Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки эффективной социализации старших школьников из неполных семей 3
1.1. Эффективная социализация старших школьников из неполных семей как
психолого-педагогический феномен 3
1.2. Неполная семья как фактор социализации старших школьников из
неполных семей 4
1.3. Нормативно-правовые и педагогические условия социализации старших
школьников из неполных семей 6
Выводы по главе 1 7
Глава 2. Реализация социально-педагогических условий процесса эффективной социализации старших школьников из неполных семей....8
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по реализации
социально-педагогических условий процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде основной школы 8
2.2. Актуализация педагогического сопровождения процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы. ...10
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации
социально-педагогических условий социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы 12
Выводы по главе 2 14
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16
Приложение
Актуальность исследования Реформирование практически всех государственных институтов современной России происходящее в последние десятилетия сопровождаются серьезными трансформациями экономической, политической и социокультурной ситуации в целом. Изменения, охватившие практически все сферы жизнедеятельности социума, направлены на разрешение или ослабление насущных проблем социального воспитания подрастающего поколения в условиях основной средней школы. На устранение противоречий между подлинным состоянием дел в сфере социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы, и ожиданиями общества и государства.
В новом ФГОС ООО развитие индивидуальных качеств и творческого потенциала личности, способности к коммуникации и работе в группе в разных жизненных обстоятельствах, наряду с прочими, относится к одной из приоритетных целей социального воспитания в среде основного среднего образования. Этот запрос находит свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» и государственной программе «Развития образования» на период 2013-2020 годы, ряде ключевых нормативно-правовых документов.
В условиях современности семья в силу своей консервативной природы испытывает особые трудности при выборе стратегии в сфере социализации детей. Ослабление позиций семьи как субъекта воспитания фиксируется достаточно отчетливо в деятельности образовательных учреждений, которые, как и семья, несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Особенно серьезные проблемы отмечаются педагогами в отношении детей из неполных семей. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. В этих условиях существенно трансформируется процесс социализации, особенно в неполной семье, которая априори не может обеспечить выполнение всех функций в полной мере, а нестабильные социальные, экономические параметры еще более усугубляют сложившиеся негативные тенденции в России и ее регионах.
Степень изученности проблемы. В ряде исследований социализация трактуется как феномен адаптации человека в социуме, как процесс и результат его трансформации в социальное существо, механизм становления нравственных качеств личности: усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения. (Б.С. Гершунский, И.В. Бестужев-Лада, Р.Г. Гурова, А.И. Кочетов и др.). Вопросы семейного воспитания, межличностные взаимоотношения в рамках семьи, их влияние на развитие личности рассматривали А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Е.А. Аркина, В.А. Сухомлинского, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, Н.И. Лисиной, В.К.Копырло и др. Значение семейного окружения как одного из важнейших институтов социализации отмечали (М.В. Крупенина, Т.Н. Мальковская, Г.Н. Филонов, Ю.С. Тюнников и др.). Роль разных видов деятельности в процессе формирования и развития некоторых способов сознательного управления собственным поведением, интерес к общественному окружению, активность и самостоятельность в процессе социализации наблюдали (А.Н. Поддьяков, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Н.Б. Шумакова, Е.Н. Герасимова, И.Э. Куликовская и др.). Особенности функционирования неполных семей также представляют интерес для исследователей: Т.А.Гурко, С.И.Голод, А.В. Мудрик, И.С.Кон, А.Е. Личко, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.
Отрицательное влияние специфики неполной семьи на психическое, физическое и социальное здоровье подрастающего поколения изучали В.И. Загвязинский, М.А. Ковальчук, Н.А. Леушкина, М.В. Лысогорская.
Анализ фундаментальных исследований по проблеме социализации старшего школьника из неполных семей, опыта педагогической деятельности и сложившейся ситуация в данной сфере позволяют обозначить следующие противоречия между:
- необходимостью государства и общества в эффективной социализации старших школьников из неполных семей, и недостаточной ориентацией системы школьного образования на решение данной задачи;
- наличием объективного потенциала системы школьного образования для решения задачи эффективной социализации старших школьников из неполных семей, и его недостаточной востребованностью в практике учителей основной средней школы;
- потребностью учителей основной средней школы в использовании означенного потенциала в процессе решения задач эффективной социализации старших школьников из неполных семей, и недостаточной разработанностью педагогических условий его реализации.
Выявленные противоречия позволили актуализировать проблему исследования: какие педагогические условия способствуют реализации процесса эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы.
