Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медицина как семантическое пространство в медиатекстах: ключевые ситуации

Работа №169217

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава 1. Семантические аспекты медиадискурса 8
1.1. Картина мира: содержание и реализация в языке 8
1.2. Семантический синтаксис: исследовательские подходы и понятийный аппарат 11
1.3. Медиалингвистика: проблематика и объекты анализа 23
Глава 2. Семантическая сфера «медицина» в медиакартине мира 27
2.1. Семантическая типология медицинской сферы 27
2.2. Подсфера лечебная 31
2.3. Подсфера фармацевтическая 41
2.4. Подсфера морбуальная 46
Глава 3. Использование медиатекстов на занятиях РКИ в медицинском вузе 65
3.1. Пояснительная записка 65
3.2. Упражнения по русскому языку как иностранному 67
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложение 86


Область здравоохранения, отвечающая за медицинскую деятельность и за институциональные формы, в рамках которых эта деятельность осуществляется, своей функцией определяет охрану общественного здоровья. Один из основных векторов развития здравоохранения, следовательно, направлен на медицину - как науку, беспрерывно развивающуюся и накапливающую определенные знания о строении и функциях человеческого организма, о болезнях, которым он подвластен, и о практических навыках по их распознаванию, предупреждению и лечению [Симонян 2020]. Столь важная сфера общественной жизни очевидно находит свое отражение в медиа - текстах, где медицину можно определить как объемную семантическую сферу, структурированную определенным образом и включающую ряд подсфер. Названная сфера в целом и составляющие ее продсферы описываются и отражаются в большом числе текстов разного стиля и содержания, в том числе в медиатекстах, и обеспечены средствами языковой системы.
Актуальность данной темы определена актуальной природой медицины: человек подвержен болезням и одновременно стремится быть здоровым. Медицинская сфера и ее социальные институты учитывают стратегию развития общества и активно реагируют на общественные события и потрясения, угрожающих здоровью нации. Поэтому медицина в медиатекстах - перманентная тема для обсуждения в СМИ и специфическая сфера языковой картины мира, представляющая интерес как научный объект, достойный изучения.
Одним из самых мощных цивилизационных потрясений последних лет стала эпидемия коронавируса, на протяжении трех лет заставлявшая народы и государства принимать меры для сдерживания распространения заболевания и до сих пор, несмотря на официальное завершение пандемии, не исчерпавшая вниманием мирового сообщества. В языке, как и других институтах и системах общественного устройства, была зафиксирована комплексная и глубокая реакция на сложившуюся ситуацию.
В связи со сказанным актуальность работы определена повышенным интересом к медицине, в частности, к феномену коронавируса, ставшему не только значимой составляющей жизни современного мирового сообщества, процесса здравоохранения, но нашедшем отражение и в текстах, и в системе языка на формальном и семантическом уровнях.
Следствием подобного отражения стало преобразование сферы «медицина», формируемой современными медиатекстами, - объекта исследования в данном случае. Предметом исследования определено семантическое устройство данной сферы.
Цель данной работы - выявление и анализ структуры семантической сферы «медицина», а именно, определение составляющих ее подсфер и характерных для них семантических ситуаций.
В связи с этим материалом для анализа послужили тексты новостного интернет-портала «Lenta.ru» медицинской тематики. Материалы собраны автором исследования в период с ноября 2018 г. по май 2023 г. Общее количество исследованных фрагментов составляет 246 текстовых единиц.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1) обобщить основные положения теории языковой картины мира, семантического синтаксиса и медиалингвистики применительно к данному исследованию;
2) провести лингвистический анализ семантической сферы «медицина» в том виде, в котором она формируется в текстах российских новостных интернет-порталов;
3) определить содержательные различия между вариантами лечебной, фармацевтической и морбуальной подсфер;
4) на основании собранного материала разработать упражнения с определенным типом заданий, ориентированные на формирование языкового сознания иностранных студентов, обучающихся в медицинских учреждениях высшего образования.
Новизна представленного к защите исследования прежде всего определена материалом исследования, которое проведено на текстовой базе статей о медицине, в частности, о коронавирусе, собранных в период с апреля 2020 г. по ноябрь 2022 г. Кроме того, характеристикой новизны обладает семантическое структурирование медицинского дискурса на подсферы - выделение лечебной, фармацевтической и морбуальной подсфер.
Научная значимость данного исследования, кроме того, усматривается в семантическом осмыслении актуального медицинского дискурса, в выделении для детального анализа семантических ситуаций, составляющих его современную специфику.
Теоретическая значимость обусловлена и методами исследования, использованными в процессе языковой обработки материала: прежде всего это метод семантико-синтаксического анализа, и во вторую очередь - методы наблюдения, описания, контекстного анализа, а также количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость, как указывалось при описании задач магистерской диссертации, связана с разработкой на собранном материале упражнений с типом заданий, ориентированных на формирование профессионального языкового сознания студентов медицинских учреждений высшего образования. Предложенные упражнения могут быть использованы как для построения практических занятий по дисциплине «Русский язык как иностранный», так и в период проведения подготовительных курсов по русскому языку для абитуриентов.
Структура работы включает введение, в котором описаны основные содержательные и методологические посылы исследования; главу 1 («Семантический аспект медиадискурса»), теоретическую по целеполаганию, объясняющую лингвистическую основу анализа; главу 2 («Семантическая сфера «медицина» в медиакартине мира»), в которой представлены результаты собственного исследования автора, главу 3 («Использование медиатекстов на занятиях РКИ в медицинском вузе»), заключение, а также список использованных источников и приложение.
