Вербализация категории «Время» в книге Н. Щербы «Часодеи» и в повести братьев Стругацких
«Понедельник начинается в субботу»
(материалы для факультативного курса в средней школе)
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы психолингвистического подхода к анализу художественного текста 6
1.1. Психолингвистический подход 6
1.2. Время в свете интеграции наук 10
1.3. Время как категория (концепт) текста 14
Глава 2. Структура и анализ лексико-семантического поля «Время» 17
2.1. Ядро лексико-семантического поля с характеристикой этимологического
аспекта концепта «Время» 17
2.2. Околоядерная зона лексико-семантического поля «Время» 21
2.3. Периферийная зона лексико-семантического поля «Время» 30
Глава 3. Сравнительный анализ использования универсальной категории «Время» и темпоральной лексики в художественных текстах повести 36
3.1. Категория «Время» в повести Стругацких «Понедельник начинается в
субботу» 36
3.2. Представление понятия «Время» в книге Н. Щерба «Часодеи» 48
Глава 4. Методическая разработка факультативного курса 56
4.1. Реализации функционального принципа на уроках морфологии в изучении
русского языка 56
4.2. Функциональный принцип в лингвостилистическом анализе художественных
текстов 62
Заключение 70
Библиографический список 74
Приложения 88
Одной из главных проблем современной лингвистики является проблема взаимосвязи языка и мышления, которая проявлена в процессах осмысления и интерпретации текста. Способность к восприятию письменного текста и рефлексии на него считается основой грамотности современного человека. Именно на учебный текст возложена функция формирования компетентной коммуникативной личности, мотивированной к творчеству, к инновационной и исследовательской деятельности. Однако, художественный текст часто имеет еще большее воздействие на читателей, а в нашем случае на обучающихся. Неоднократно подчеркнутые Ю.М. Лотманом «принципиальная множественность прочтений», способность «концентрировать огромную информацию на очень небольшой „площади“ текста», способность «коррелировать с читателем и выдавать ему именно ту информацию, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен», подтверждают определенную уникальность и ценность художественного текста как объекта преподавания, который как в литературном, так и в общем образовании не может иметь адекватной замены [Лотман, 1998, с. 14-285].
Новые возможности решения проблемы восприятия и интерпретации текста связаны с изменением лингвистической парадигмы в сторону антропоцентризма. Антропоцентрическая направленность лингвистических исследований реализуется в научном интересе к когнитивным и психологическим аспектам изучения речевой деятельности и художественного текста. Одно из направлений подобного изучения - исследование способов вербальной репрезентации авторского сознания как организующего центра текста (В.П. Белянин, Л.О. Бутакова, В.А. Пищальникова), в русле которого и выполнена данная работа.
Психолингвистика и когнитивная лингвистика расставляют новые акценты в понимании языка, открывающие широкие перспективы его изучения во всех разнообразных связях с человеком, его интеллектом, со всеми познавательными процессами. Эти направления выходят за рамки собственно лингвистики,
соприкасаясь с логикой, психологией, социологией, философией, что делает чрезвычайно привлекательной работу в этой области. Лингвистика имеет своим предметом исследование лексем, фраз, высказываний и текстов, репрезентирующих в языке и речи определенные понятия, а когнитивная лингвистика нацелена на моделирование картины мира и устройства языкового сознания. Инструментом оперирования при этом становятся концепты как совокупность всех смыслов, схваченных словом [Бабушкин, 2001, с.52-57].
Исследуется стороны, слои, компоненты концепта, вошедшие в семантическое пространство языка (т.е. выявляется и описывается совокупность семем и сем языка), категоризация и проявление их в концепте, то есть в участке системы конкретного языка.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена вниманием современного языкознания к теоретическим и практическим аспектам отражения в тексте языковой картины мира. В данной работе оно будет представлено на примере выявления средств отражения концепта «Время» и анализа его лексико-семантического поля.
Объект исследования: психолингвистическая категория «Время» в фантастическом художественном тексте. Предметом исследования являются языковые единицы, формирующие психолингвистическую категорию (концепт) «Время».
Цель работы: проанализировать средства вербального воплощения категории «Время» в фантастических художественных текстах братьев Стругацких и Наталии Щерба для оптимизации их прочтения и понимания в рамках школьного курса. Цель работы определила задачи исследования:..
Время - это основа всех наших восприятий; только через наличие его мы можем постигать вне нас лежащее, но наше мышление, наш разум лежит вне его, и движение во времени для него есть лишь чередование в некоторой последовательности неподвижных систем [Шмаков, с. 75].
Лингвистическая наука рассматривает время как языковую функционально¬семантическую категорию, в которую укладывается вся совокупность способов выражения времени в языке. Грамматическое время может быть абсолютным, относительным, метрическим, дейктическим и недейктическим, грамматического вида и способа глагольного действия. Лингвистика в целом принимает ставшую тривиальной физико-философскую модель объективного времени, однако системные отношения в языке и речи не сводимы к последовательной модели: темпоральная линия речи преобразуется в синтагматическом ряду в «дерево зависимостей». Такое понимание языковой темпоральности созвучно концепции полевой структуры языка.