Острота проблемы, её теоретическая и практическая значимость позволили сформулировать: «Педагогические условия эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы»
Объект исследования образовательная среда основной средней школы
Предмет исследования: педагогические условия эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы
На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается цель исследования: определить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы
Гипотеза исследования: процесс социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы будет эффективным, если:
- выявлены теоретические предпосылки эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы;
- определен потенциал образовательной среды школы в контексте реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей;
- разработаны, обоснованы и реализованы в образовательной среде школы педагогические условия эффективной социализации старших школьников из неполных семей;
- разработаны критерии и охарактеризованы уровни реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы;
- обоснованно и реализовано педагогическое сопровождение процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы;
- осуществлена опытно-экспериментальная проверка эффективности проведенной работы по реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы.
В соответствии с целью, объектом, и гипотезой определены задачи исследования:
- выявить теоретические предпосылки социализации старших школьников в образовательной среде школы как предмета психолого-педагогического анализа;
- охарактеризовать неполные семьи как фактор эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы;
- определить потенциал педагогических условий образовательной среды школы в контексте реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей;
- эмпирическим путем разработаны критерии и охарактеризованы уровни реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы;
- обосновать педагогическое сопровождение процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы;
- осуществить опытно-экспериментальную проверку результативности проведенной работы по реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы.
Методологическую основу исследования составили: идеи о самоценности детства и его значения в становлении личности (Б.Г. Ананьев, Л.С Выготский, Т.А. Куликова, Д.А. Леонтьев, О.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконинь и др.); концепции воспитания и социализации (А. Бандура, Н.Ф. Голованова, Ж.П. Пиаже, Б.А. Титов и др.); гендерные аспекты жизнедеятельности неполных семей (O.A. Вотинова, И.С. Клецина, И.С. Кон, Е.В. Кузнецова, Л.И. Савинов, Е.Л. Тихомирова, Е.И. Холостова и др.); концепции педагогической поддержки школьников в образовании и психолого-педагогические основы домашнего воспитания (О.С. Газман, Н.В. Кузьмина, Л.М. Перминова, H.H. Михайлова, Е.И. Рогов и др.). технологии моделирования и взаимодействия семьи и школы, (И.А. Колесникова, Г.К. Селевко, A.B. Сластенин, М.Н. Недвецкая, Н.Е. Щуркова и др.)
Теоретическими основаниями исследования выступают: положения о семье как ведущем институте первичной социализации личности (A.B. Мудрик, A.B. Нагибина, Я.Г. Николаева, Л.М. Перминова, Д.И. Фельдштейн, Э.Ю. Эйдемиллер, и др.); теории социологии и психологии семьи (А.И. Антонов, С.И. Голод, А.Г. Харчев, А.Г. Ширин и др.); теория гуманизации образования и образовательной среды (О.С. Газман, И.А. Колесникова, Б.Ф. Ломов, В.А. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др.); концепции непрерывного образования взрослых и становления педагога (А.Л. Гавриков, Т.А. Куликова, И.В. Крупина Е.П. Тонконогая, В.А. Ядов и др.).
Исследование основывается на государственных нормативных документах, касающихся проблем социализации подрастающего поколения; материалах архивных фондов (Архивного агентства администрации Красноярского края; исследованиях, отраженных в кандидатских и докторских диссертациях, в содержании научно-теоретических изданий; достижениях педагогической практики.
Методами исследования выступали, общетеоретические: анализ психолого-педагогической, социально-педагогической и научно¬методической литературы по теме исследования; синтез, классификация, систематизация идей исследования; эмпирические и диагностические: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми в процессе учебно¬воспитательного процесса; статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ "СШ №18" Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя школа №18 г. Ачинск. В эксперименте приняли участие дети старшего школьного возраста, учащиеся одного класса, в количестве 20 человек. Из них 6 детей воспитываются в неполной семье без отца.
Новизна исследования:
уточнено сущность и структура понятия неполной семьи как факторе процесса «социализации старших школьников» образовательной среде школы, представляющей целостный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих: эмоционально-ценностного, когнитивного,
поведенческо-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов;
выявлен потенциал организационно-педагогических условий образовательной среды школы в контексте реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей.
выделены основные критерии оценки эффективности процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы;
разработана идея, что результативность реализации процесса эффективной социализации старших школьников из неполных семей в условиях актуализации потенциала образовательной среды школы определяется возможностью расширения личностных ценностей всех субъектов этой среды через эмоциональное поддержание их «диалога», и интеграции в целостное пространство продуктивного педагогического взаимодействия.
доказана перспективность и результативность актуализации потенциала образовательной среды школы как внешнего фактора процесса социализации старших школьников из неполных семей.
