Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экстернальности и самоотношения 6
1.1. Понятие экстернальности и
интернальности 6
1.2. Общая характеристика
самоотношения 15
1.3. Личностные особенности в студенческом
возрасте 24
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование 33
2.1. Методическое обеспечение и ход исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 35
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение 1 63
Приложение 2 68
Приложение 3 77
Приложение 4 91
В современном обществе для успешной реализации себя в жизни, и особенно в профессиональной сфере человеку необходимо быть субъектом собственной активности: самостоятельно ставить перед собой цели, определять методы их достижения и обладать волевой саморегуляцией, что бы их достичь. Для личностного и социального прогресса необходима личность, которая не просто приспосабливается к жизни и окружающим обстоятельствам, а проявляет инициативу и ответственность для преобразования собственной жизни и изменения общества в целом.
Вопрос о том, является ли человек субъектом собственной жизни можно рассмотреть через понятие локуса контроля, которое отражает склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. В научной литературе соответственно выделяются два противоположно направленных локуса контроля: интернальный и экстернальный. Где при интернальном локусе контроля человек принимает ответственность за происходящее на себя и реализует активную жизненную позицию, а при экстернальном - человек перекладывает ответственность за успехи и неудачи в своей жизни на внешние обстоятельства и условия.
Так, выраженность проблемы экстернальности мы решили рассмотреть у студентов. Так как в учебно-профессиональной деятельности, которая является важнейшей сферой социальной реализации, экстерналы могут проявлять внешнюю активность, быть общительными и казаться благополучными. Но так ли это на самом деле? Мы хотим более глубоко рассмотреть проблему экстернальности, и понять, видят ли студенты себя источником собственной активности и субъектами собственной профессиональной деятельности.
Разработкой проблемы локуса контроля занимались такие ученые как Дж. Роттер, Д. Рисмен, Р. Уайт, К.А. Абульханова-Славская, К. Муздыбаев, А.А. Реан и др. Но среди данных исследований мы не нашли ответы на интересующие нас вопросы. Направленность локуса контроля важная составляющая в жизни человека. И мы хотим исследовать этот вопрос глубже, поняв, что может стоять за экстернальностью человека, а именно, с какими компонентами самоотношения взаимосвязан экстернальный локус контроля. Так как исследования показывают, что существует тесная связь между отношением человека к себе и его поведением, мы решили рассмотреть взаимосвязь локуса контроля с самоотношением.
При этом, отношение человека к себе является одним из важнейших отношений социальной жизни. Самоотношение включается и сопровождает любое проявление человека как социального существа. Феномен самоотношения изучали такие ученые как Н. И. Сарджвеладзе, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, И.И. Чеснокова, К. Роджерс и др. За многие годы работы были накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения, рассмотрена структура его строения, функции и механизмы его формирования. Но единый подход к определению самоотношения отсутствует до сих пор. Происходит это из-за того, что существует очень много психологических категорий, которые используют для рассмотрения данного феномена...
Цель нашего исследования была теоретически обосновать и практически выявить взаимосвязь между экстернальностью и компонентами самоотношения студентов. Для её реализации мы охарактеризовали понятие экстернальности, которая определяется как интегральное качество личности, которое отражает предрасположенность и склонность индивида наделять ответственностью за успехи и неудачи в своей жизни внешние обстоятельства, силы и условия.
Далее нами было проведено исследование, в ходе которого мы провели методику «Фигуры Готтшальдта», методику, измеряющую уровень субъективного контроля Е. Ф. Бажина, 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла и методику исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
Следующим шагом мы провели качественную обработку математических данных с помощью коэффициента корреляции Спирмана, с помощью которой мы выявили взаимосвязь между экстернальностью и такими компонентами самоотношения как «внутренняя конфликтность», «самопринятие» и «самоуверенность». А именно, прямую значимую взаимосвязь экстернальности и самопринятия, обратную значимую взаимосвязь экстернальности и внутренней конфликтности, и тенденцию к достоверности связи между экстернальностью и самоуверенностью. Это значит, что студентам с экстернальным уровнем субъективного контроля характерна неуверенность в себе, своих возможностях, сомнение в своих способностях. Они не принимают свои особенности на фоне общего негативного самоотношения и излишней самокритики. Экстерналы склонны к внутренним конфликтам между "Я" реальным и "Я" идеальным, из-за высоких требований к себе, и несогласию с собой. Все происходящее в их внутреннем мире подвергается глубокой оценке из -за развитой рефлексии, которая может переходить в самокопание.
Так же были выявлены другие взаимосвязи экстернальности и самоотношения с полом, курсом, стилем мышления и личностными чертами. Данные параметры были взяты нами на рассмотрение с целью расширения представлений об экстернальности и ее взаимосвязях с самоотношением в студенческой среде.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что экстернальность взаимосвязана с такими параметрами самоотношения личности, как «внутренняя конфликтность», «самопринятие» и «самоуверенность» подтвердилась.
1) Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 258 с.
2) Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская.-М., 1973.-288 с.
3) Агеев В.С. Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии, 1982. - №6. - С. 101 - 106.
4) Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2.
5) Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Локус контроль и методы его исследования // Психологический журнал, 1997. - Т. 4. - №2 - С. 34 - 38.
6) Асмаковец Е.С., Мельничкин С.П. Опыт формирования коммуникативной компетентности специалистов по социальной работе / Актуальные вопросы теории практика психологии отношений: материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-27 мая 2010 года. - Екатеринбург: УГПУ, 2010. - 260 с.
7) Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - №3. С. 152 - 162.
8) Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. Практическое руководство / А.В. Батаршев. - М.: Сфера, 2002. - 96 с.
9) Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды / под ред. Д. И. Фелынтейна. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2001. 352 с.
10) Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
11) Бороздина Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я-концепцией/ / Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология, № 1. 2011. С. 54-65.
12) Братусь Б. С, Павленко В. Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 146-154.
13) Бутаков Д. Б. Формирование самоотношения как технология психопрофилактики девиантного поведения безнадзорных подростков: автореф. диссертации канд. психол. наук. Казнь, 2006.
14) Ванек Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы
мотивации достижения и контроля действия // Вопросы психологии, 1989. - №3. С.75-79.
15) Волошинская Л.В. Взаимосвязь локуса контроля и отношения студентов к здоровью // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.-2014.-№6 (96).-С. 181-183...