Материалы диссертации апробированы в конференциях:
1. Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы современной филологии» с докладом «Лексико- семантическое поле «коронавирус/covid -19»», г. Красноярск 2021 г.
2. II Международная научно-практическая конференция «Динамические процессы в языке и языковой картине мира» с докладом «Освоение медицинской терминологии на занятиях по русскому языку и культуре деловой речи в Фармацевтическом колледже», г. Красноярск 2022 г.
3. Научно-практическая конференция с международным участием «Лингвистика и медицина в контексте педагогического образования» с докладом «Аптека как социально-коммуникативное пространство в зеркале медиакартины мира», г. Красноярск 2023
Кроме того, по данным материалам подготовлены публикации:
1. Долженкова Е.Ю. Лексико-семантическое поле «коронавирус/covid-19» //
Актуальные проблемы современной филологии: материалы XXII
международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 21 апреля 2021 г. / отв. ред. С.Г. Липнягова; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. С. 22-23.
2. Долженкова Е.Ю. Освоение медицинской терминологии на занятиях по русскому языку и культуре деловой речи в Фармацевтическом колледже // Динамические процессы в языке и языковой картине мира: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Красноярск, 28 октября 2022 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. С.П. Васильева; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. С 75-78.
3. Долженкова Е.Ю. ’’Аптека” и “фармацевт” в зеркале медиакартины мира: соотношение семантических элементов // Лингвистика и медицина: материалы научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 29 марта 2023 г. / отв.ред. Н.А. Бурмакина; ред.кол. - Электрон. Дан / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2023 (в печати)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования автор получил следующие результаты.
1.
В процессе актуализации основных положений теории семантического синтаксиса относительно проблематики медиатекста, как объекта медиалингвистики следует учитывать внутренний и внешний контексты, влияющие на восприятие и осмысление актуальных медиасмыслов. Это соотносится со спецификой медиалингвистического подхода, в рамках которого уделяется особое внимание области функционирования языка СМИ и его влиянию на сознание представителей определенной культурной общности.
Семантика в целом помогает реализации данного подхода в том отношении, что позволяет исследовать медиатексты как в связи с общими проблемами категоризации и концептуа-лизации, так и в связи с вопросами языковой картины мира. Ценность методических положений семантического синтаксиса, в свою очередь, позволяет укрупнять лингвистический медиаобъект, сосредоточиваясь не на частном понятии или элементе, а на анализе целой языковой ситуации, отражающей реальное положение дел.
2.
Показано, что в современной медиакартине мира сфера «медицина» делится на три объемные подсферы: лечебную, фармацевтическую и морбуальную, - специфическое содержание которых определяют характерные семантические ситуации.
3.
В лечебной подсфере выделены семантические ситуации Платная медицина и Бесплатная медицина. В исследуемом дискурсе они имеют общую структуру, основанную на пропозициях социального действия и состояния с однотипным набором актантов и сирконстантов, - но одновременно, представляются и оцениваются несколько по-разному.
Платная медицина как институт здравоохранения, охарактеризована в медиакартине мира как пространство и среда, организованные для предоставления услуг различного рода, а человек в ее рамках осмысляется, скорее, как бенефициент, получающий медицинские услуги. Бесплатная медицина характеризуется в медиакартине мира как проблемная среда, нуждающаяся в изменениях и модернизации.
Показательно, что категория оценочности, проявляет свой критический и положительный потенциал при оформлении обеих ситуаций. Последний активизируется в случаях, когда речь идет о модернизации сферы
4.
В фармацевтической подсфере были описаны семантические ситуации Аптека и Фармацевт, которые в медиакартине мира представлены по- разному и в различных контекстах: аптека описана как организация, реализующая торговые отношения, а фармацевт - как участник социальной деятельности, главной функцией которого является медицинское консультирование.
Хотя контексты с маркером фармацевт и контексты с маркером аптека в большинстве случаев не совпадают, оставаясь автономными, языковое сознание на уровне общих представлений об устройстве фармацевтической подсферы связывает два названных элемента, помещая фармацевта как участника в пространство аптеки, а потому приписывая ему функцию торгующего субъекта. Этому способствует и выявленная более высокая частотность контекстов с лексемой аптека.
5.
Морбуальная подсфера конкретизируется в пространстве семантических ситуаций Коронавирус как болезнь и Вакцинация. Их анализ позволил выявить их соотнесение с этапами развития Пандемии в реальности, а именно а) ограничения, в том числе изоляция населения, как способ противостояния Пандемии в 2020 г. (активная публикация медиатекстов с семантикой Коронавирус как болезнь); б) массовая вакцинация как способ противостояния Пандемии в 2021-2023 гг. (активная публикация медиатекстов с семантикой Вакцинация).
Таким образом, диктум названных семантических ситуаций формируется как следствие описанных выше событий новейшей истории глобального социума.
6.
На основании собранного материала разработаны 16 упражнений по русскому языку как иностранному, ориентированных на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, необходимого для восприятия на слух устной разговорной речи больного, говорения - для обмена информацией при общении врача с больным и коллегами, чтения - для получение необходимой информации из источников, и письма - для оформления информации о пациенте в амбулаторных картах.