Теоретическая значимость исследования состоит в научных обобщениях по проблемам функционирования неполных семей, в выделении специфики и типологии ситуаций их социализирующего воздействия, разработке основных положений педагогического сопровождения процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы. Результаты могут быть использованы в сфере педагогики и социальной работы как при изучении семьи в целом и измерения уровней ее стабильности, так и для создания оригинальных методик работы с детьми из неполных семей. Результаты исследования также могут быть задействованы в образовательном процессе при подготовке специалистов для педагогики и социальной сферы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработаны и внедрены в образовательный процесс МБОУ "СШ №18" целевые, содержательные, структурные, технологические и критериально-оценочные компоненты эффективной социализации старших школьников из неполных семей в условиях актуализации потенциала среды школы.; представлены методические рекомендации для учителей определяющих блок ключевых понятий, пакет диагностик, определяющих уровень социализированности старших школьников из неполных семей, список литературы по проблеме актуализации потенциала среды школы в процессе социализации старших школьников из неполных семей.
Содержание диссертационного исследования может быть использовано в деятельности учреждений среднего образования, курсах повышения квалификации учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическими условиями социализации младших школьников из неполных семей являются: высокая квалификация педагогов, владение средствами педагогического сопровождения, поддерживающая позиция, сензитивность, чувство меры, соблюдение педагогического такта и этики при обращении к ценностям семьи.
3. Педагогическое сопровождение процесса социализации детей из неполных семей - это комплексное средство многонаправленного действия, охватывающее субъектов неполной семьи и отдельно проживающего родителя, содействующее социализации младших школьников из неполных семей и учитывающее их особенности.
1. Формирование социального поведения старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы представляет собой педагогическую деятельность, обеспечивающую получение знаний о его сущности и содержании, приобретение разнообразного опыта реализации социально ответственного поведения, стимулирование эмоционального переживания поступков и включение общественных ценностей в иерархию личностных ценностей старших школьников;
2. Неполная семья объективно, выступает как феномен народной культуры и современного российского общества, и фактор социализации старших школьников в образовательной среде школы;
3. Жизнедеятельность в образовательной среде - это совокупность дел, событий, отношений, вызывающих эмоциональные переживания социально ответственного поведения, способствующих самореализации и самоутверждению старших школьников в различных ситуациях жизнедеятельности, включению их в ситуации принятия решений, связанных с ними.
4. Критериями эффективности реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы являются: когнетивно-аналитический - отражает степень осознанности знаний о нормах общественного поведения, способность выражать собственные суждения, осмысливать социальной ответственности в жизни; деятельно-рефлексивный
- определяет степень влияния социального поведения на образ жизни; эмоционально-волевой- характеризует переживание значимости социально ответственного поведения, возбуждением в процессе включения их в ситуации принятия решений и деятельности; ценностно-мотивационный- отражает готовность старших школьников включить общественные ценности в иерархию личных ценностей.
5. Педагогическое сопровождение процесса социализации старших школьников
из неполных семей в образовательной среде школы включает следующие компоненты: концептуально-целевой, определяющий педагогические ориентиры; содержательно-процессуальный, обосновывающий условия реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы; критериально-результативный, влияющий на качественный характер личностных изменений в процессе социализации.
6. Результативность проведенной работы по реализации процесса социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы возможно подтвердить опытно-экспериментальной проверкой.
Структура работы. Диплом состоит из введения, двух глав, содержащих шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
Проведенный в исследовании анализ литературных источников, посвященных эффективности развития детей в семьях разного типа, приводит к выводу о наличии специфических особенностей формирования личности детей в неполной семье: проблемный характер физического и эмоционального развития, половой идентификации, а также усвоения социальных норм и формирования ценностных ориентаций. Результаты исследований свидетельствуют о том, что специфика жизнедеятельности неполной семьи продуцирует ряд факторов, негативно влияющих на формирование личностных качеств детей. Выявлены недостатки воспитательной позиции одиноких родителей, приводящие к издержкам социализации ребенка: дистанцирование родителя в ситуации потребности подростка в совете, помощи; стремление к незаслуженному оправданию проступков ребенка; низкий контроль; недостаточная поддержка стремлений ребенка к достижениям.
Дети из неполных семей демонстрируют более выраженные личностные проблемы, связанные с социализацией, а именно: трудности установления доверительных отношений со значимыми взрослыми (родителем, педагогом); недооценка получения школьного образования для личностного успеха; низкая культура досуга; коммуникативная беспомощность; профессиональная дезориентация. Следовательно, нуждаются в целенаправленной профессиональной помощи педагога. Также дети из неполных семей демонстрируют высокую зависимость от социального окружения, поскольку им свойственна низкая способность к личностному обособлению.
