявление коллективного сознания, обусловленное особенностями взаимодействия между людьми внутри группы, и оказывающее влияние на психологическое состояние всех членов коллектива. Психологический климат позволяет увидеть обобщенную картину состояния всех жизненных проявлений коллектива, потому как он связывает взаимодействие всего разнообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий профессиональной деятельности.
Коллективом является высшая стадия развития группы, которая объединена для выполнения определенных задач, в том числе и профессиональных. Педагогический коллектив - это общность педагогов образовательной организации, объединённых на основе общих мировоззренческих взглядов, с целью достижения воспитательных целей и решения задач. Качество профессиональной деятельности педагогов во многом зависит от той внутренней атмосферы, которая складывается внутри педагогических коллективов, от особенностей взаимодействия и сотрудничества педагогов друг с другом, от тех взаимоотношений, которые развиваются в конкретном коллективе. В этом контексте следует утверждать, что психологический климат педагогического коллектива, подкрепляет позитивное разворачивание профессиональной деятельности и способствует нормальному функционированию организации. Для педагогических коллективов свойственно существование четырех основных типов психологического климата: благоприятный, устойчивый тип; благоприятный, неустойчивый тип; средне благоприятный, проблемный тип; неблагоприятный тип. Эти типы имеют уникальные характеристики,
связанные с особенностями самой профессиональной деятельности педагогови тенденциями в современном образовании.
Формирование оптимального психологического климата в педагогических коллективах достигается благодаря условиям, одним из которых является метод командообразования. Командообразование или тимбилдинг представляет собой ряд специально организованных мероприятий, направленных на создание и повышение эффективности взаимодействия членов какого-либо коллектива. Педагогический тимбилдинг - это комплекс мероприятий, которые направлены на совместную деятельность педагогических работников по решению задач, стоящих перед общеобразовательной организацией.
Эффективность командообразования в формировании оптимального психологического климата в организации достигалась при реализации следующих условий: проведение организационной диагностики
образовательной организации с целью определения готовности персонала к командному взаимодействию; проведение тренинга командообразования, направленного на повышение сплоченности команд и установление межличностного взаимодействия членов команд; послетренинговое сопровождение, которое направлено на организацию помощи в становлении командной работы в естественных условиях предприятия...
1. Аксенова И.С., Касаткина Н.С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 10. С 84-91.
2. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников учреждении // Управление персоналом. 2012. № 1. С. 50-52.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: МГУ, 2015. 234 с.
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МСК. ун-та, 2008. 212 с.
5. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: ИНФРА - М, 2016. 189 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М: Педагогика, 1983. - 272 с.
7. Божко О.В. Технологии эффективного командообразования в образовании в условиях ФГОС // Педразвитие. 2018. № 4. С. 11-15.
8. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. М.: ИНФРА - М, 2015. 204 с.
9. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2008. 193 с.
10. Васильченко О. Социально-психологический климат: диагностика и формирование // Справочник кадровика. 2012. №3. С.45-61.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ТриадаЛТД, 2015. 384 с.
12. Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий. М.: Финансы и статистика, 2015. 213 с.
13. Дорошенко В.Ю. Деловое общение в рабочей группе. М.: АСТ, 2007. 212 с.
14. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособ. М.: Академия, 2003. 280 с.
15. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. М.: Издательство Юрайт, 2016. 280 с...52