Языковая категория времени называется понятийной потому, что смысловые компоненты общего характера свойственны не отдельным словам и системам их форм, а обширным классам слов, выражаемым в естественном языке разнообразными средствами [СЛТ, с. 385].
Изучение концепта «Время» позволило выявить некоторые особенности строения его лексико-семантического поля. Выявлены дефиниции темпоральности. Эта процедура осуществлялась по опорным семам лексико-семантических единиц. Лексический состав языка сгруппирован в следующие группы темпоральных лексико-семантических классов: 1) субстантиваторы (существительные); 2) корреляторы (наречия, прилагательные, предлоги и союзы); 3) параметризаторы (прилагательные и наречия); 4) импликаторы (все части речи). Время как форма бытия в группе субстантиваторов представляется в качестве объекта номинации, который имеет независимое от субъекта существование. Его можно воспринимать, измерять, описывать. Он имеет качественные и количественные признаки. В значениях слов группы корреляторов отражается место, которые занимают явления действительности во временном континууме. Сюда же включаются слова, выражающие связи временного характера, обусловленные положением явлений действительности во времени. В группе параметризаторов время представлено как свойство явлений и процессов, заключающихся во временной протяженности. Это свойство является мерой явлений и процессов. Большая совокупность лексических единиц, значение которых выявляет неразрывное единство времени и пространства, времени и движения, времени и порядка, времени и жизненных процессов, представлена в группе импликаторов. Единицы группы субстантиваторов являются ключевыми для объяснения значений слов других групп. Кроме того, вся темпоральная лексика разделена на два больших разряда соответственно свойствам изоморфизма лексических единиц и грамматических форм: 1) слова, выражающие безотносительное время; 2) слова, выражающие относительное время.
Изучены выбранные для сопоставления тексты. Анализ показал, что оба произведения отражают концепт «Время» как категорию, ответственную за человеческое восприятие, следовательно, направляющую внимание человека, его органы чувств на объекты внешнего и внутреннего мира и тем самым создающую уникальный индивидуальный мир каждого человека. Время как языковая категория отражает авторский замысел на всех уровнях текстовой структуры и семантики. Оригинальное смешение жанров, множество разнообразных персонажей, богатство тем в Сказке братьев Стругацких объединяются главными ключевыми словами - человек разумный, человек, вступивший в особые отношения с миром благодаря накопленным знаниям, человек-труженик, смысл жизни которого - в постоянном стремлении к непознанному. Чтобы подчеркнуть переход количества знаний в новое качество отношений с миром, авторы используют глаголы прошлого времени значительно чаще, чем глаголы настоящего или будущего времени: был - 618, есть - 124, будет - 76; сказал - 761, скажу - 2, говорил - 55, говорю - 25; думал - 53, подумал - 39, думать - 11.
Само слово время авторы используют 102 раза, некоторое время - 35 раз, но будущее встречается только 13 раз. Любимое авторами слово «сказал» звучит как указ, наказ для читателей. Весь сложнейший многоплановый сюжет слоями нанизан на ось времени, которую держит главный персонаж, олицетворяющий само Время, Янус Полуэктович Невструев, директор института Волшебства и Магии...
1. Абросимова Л.С. Теоретико-методологические установки
когнитивного подхода к изучению словообразованя / Л.С. Абросимова // Вестник Балтийского государственного университета им. И. Канта. - № 2. - 2014. - с.7- 14.
2. Аксенов Г. П. Причина времени. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 304 с.
3. Алюшин А. Л., Князева Е. Н. Темпомиры: скорость восприятия и шкалы времени. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 240 с.
4. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н.Д. Арутюновой, Т.Е. Янко. - М.: Изд-во «Индрик», 1997а. - С. 51-61.
5. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - С. 52-57.
6. Базылев В.Н., Красильникова В.Г. От учебной интерпретации читаемого отрывка - к пониманию текста / Вопросы философии. 3(37). 2018.
7. Баранов М.Т. Развитие речи учащихся - необходимая составная часть современного содержания школьного курса русского языка / Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка в 5-9 и 10-11 классах и подготовка студентов педвузов к работе в школе: Тез. докл. межвуз. научно¬практической конференции / Сост. проф. А.Д. Дейкина. - М., 1999. - С.7.
8. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: «Худож. лит.», 1975. - С. 234-407.
9. Белянин В.П. Лексические элементы научно-фантастического
текста в психолингвистическом аспекте // кст и культура. - М.,
1985.Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). - М.: Тривола, 2000. - 248 с.
10. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного
текста [Текст] / В.П. Белянин - М.: Изд-во МГУ, 1988.
11. Березина Т. Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 13-26.
12. Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические
проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Воронежский
государственный университет, 2001. - С. 25-36.
13. Бондарко А.В. Введение. Основания функциональной
грамматики // Теория функциональной грамматики: Введение.
Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. - Л.: Наука, 1987. - С. 5 -39.
14. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2001. - 260 с.
15. Бондарк А.В. Теоретическое значение в системе функциональной грамматики: на материале русского языка / А.В. Бондарко. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 736 с...134