Целью опытно-практической работы было выявление особенностей социализации старших школьников, воспитывающихся в неполной семье, и реализация направлений работы по повышению эффективности процесса социализации детей. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что в данной группе испытуемых у большинства старших школьников не развиты коммуникативные и организаторские навыки, обнаружена недостаточность навыков конструктивного межличностного общения, группа характеризуется относительным благополучием групповых межличностных отношений, что свидетельствует о недостаточной эффективности процесса социализации старших школьников.
По результатам проведенной опытно-практической работы было проведено контрольное исследование. Повторное проведение социометрического эксперимента показало положительную динамику процессов межличностного взаимодействия в группе испытуемых. Старшие школьники стали больше общаться между собой, круг общения расширился, начали формироваться новые межличностные контакты. Количество человек со статусом «предпочитаемые» увеличилось, «пренебрегаемых» стало меньше, группа со статусом «отверженные» после проведения тренинга общения отсутствует. Что касается детей из неполных семей, то социальный статусный состав данной группы кардинально не изменился. После проведенной работы один человек из категории «пренебрегаемые» перешел в категорию «предпочитаемые». Состав группы «лидеры» остался неизменным.
Итак, в ходе исследования было выявлено, что в процессе социализации старших школьников, воспитывающихся в условиях неполной семьи имеются определенные особенности: дети, воспитывающиеся в условиях неполной семьи, имеют более низкий уровень социализации, чем их ровесники, живущие в полных семьях. Однако, при условии надлежащей, специально организованной работы по повышению эффективности процесса социализации данные особенности подлежат корректировке.
1. Алексеева М. Е., Иванова Н. Н. Роль отца в воспитании детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 238-241.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Альфа, 2000. — С. 40 — 89.
3. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 224с.
4. Воспитание детей в неполной семье. Пер. с чеш. / Обш. ред. Н.М. Ершовой. - М., 2011. - 206 с.
5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика / Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М., 2010.
6. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия, 2011. - 624 с.
7. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
8. Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика / Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. - М., 2011.
9. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. -
2009. - 10. - С. 90 - 97.
10. Доронова Т. А. Вместе с семьей. Пособие по взаимодействию детских образовательных учреждений с родителями. - М., 2013. - 194 с.
11. Дружинин, В. Н. Психология семьи : научное издание / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - М.; СПб. ;Н.Новгород ; Воронеж : Питер, 2007. - 176 с.
12. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. - 2011. - № 4. - С. 77-79.
13. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012.— 256 с.
14. Кочетова Ю.А. Страхи современных школьников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77-87.
15. Кривос Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. — 2013. — № 5. — С. 11 — 22.
16. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.: Юрайт, 2011.- 464 с.
17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2010. - 348 с.
18. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. - 150 с.
19. Мамайчук И. Семейныеотношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 80-85.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.
21. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик // Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
22. Никитин А. А. Зависимость тревожности мальчиков от проживания с отцом или матерью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 36. - С. 6-10.
23. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. завед. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2013. - 569 с.
24. Овчарова Р. В. Справочная книга практического психолога- М.: ТЦ "Сфера", 2011. - 476 с.
25. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 512 с.
26. Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания - М.: Изд-во «АСТ», 2013. - 211 с.
27. Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред.
Тутушкиной М.К. - СПб.: «Дидактика Плюс», 2010. - 518 с.
28. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. - М.: Академия, 2012. - 419 с.
29. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. С.44-49
30. Психология семьи: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Прокопьева, М.Д, Находкина . - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013. - 144с.
31. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина - Спб.: Питер, 2002, - С. 326 - 333.
32. Пономарева Е. В. Ценность отцовства для современного мужчины // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 4. - С. 11-15.
33. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста -- СПб.: Питер, 2000.-- С. 50-85, 390-404.
34. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. - СПб.: Речь, 2016.
35. Саенко Л. В. Социально-правовое регулирование семейных отношений: современное состояние, перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1076-1080.
36. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2012. - № 3. С. 71-73.
37. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2012. - 367 с.
38. Сёмина М.В. Психолого-педагогические аспекты изучения семьи (учебно-методическое пособие). - Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2005.-101с.
39. Семушина Н. Н., Кувалдина Е. А. Исследование особенностей социализации младших школьников из неполных семей // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 70-72.
40. Тихонова Д. В. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 41-45.
41. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. М., 2004.
42. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.
43. Шишова Т. Трагедии неполных семей // Здоровье детей. - 2011. №1. - С. 17.
44. Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учеб. пособие для студ. вузов - М.: ИП РАН, 2002, С. 123 - 127.