1. Акопян А.Г. Язык СМИ и национальная языковая картина мира: к проблеме взаимосвязей и взаимозависимостей // Научная мысль Кавказа.-2019.-№1.-С.89-95.-ЦКЬ: https://cyberleninka.ru/article/n7yazyk- smi-i-natsionalnaya-yazykovaya-kartina-mira-k-probleme-vzaimosvyazey-i- vzaimozavisimostey. (Дата обращения: 17.04.23).
2. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2010. - 224 c.
3. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. - Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.
4. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. 2-е изд., перераб. и доп. М. , 1971. 479 с.
5. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М.1976. - 382 с.
6. Богданов В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения [Текст] / В.В. Богданов ; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. - 204 с.; 21 см.
7. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. 2004 -2017. URL: https://old.bigenc.ru/linguistics/text/3546954 (Дата обращения: 20.04.2023)
8. Бочкарев А. Е. Семантика. Основной лексикон. - Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2014. - 320 с.
9. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - М.: УРСС
Эдиториал, 2004.
10. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1990. -176 с.
11. Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. No 5. 1971. С. 105-113.
12. Володина М.Н. Язык массовой коммуникации - основное средство информационного воздействия на общественное сознание // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докл. Междунар. науч. конф. филол. фак-т Мос. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 25-27 октября 2001 г. - М., 2001.
13. Галимова Х.Н. Семантический синтаксис и пропозиция как единица
пропозиционного анализа текста // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021.-№3-C.255-258.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantic
heskiy-sintaksis-i-propozitsiya-kak-edinitsa-propozitsionnogo-analiza- tekstov (Дата обращения: 25.04.23).
14. Диброва Е.И. Лексикология // Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч 1. / Под ред. Е.И Дибровой. - М., 2001.
15. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. - [б. м.] : [б. и.], 2020. -180 с....50



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